Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - феофилакт русанов

Феофилакт русанов

(в миру Феодор Гаврилович) — экзарх и митрополит Грузии, член св. Синода, знаменитый иерарх эпохи императора Александра I. Сын дьячка Набережской волости, Онежской округи, Архангельской губернии, родился в 1765 году. Образование получил в Олонецкой духовной семинарии и с 1788 г. — в С.-Петербургской Александро-Невской главной семинарии, которая считалась высшим духовно-учебным заведением. По окончании в 1792 г. курса он, как лучший и даровитейший воспитанник, оставлен был в семинарии учителем поэзии и риторики; в этом же году он принял монашество с именем Феофилакта, а в 1793 г. рукоположен в иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора, публично изъясняя катехизис в течение целого года. В 1794 г. Ф. был посвящен в сан иеромонаха и назначен законоучителем в Греческий корпус, переименованный в 1796 г. в корпус чужестранных единоверцев; в 1796—1797 гг. он преподавал Закон Божий в сухопутном шляхетном и артиллерийском кадетских корпусах. В 1795 г. он был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Зеленецкого монастыря, затем последовательно был назначаем настоятелем Сергиевской пустыни близ Петергофа (29 мая 1796 г.), новгородского Антония Римлянина монастыря (8 ноября 1798 г.) и валдайского Иверского монастыря (1799 г.), но все время жил в С.-Петербурге, исполняя должность законоучителя, состоя с 1798 г. членом Св. Синода в звании асессора и уделяя немало времени самообразованию, изучению философии, эстетики, истории и новых языков, в особенности французского. Своими обширными познаниями, даром слова и видной величественной наружностью Ф. производил сильное впечатление, был известен при Дворе и вскоре занял почетное положение. В 1799 году он был назначен епископом калужским: наречение 23 октября и хиротония 30 октября происходили в Гатчине в присутствии царской семьи. Во вновь учрежденной Калужской епархии преосвященному Ф., как первому епископу, пришлось устраивать епархиальное управление, духовную консисторию, семинарию, устанавливать границы епархии, бороться с расколом (изв. "Брынские леса") и проч. Здесь проявилась его энергия и твердая независимость в деятельности, обходительность и справедливость к подчиненному духовенству, которое он стремился поднять на подобающую высоту. По своим воззрениям и действиям он не был аскетом, любил блеск и пышность как дома в одежде и обстановке, так и в храме в богослужении и облачении. Делами он занимался вечером, а по ночам или молился, или сидел за сочинениями и переводами с французского, немецкого, английского, новогреческого и латинского языков. В ноябре 1806 г. преосв. Ф. вызван был в С.-Петербург для присутствования в св. Синоде, а 29 ноября 1807 г. назначен был членом новоучрежденного "Комитета по усовершенствованию духовных училищ", преобразованного 26 июня 1808 г. в "Комиссию духовных училищ". Это было началом славного и блестящего периода жизни и церковной деятельности преосвящ. Ф., бывшего самым деятельным членом как в "Комитете", так и в "Комиссии" и проявившего всю свою ученость, энергию, способность к инициативе и авторитет в области церковного просвещения и управления. Им были составлены: "Доклад об усовершении духовных училищ и начертание правил об образовании сих училищ и содержании духовенства при церквах"; "Вторая и третья части устава духовных академий"; "Устав духовных семинарий, уездных и приходских училищ"; "Классификация книг для расположения в академических и семинарских библиотеках и составление каталогов по этой классификации"; "Положение о содержании бедных учеников уездных и приходских училищ и об образе призрения остающихся сирот", "Проект лучшего устройства продажи церковных свечей для образования капитала на содержание духовных училищ"; "О выгодах от поставки свечей в церкви по подрядам"; "Проект учреждения при Моск. Синодальной типографии особого отделения со способными людьми для печатания полезных для церкви книг"; "Примерный план устройства и открытия академии, семинарии и духовных училищ в С.