Большая биографическая энциклопедия - дубнов семен маркович
Дубнов семен маркович
— историк и публицист; род. 1860 г. в бедной еврейской семье. Самоучка по образованию, Д. обратил на себя внимание своими исследованиями по истории еврейских религиозных сект: "Саббатай Цеви и псевдомессианизм в ХП в." ("Восход", 1882), "Яков Франк и его секта христианствующих" (там же, 1883), "История хасидизма и цадикизма" (там же, 1887—1898). Последний труд основан на неизвестных до того старопечатных и рукописных материалах. Кроме того, Д. собрал и опубликовал много важных документов, преимущественно по истории белорусских евреев, и составил обзор источников истории евреев в России: "Об изучении истории русских евреев" и проч." (СПб. 1891, и "Восход", 1891, кн. 4—9).
{Брокгауз}
Дубнов, Семен Маркович
— современный еврейский историк, публицист и общественный деятель; род. в Мстиславе в 1860 г. Первая его статья, "Главные моменты из истории евр. мысли", была напечатана в "Русском еврее". С 1882 года Д. стал сотрудником "Восхода". Первые исторические работы Д. в ("Восходе" 1883 г.) касались евр. сектантских движений — "Саббатай Цеви и псевдомессианизм в 17 веке", "Яков Франк и его секта христианствующих", — ставших предметом долгих занятий Д. Наиболее крупному из этих движений, хасидизму, Дубнов посвятил ряд статей ("Восх.", 1888—93), обнимающих 40 печатных листов. В этом труде, написанном весьма живо, основанном на ценном рукописном материале, Д. исследовал главные моменты истории хасидизма, религиозной борьбы среди русских евреев в конце 18 века. К этому труду примыкают впоследствии написанные Д. статьи: "Ha-Chasidim ha-rischonim be-Erez Israel", Pardes, 1894, II и "Chasidim porze geder", Haschiloach, V, 7. — Занятия хасидизмом, а раньше франкистской сектой ввели Д. в сферу истории евреев в Польше и России, еще очень мало в то время разработанной. Чтобы вызвать в обществе интерес к подготовительным историческим работам, Д. выпустил брошюру "Об изучении истории русских евреев и об учреждении русско-еврейск. исторического общества" (СПб., 1891); позже он обратился с воззванием к лицам, сочувствующим делу собирания на местах исторических документов ("О совокупной работе по собиранию материалов для истории русских евреев", "Восход", 1891, XI), и с отдельной брошюрой הרקחנו השפחנ, 1892, к кругам, читающим более по-еврейски. Ему стали присылать материалы, и Д. приступил к их обработке в ряде "Исторических сообщений" ("Восход", 1893—95). Тогда же Д. стал помещать в серии исторических сообщений "Указания, вопросы и ответы". В этот период он написал "Евреи и Реформация в Польше в ХVІ в." ("Восх.", 1895, V, VII, VIII), обстоятельный очерк "Историограф еврейства. Гейнрих Грец, его жизнь и труды" (ib., 1892, II—IX) и историко-философский этюд "Что такое еврейская история" (ib., 1893, IX—XII; немецкий перев. I. E. Friedländer'a вышел отд. книжкой в Берлине в 1897 г., английский же был выпущен Евр. издательским обществом в Америке). В этом "Опыте краткой философской характеристики" Д. находился под влиянием идеологии Греца. История евреев представляет преимущественно историю евр. духа, и соответственно этому Д. классифицировал евр. историю на библейскую, духовно-политическую (эпоха 2 храма) и талмудическую, или религиозно-национальную, и на 4 последующих периода: период гаонейский, или восточной гегемонии (500—980), период раввинско-философский, или гегемонии испанских евр. (980—1492), период раввинско-мистический, или гегемонии немецко-польских евреев (1492—1789), и новейший европейско-просветительный период (19 в.); этого деления Д. придерживался и в "Еврейской истории" по Беку (Gesch. d. jüd. Volkes vom babylon. Exil bis auf d. Gegenwart) и Бранну (Gesch. d. Jud. u. ihrer Literatur) (2 т., 1896—7), и во "Всеобщей истории евреев" от древнейших времен до настоящего (1901—1906, 3 книги), второй том которой был переработан и дополнен самостоятельной главой об истории польско-русских евреев. Позже Д. выпустил новое издание — "Всеобщую историю евреев", явившуюся отчасти коренной переработкой "Евр. истории", отчасти самостоятельным трудом. В 1910 г. предпринято издание "Всеобщ. истории" на жаргоне (Algemeine idische Geschichte, изд. Гед-Газман). — В этих трудах Дубнов постепенно эмансипировался от взгляда на историю евреев как на историю иудаизма, посвящая внимание вопросам общественной и экономической жизни, хотя и не везде давая цельную картину быта. Свой взгляд на метод изучения евр. истории Д. изменил лишь в последние годы под влиянием национального движения: под "историей евр. народа" следует подразумевать "историю национального индивида, который развивался в течение нескольких тысячелетий как при самостоятельном государственном строе, так и вне его". — В 1900—01 гг. Д. выпустил "Учебник евр. истории" для евр. юношества в 3 томах, широко распространившийся. В 1906 г. Д. читал курс евр. истории в Вольном университете Лесгафта, а с 1908 г. читает по тому же предмету лекции на Высших курсах евр. знания (Курсы востоковедения) бар. Гинцбурга, в учреждении которых Д. принимал близкое участие. Д. состоит председателем Евр. литературного общества и товарищем председателя Евр. историко-этнографическ. общества со времени их возникновения (1908); он же редактор издаваемого обществом трехмесячника "Еврейская старина". — Кроме Польши, Д. посвятил еще некоторые очерки истории евреев во Франции в эпоху Великой революции. Д. принимал участие в Jewish Encyclopedia (Council of four lands и др.) и в Евр. энц. (был общим редактором I т.).
М. В.