Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - джунусов масхуд садыкович

Джунусов масхуд садыкович

(р. 18.02.1919) — киргизский философ, спец. в обл. соц. филос. и соци-ол. теории нац. вопроса; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Пржевальск (Киргизия). Окончил биол. ф-т Киргизского пед. ин-та (1940). Участник Великой Отеч. войны. Был тяжело ранен. Окончил курсы преподавателей марксизма-ленинизма ВПШ при ЦК ВКП(б) (1944), курсы диссертантов АОН (1947). Канд. дисс. — "К вопросу о формировании национальной по форме, социалистической по содержанию культуры" (1947); докт. дисс. — "Закономерности перехода ранее отсталых народов от докапиталистических отношений к социализму" (1956). В 1949—1962 работал зав. кафедрой филос. Кирг. пед. ин-та (после реорганизации — ун-та). С 1963 — ст. н. с. сектора ист. материализма ИФ АН СССР, с 1968 — зав. сектором филос. проблем пролетарского интернационализма и нац. отношений ИФ АН СССР, затем — в Ин-те социол. АН СССР. В 1974—1984 являлся проф. С 1997 — гл. н. с. Ин-та социол. РАН. Действ. чл. Междунар. академии информатизации (1994). Д. исследовал нац. как одну из устойчивых общностей людей, расселенных, как правило, на опр. территории, характеризующихся единством социума и этноса, представляющих собой органическую целостность: с одной стороны, соц.-полит., идейных, нравств. черт, с др. — языка, обычаев, обрядов, традиций этноса. В свете теории информации и семиотики включил в теорию нац. вопроса нац. особенности речи, языковых и неязыковых средств передачи информации разл. народов. Проанализировал соотношение нац. и общечеловеч. в культуре. Д. полагает, что каждая нац., будучи составной частью человеч., является носителем разнообразных элементов культуры. Они придают нац. культуре неповторимую самобытность, вносят оригинальные краски, благодаря чему создается многокрасочное полотно общечеловеч. культуры. Самобытность нац. культур является непременным достоянием общечеловеч. культуры. Спец. направление науч. деятельности Д. — диалектика нар., нац. и гос. суверенитета. Суверенитет — групповая воля народа, содержащая в себе высшие полномочия, неделимость власти. Суверенитеты народа, нац. и гос-ва находятся в противоречивых отношениях. Гос-во нередко узурпирует суверенные права народа, нац., навязывая им антинар., антинац. правящие режимы. В рамках концепции гуманизма Д. изучил взаимоотношения патриотизма и национализма. Национализм Д. трактует как ущемление интересов и достоинства др. народов. Д. определил толерантность как сущностную черту нац. культуры, имеющую опр. порог, за к-рым терпимость в отношении дух. особенностей др. народов превращается или в свою противоположность, или приобретает негативные качества. Д. исследовал также мн. др. вопросы соц. филос. (проблемы обществ. прогресса, соотношения свободы и необходимости и др.). В работе "Общественно-экономическая формация как категория исторического материализма" (1960) Д. привлек внимание филос. общественности своим обоснованием объективной необходимости разработки одной из центр. категорий соц. филос. Он показал гносеол. и методол. значение категории "общественно-экон." формация не только для познания закономерностей обществ. жизни, но и для развития материалистич. понимания истории.

Соч.: К вопросу о классовых и гносеологических корнях и социальных функциях национализма. Фрунзе, 1960; Общественно-экономическая формация как категория исторического материализма // ВФ. 1960. № 10; О предмете и структуре курса "Основы научного коммунизма" // ВФ. 1963. № 5; О взаимосвязи основных научных понятий исторического материализма // ВФ. 1965. № 7; Нация как социально-этническая общность людей // Вопросы истории. 1966. Мб; Теория и практика национальных отношений. Алма-Ата, 1969; Общественный прогресс и национальные отношения. Алма-Ата, 1976; Введение в марксистско-ленинскую теорию нации. Ашхабад, 1988; Буржуазный национализм: принципы критики. М., 1988; Национализм в различных измерениях. Алма-Ата, 1990; Суверенитет как социальный феномен. М., 1994; Лики суверенитета. Суверенитет в призме социальной истории. [В соавт.]. М., 1994; Терминологизация и детерминологизация суверенитета. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании. М., 1997; Суверенитет // Минисловарь. М., 1997;

Азбука науки толерантности // Центральная Азия и культура мира. 1997. № 1.

А.П.Серцова

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое джунусов масхуд садыкович
Значение слова джунусов масхуд садыкович
Что означает джунусов масхуд садыкович
Толкование слова джунусов масхуд садыкович
Определение термина джунусов масхуд садыкович
dzhunusov mashud sadykovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):