-Петербургской епархии"; "Подробные штаты этих учебных заведений"; "Распорядок к помещению студентов в академии"; "Подробная программа по классу словесных наук"; "Разъяснение правил о неуспешных учениках" и "Инструкция о преподавании в уездном училище латинского и греческого языков, всеобщей истории и географии". Уже одно простое перечисление работ преосвящ. Ф. свидетельствует об энергичном участии его в деле преобразования духовно-учебных заведений, но любовь к делу влекла его еще дальше: после открытия С.-Петербургской духовной академии он как бы забывает свой сан и, вопреки установившимся традициям, берет на себя обязанности профессора по классу словесных наук, переселяется с калужского подворья в академию, решительно и смело читает лекции по новой программе и добивается прекрасных результатов. В 1808 г. он возведен был в сан архиепископа, а в следующем году переведен в Рязань. Сила его имени и авторитета чувствовалась и в св. Синоде, и при Дворе, и в академии, и в обществе. В 1810 г. преосвящ. Ф. отрицательно отозвался о конспекте, представленном в Комиссию духовных училищ профессором философии еврейского языка и церковных древностей доктором прав Феслером на латинском и русском языках о преподавании еврейского языка, по предмету о древностях и обрядах греческой, латинской и российской церквей и философских наук. Феслер был уволен из академии, а преосвящ. Ф. разошелся во взглядах с кн. Голицыным и гр. Сперанским и потерял авторитет и влияние в увлекавшемся мистицизмом обществе, которое обозвало преосв. Ф. обскурантом, гасителем просвещения и проч. Не сошелся он во взглядах и с архимандритом Филаретом (Дроздовым), ослабевало его значение и у митрополита и в Комиссии. Его старались благородным образом временно удалить из Петербурга. Как раз явилось важное дело по приведению в порядок разоренных Наполеоном епархий, и 27 ноября 1812 года преосв. Ф. был командирован в Смоленск, Могилев, Калугу, Минск и Волынь. По поручению св. Синода он раздавал пособие потерпевшим от неприятеля, лишил сана епископа могилевского Варлаама (Шишацкого), присягнувшего Наполеону, и 19 мая 1813 года возвратился в С.-Петербург, но здесь с ним случилась новая неприятность. Не получая более двух лет никакого отзыва на представленную им в комиссию рукопись под названием: "Эстетические рассуждения" Ансильона (перевод студентов духовной академии некоторых статей и сочинений Ансильона "Mélanges de littérature et de philosophie"), преосв. Ф. напечатал эту рукопись с одобрения гражданской цензуры. Книги к употреблению в академии не допустили, нашли, что перевод заражен пантеизмом, натурализмом и либерализмом. В половине декабря 1813 г. преосв. Ф. отправился в свою Рязанскую епархию. Просвещенная деятельность его в епархии была направлена главным образом к поднятию умственного и нравственного уровня духовенства. Предметом особых забот его была духовная семинария, получившая при нем новые здания, лучшую постановку всех общеобразовательных предметов и улучшение внешнего материального положения семинаристов. Он был энергичным, гуманным и просвещенным начальником по отношению ко всей вообще рязанской пастве, он сблизился и с духовенством, и с великосветским обществом, и с простым народом; часто говорил проповеди и охотно беседовал с рязанскими горожанами у себя на дому по разным вопросам. В 1817 г. он назначен был экзархом Грузии, ожидавшей устройства в ней церковного управления. Преосв. Ф. составил "Проект нового устройства духовной части в Грузии", получивший 28 декабря 1818 г. Высочайшее одобрение, и действовал согласно с этим проектом, насаждая просвещение через устройство в Тифлисе духовной семинарии и духовных училищ и приводя в порядок духовные дела в Карталинии, Кахетии и Имеретии (Мингрелия и Гурия остались независимы). Он выхлопотал материальное обеспечение грузинскому духовенству и через благочинных подчинил его дисциплине. Оживилась при нем и миссионерская деятельность Осетинской комиссии; число новообращенных простиралось до 47000 чел. При всех трудах по устройству духовных дел самочувствие экзарха было не особенно хорошее: тоска по России и сознание опалы тяжелым бременем лежали на его сердце. Не могли утешить его ни сан митрополита, пожалованный 1 июля 1819 г., ни орден Владимира 1-й степени; в 1821 г. он просил перевода в Россию, но в июле месяце при обозрении церквей Кахетии простудился и 19 июля 1821 г. скончался от тифа; погребен в Бодбийском Сигнагском монастыре.

