Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - дубровская мария александровна

Дубровская мария александровна

(сцен. псевд.; урожд. Эйхенвальд; по мужу Брюхатова) [1872 (в нек-рых источ. 1876), Москва — 11.2.1926, там же] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог. Сестра М. Эйхенвальд. Отец — художник, мать — И. Папендрик-Эйхенвальд арфистка оркестра Большого т-ра. Пению обучалась в Моск. конс. (кл. Э. Тальябуэ), по окончании к-рой пела в петерб. Итал. опере (1890), Воронеже, Тифлисе, Кисловодске. В 1898—1902 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Лизы — "Пиковая дама"). В 1902 выступала в Симферополе, Одессе (1903), в сезоне 1903/04 — в Петерб. рус.-итал. частной опере (Большой зал конс., антр. А. Угетти), Киев. опере (1905, антр. М. Бородая), Житомире, в 1905—07 — в моск. Опере С. Зимина, в 1908—09 — Екатеринбурге. Обладала сильным голосом широкого диапазона (пела также и меццо-сопрановые партии), ее исп. был свойствен артистизм. Обширный и разнохарактерный репертуар включал лирич., меццо-характерные и драм. партии.

1-я исп. партий: Раутенделейны ("Потонувший колокол"); в Екатеринбурге Купавы ("Снегурочка"). Поппеи ("Нерон"): в Одессе Франчески ("Франческа да Римини" Э. Направника); на рус. сцене — Жорж Занд ("Шопен"). Лучшие партии: Горислава, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Лиза ("Пиковая дама"), Марья Власьевна, Галька, Валентина, Эллен, Рахиль ("Жидовка"). Др. партии: Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Фатима ("Кавказский пленник"), Земфира ("Алеко" С. Рахманинова), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Наталья ("Опричник"), Татьяна, Купава, Марфа ("Царская невеста"); Маргарита ("Фауст"), Аида, Микаэла, Сантуцца, Елизавета ("Тангейзер"). Партнеры: С. Власов, Л. Донской, К. Михайлов-Стоян, В. Островидов-Тассин, Н. Сперанский, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин, Н. Шевелев, Л. Яковлев. Пела п/у И. Альтани, Дж. Пагани, И. Прибика.

Эпизодически пела в концертах (в т. ч. с Ф. Шаляпиным и Н. Фигнером в концерте Лит.-худож. кружка в Москве, 1901), в к-рых исп. произв. Ф. Шуберта, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова.

В 1907—21 преподавала в Саратове (проф.). в 1921—26 — в Моск. муз. техникуме им. А. Н. Скрябина и в школе им. П. И. Чайковского. Центр. техникуме театр. искусства. Среди учеников — И. Бронзов.

Записывалась на грампластинки.

Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1900. Вып. 5; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 55; М. А. Эйхенвальд-Дубровская // Вестник работников искусств. 1926. № 5. С. 25; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 114.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дубровская мария александровна
Значение слова дубровская мария александровна
Что означает дубровская мария александровна
Толкование слова дубровская мария александровна
Определение термина дубровская мария александровна
dubrovskaya mariya aleksandrovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):