Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - димитрий св. митрополит ростовский

Димитрий св. митрополит ростовский

— Митрополит Ростовский, родился в Декабре 1651 года близ Киева в Малороссийском городке Макарове, в котором родитель его Савва, по прозванию Туптало, был Полковым Сотником; при крещении он наречен был Даниилом; издетства воспитывался в родительском доме, а потом отдан в Киевский Училищный Богоявленский Монастырь, и там обучался иностранным языкам и Словесным наукам до Риторики; ибо тогда далее сего класса не были другие в оном училище. На 18 году возраста своего, 1668 года Июля 9, пострижен он в Монашество в Киевском же Кирилловском Монастыре и наречен Димитрием. В 1669 году Марта 25 Киевским Митрополитом Иосифом Тукальским в Каневе посвящен во Иеродиакона; а в 1675 году Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем в Густинском Монастыре, по посвящении Мая 23 в Иеромонаха, определен Проповедником при Кафедральном его Соборе, где два года исправлял сие звание с отменным успехом и похвалою. Потом, по приглашению некоторых благодетелей своих, отъехал за границу в Литву и, сперва прибывши в Виленский Святодухов православный Монастырь, по просьбе Братии, только дважды в нем проповедовал; оттуда, по приглашению от Слуцкого Духовенства, переселился в Слуцк, и пребывая там в Преображенском православном же Монастыре, целый год неутомимо трудился в проповедании Слова Божия. Слава о его проповеднических дарованиях скоро распространилась по всем Заднепровским православным Церквам. Многие Монастыри и Духовные Власти приглашали его к себе, но Слуцкое Братство, а особливо создатель Слуцкого Монастыря благочестивый гражданин Иоанн Скочкевич, просьбами своими удерживали его в Слуцке. По кончине сего Скочкевича он, почтив память его надгробным Словом, возвратился в Малороссию и избрал себе жительство в Николаевском Крупицком Монастыре, в городе Батурине, где было тогда пребывание Малороссийских Гетманов. Там он прилежно продолжал Проповедническую должность и там обратил на себя внимание как народа, так и своего Начальства, а равно и всего Духовенства. По сему многие тамошние Обители изъявляли желание иметь его и даже просили его себе в Настоятели. В 1681 году Сентября 4 посвящен он Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем в Игумена Преображенского Максаковского Монастыря; а в 1682 году Марта 1-го переведен Игуменом же в Батуринский Крупицкий Монастырь, но по прошествии 1 года и 8 месяцев он сам отказался от Настоятельства и жил в том же Монастыре уединенно.

Около 1684 году призвал его к себе тогдашний Киево-Печерский Архимандрит Варлаам Ясинский с тем, чтобы поручить ему собрание, исправление и издание книг Житий Святых, или Четьих Миней, коих Малороссийская Церковь тогда еще не имела. Когда предложил он Димитрию сей труд, то оный сперва устрашил его. Ибо и прежде сие дело начинали Митрополит Киевский Петр Могила и Киево-Печерский Архимандрит Иннокентий Гизель, однако ж не могли не только окончить, но ниже продолжить оного. В Малороссийских библиотеках даже не было и пособий к сему. Потому что, как говорит Варлаам Ясинский в Предисловии к первой четверти Димитриевых Четий Миней, хотя до Батыева нашествия на Киев были в тамошних Церквах на Славянском языке Жития Святых, но оные со многими другими книгами погибли, почему Малороссияне православные читали таковые жизнеописания, только собранные иноверными и притом неисправно переведенные на Польском языке. Петр Могила, достав из Афонской Горы греческие Симеона Метафраста Четьи Минеи, хотел хотя их перевести и издать, но скорая последовавшая ему смерть не допустила исполнить сие намерение. По нем Киево-Печерский Архимандрит Иннокентий Гизель приступил к сему труду и в пособие себе испросил у Московского Патриарха Иоакима Великие Четии Минеи Макария Митрополита Московского на Славянском языке, собранные им из древних Прологов, Соборников и других книг. Но, как говорит Архимандрит Варлаам Ясинский, военные тогдашние беспокойства и другие прискорбия помешали и ему кончить сие дело. Ясинский с Киево-Печерскою Братиею своею наконец убедили Димитрия принять на себя сей труд, и он приступил к оному с Июня того же 1684 года. Основанием и руководством предположил он себе Метафрастовы Греческие и Славянские Макариевы Великие Четьи Минеи, которые нашел он почти во всем сходными с Метафрастовыми, и сверх того в Макариевых еще жизнеописания и Российских Святых. Но он поверял обе сии книги со многими Восточными и Западными древними Историками и другими писателями, коих именную роспись показал он при первой и второй части своих Четий Миней. Вообще ж, как пишет сам в Предисловии ко второй части, он старался сокращать жизнеописания, которые находил он у Макария и других слишком распространенными. Около четырех лет трудился он над первыми тремя месяцами — Сентябрем, Октябрем и Ноябрем сих Миней, а между тем с 1686 года Гетман Мазепа и Батуринское Духовенство уговорило его паки принять Игуменское Настоятельство в Батуринском Монастыре; и там-то окончил он первую четверть своего труда.