Сочинения преосвященного Феофилакта разделяются на оригинальные и переводные. К первым принадлежат его проповеди: "Проповеди, говоренные в 1796 г. Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Феофилактом в придворной Его Величества церкви"; "Слово на погребение генерала П. И. Мелиссино", СПб. 1797 г.; "Слово в день тезоименитства Государыни", 1806 г.; "Слово в день рождения Государыни", 1807 г.; "Слово на умовение ног", 1807 г.; "По случаю мира с Францией", 1807 г.; "Слова на разные случаи", изд. 1806 и 1809 гг., в 2-х частях; "Слово на случай прибытия в Рязань", 1811 г.; "По случаю занятия Парижа союзными войсками", 1814 г. Он был проповедником-публицистом и преимущественно рационально-полемического направления. Из переводов его известны: "Философское утешение" — Боэция, СПб., 1794 г.; с греческого — "Рассуждение о достоверности книг евангельских и об истинности свидетельства апостолов" — Безобра, М., 1803 г.; с английского — "Созерцание христианства" — Женнингса, в 2-х частях, М., 1803 г.; "Пастырское наставление о превосходстве религии" — де ля Люцерна, М., 1804 г.; с латинского — "Врачевство от уныния и отчаяния", в 2-х частях, Калуга, 1805 г.; "Начала против безверия" — Камюзе, Калуга, 1806г.; "Собрание переводов" — в 4-х частях, СПб., 1809 г. Кроме того, Ф. принимал участие в сочинении книги для государыни — "Мнение о разностях между восточной и западной церковью", 1816 г.; рассматривал книги — "Опыт о красноречии проповедников", 1799 г.; "Опыт славянского словаря", 1808 г. и др. Под его редакцией сделаны переводы: "Эстетических рассуждений" — Ансильона и "Сравнительной истории философских систем" — де Жерандо, в 3-х частях. Его 6 слов (коррект. экз.) хранятся в библ. Моск. синодальной типографии.

А. Ельчуков, "Феофилакт Русанов, знаменитый русский иерарх эпохи Имп. Александра І", Киев, 1905 г. — "Труды Киев. духовной академии", 1904 г., октябрь-ноябрь, и 1905 г., сентябрь. — "Вера и Разум", 1907 г., №№ 16—18. — "Калужский Церков. Обществ. Вестник", 1908 г., №№ 29—31. — И. А. Чистович, "Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине XIX ст.", СПб., 1894 г. — "Опись докум. и дел Комиссии Духовных Училищ", СПб., 1910 г. — Описание рукописей, хранящ. в Архиве Св. Синода, №№ 2027, 2029, 2031, 2036. — "Вестник Европы", 1873 г.,№№ 11—12. — "Русская Старина", 1895 г., март. — "Странник", 1895 г., август. — Леонид, "История церкви в пределах Калужской губ. и калужские иерархи", Калуга, 1876 г. — Агнцев, "История Рязанской семинарии". — А. В. Гаврилов, "История СПб. Синодальной типографии", СПб., 1911 г. — А. Н. Котович, "Духовная цензура в России", СПб., 1909 г. — Титов, "Акты к истории Киев. академии". — Митр. Евгений, "Словарь писателей духовного чина". — Филарет, "Обзор русской духовной литературы". — Покровский, "Библиотека Моск. Синодальной Типографии", вып. 6. — Проповеди первой половины XIX века, M., 1912 г.

К. Здр—в.

{Половцов}



Феофилакт Русанов

(Федор Гаврилович) — митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии.

Родился в 1765 году в семье причетника Набережной волости Онежского округа Архангельской губернии.

Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии.

В 1788 году поступил в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию.

В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики.

В том же году пострижен в монашество.

В 1793 году рукоположен во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора.