Когда книга сия рассмотрена была Киево-Печерским Архимандритом Варлаамом Ясинским и Соборными Старцами и одобрена к изданию, то Димитрий сам приехал из Батурина в Киев, где в типографии Печерского Монастыря с Января 1689 года начато печатание и в том же году поспешно кончено. Сия первая книга от Киево-Печерской Лавры посвящена Государям Царям Иоанну и Петру Алексеевичам и Царевне Софии Алексеевне. В Июле месяце Гетман, отправляясь в Москву с Малороссийскими Полковниками для представления их Двору, взял с собою и Димитрия, которого также представил Государям и Патриарху Иоакиму. В Москве пробыли они до Октября месяца и до отъезда своего сами поднесли уже оконченную печатанием первую часть Димитриевой Четьи Минеи. Патриарх Иоаким не очень доволен был тем, что она без его доклада и рассмотрения была напечатана и нашел в ней некоторые неисправности, однако ж похвалил благочестивое тщание сочинителя и ободрив его к продолжению труда, благословил Иконою, а о исправлении ошибок писал в Киево-Печерскую Лавру.

По возвращении в Монастырь свой Димитрий приступил с сугубою ревностью к продолжению начатого дела и построил себе для ученых своих упражнений особую от Настоятельских покоев келию, которую в Дневных своих Записках именует он Скитом. По кончине Патриарха Иоакима преемник его Адриан в 1690 году прислал ему в ободрение Похвальную Грамоту, которая и напечатана при начале второй четверти Четьих Миней. Сие одобрение придало ему новые силы, и он для успешнейшего продолжения своего труда опять отказался от Монастырского Настоятельства, оставаясь однако ж в том же Монастыре в уединенной келии. К 1693 году кончил он второе отделение своего сочинения, месяцы Декабрь, Январь и Февраль и, приехав опять в Киев, с Июля того же года отдал их в типографию, но из печати вышли они уже в 1695 году при Архимандрите Мелетии. В Предисловии к сей части исправил он некоторые погрешности первой.

Между тем пока сии книги печатались в 1694 году определен он Игуменом в Петропавловский Глуховский Монастырь. Там, ободрен будучи вновь полученною от Патриарха Грамотою, начал он 3-ю часть своих трудов и в продолжение оной 1697 года переведен был в Настоятели Киевского Кирилловского Монастыря; спустя пять месяцев, того же года Июня 20 произведен во Архимандрита Черниговского Успенского, Елецким именуемого, Монастыря; а чрез два года и три месяца переведен в Новгородо-Северский Спасов Монастырь. Там уже кончил он третью четверть своих Миней, месяцы Март, Апрель и Май, которая напечатана в Киеве же 1700 года. В следующем 1701 году Государь Петр I повелел призвать его в Москву и во уважение трудов пожаловал его в сан Тобольского и Сибирского Митрополита, в который он и посвящен в Москве того же года Марта 23. Но поелику климат сей Епархии почитал он для слабого здоровья своего несносным, и самое отдаление туда могло бы помешать продолжению труда его, то Государь указал оставаться ему пока в Москве, а между тем открылась вакансия Ростовской и Ярославской Митрополии, на которую он в 1702 году Января 4 и определен, а в конце Февраля туда и отправился.

В то время еще мало было просвещения во всем Русском народе, а потому и в Русском Духовенстве. Сие самое нашел Димитрий и в Ростове; и для того, почитая долгом своим просветить и исправить сперва Церковных Учителей своей паствы, он написал и разослал им два окружных Наставления, с изъяснением их должности в рассуждении себя и детей Духовных. Но дабы впредь приуготовить для Церкви способнейших Священнослужителей, он завел в Ростове Семинарию и, разделив ее на три класса, надзирал сам за успехами учения, а иногда, в небытность учителей, сам даже обучал их; кроме того, способнейшим ученикам толковал в свободное время Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

При всех Епаршеских подвигах и трудах он не забывал продолжать и прежний труд свой в описании Житий Святых и чрез три года пребывания своего в Ростове, кончив последнюю четверть Четьих Миней, отослал ее в Киево-Печерскую Лавру, где она и напечатана была в 1705 г. И так всего более 20 лет занимался он сим сочинением, да и после продолжал исправлять оное ко второму изданию.

Между тем предлежал ему другой важный подвиг в Ростовской пастве.

Там в его время было великое число раскольников, которых главные учителя, укрываясь в Брынских лесах, чрез потаенных своих проповедников повсюду рассевали мятежное против Православной Церкви учение. Сие крайне прискорбно было Димитрию и он, для утверждения паствы своей в Православии, принужден бывал часто объезжать свою Епархию; а в Ярославле и проживал для сего по нескольку времени, и хотя, как сам он говорит, в обличение раскольнических заблуждений сочинены уже были прежними Московскими Патриархами две убедительные книги, Жезл Правления и Увет Духовный, но книги сии мало были известны в Ростовской Епархии, для того что раскольники истребляли их. Посему-то решился он наконец сочинить на них свою обстоятельнейшую книгу и, написав ее под названием Розыск о раскольнической Брынской вере, разослал в списках при окружном своем Послании ко всем Духовным Властям своей паствы.

Сверх всего того, не преставал он неослабно заниматься и другими Пастырскими делами; писал всегда народные Поучения, без коих редко и служивал; сочинял на разные случаи и по требованиям многие целые Трактаты, Наставления, Размышления и тому подобное; начал было собирать Библейскую Историю, под названием Летописи, но слабое и от трудов еще более расстроившееся его здоровье не позволило Ростовской пастве долго пользоваться наставлениями сего Пастыря. Он управлял ею только 7 лет без двух месяцев и скончался в Ростове 1709 года на 28 число Октября ночью, имея от рождения 58 лет. Погребение ему совершено на третий день по кончине. Но друг его Стефан Яворский, Митрополит Рязанский, прибывши в Ростов, совершил вторичное отпевание ему Ноября 25 и почтил память его надгробным Словом, а после сочинил ему и надгробную надпись. Оставшаяся многочисленная библиотека его, состоявшая из Греческих, Латинских, Польских и Славянских книг, рукописных и печатных, вся тогда ж Митрополитом Стефаном отослана в Москву и положена в Патриаршую библиотеку. Что касается до собственных Димитриевых черновых рукописей, то он сам завещал положить их вместо возглавия и подстилки под мощи свои в гробе, что и было исполнено.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое димитрий св. митрополит ростовский
Значение слова димитрий св. митрополит ростовский
Что означает димитрий св. митрополит ростовский
Толкование слова димитрий св. митрополит ростовский
Определение термина димитрий св. митрополит ростовский
dimitriy sv. mitropolit rostovskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):