В 1794 году рукоположен во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев).

В 1795 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря.

С 29 мая 1796 года — настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса.

С 8 ноября 1798 года — настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора.

С 1799 года — настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря.

30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского.

С 25 октября 1803 года — архиепископ.

В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

С 29 ноября 1807 года — член новоучрежденного Комитета по усовершенствованию духовных училищ, который 26 июня 1808 года преобразован в Комиссию духовных училищ.

С 5 марта 1809 года — архиепископ Рязанский и Зарайский.

27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разоренных во время Отечественной войны 1812 года.

В декабре 1813 года архиепископ Феофилакт вернулся в Рязанскую епархию.

С 14 мая 1817 года — первый русский экзарх Грузии.

С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским.

С 1 февраля 1819 года — митрополит Карталинский и Кахетинский.

Скончался 19 июля 1821 года от тифа.

Погребен в Бодбийском Сигнахском монастыре.

Высокопреосвященный Феофилакт был человеком высокообразованным, знатоком западноевропейской, в особенности французской, литературы, как светской, так и духовной. Ее влияние очевидно в речах Феофилакта — проповедника-публициста рационалистически-полемического направления, как называл его биограф, профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. А. Чистович († 1898). Его проповеди были адресованы скорее образованному петербургскому обществу, нежели простым верующим.

Высокопреосвященный Феофилакт был, по словам современников, "живым, светским, образованным, блестящим проповедником". Он очаровал все петербургское общество своими проповедями и знанием французского языка. В то же время это был честолюбивый человек. Он не чувствовал особого расположения к монашеству, к аскетическому образу жизни, но принял монашество из соображений карьеры. В то время все высшие места в церковной иерархии и в духовно-учебном мире занимали монашествующие.

И в монашеском одеянии Феофилакт чувствовал себя довольно свободно. Он изящно одевался и даже применял некоторые приемы светского общества. Он имел большие связи и особенно был любим в дамском обществе. Любил блеск и пышность как дома, в одежде и обстановке, так и в храме, в богослужении и облачении.

Своими обширными познаниями, даром слова и величественной внешностью он производил на окружающих сильное впечатление, был известен при дворе и вскоре занял почетное положение.

Как первому епископу (16 октября 1799 года на Калужскую епархию был назначен епископ Серапион [Александровский; † 1824], но в епархии не был, так как 21 октября 1799 года получил новое назначение) вновь учрежденной Калужской епархии, ему пришлось устраивать Епархиальное управление, Духовную консисторию, устанавливать границы епархии, бороться с расколом и прочее. В управлении епархией проявилась его твердая независимость и самостоятельность. С подчиненным ему духовенством он был обходителен и справедлив.

Вызов архиепископа Рязанского Феофилакта в Санкт-Петербург в 1806 году был началом славного периода в его жизни и церковной деятельности. Он был приглашен для работы над реформой духовных училищ. Архиепископ Феофилакт был самым деятельным членом как в Комитете по усовершенствованию духовных училищ, так и в Комиссии духовных училищ, выделяясь среди других высокой образованностью, энергией, инициативностью и пользуясь авторитетом в области церковного просвещения. Архиепископ Феофилакт стал известен в высших кругах общества, подружился с князем А. Н. Голицыным († 1844), обер-прокурором Святейшего Синода, был приятелем М. М. Сперанского († 1839) и, заручившись сильной поддержкой, мечтал о Петербургской митрополии. В результате вскоре он оказался соперником митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова; † 1818), положение которого осложнилось из-за частых разногласий с князем А. Н. Голицыным. Недовольсто митрополитом стал проявлять и император Александр!. Недоброжелатели митрополита Амвросия незамедлительно воспользовались этим. Только приезд в Санкт-Петербург молодого иеродиакона Филарета (Дроздова; † 1869, память 19 ноября/2 декабря) позволил митрополиту Амвросию остаться на Санкт-Петербургской кафедре до конца своих дней. Филарет (Дроздов) вошел в доверие к митрополиту Амвросию и стал его правой рукой.

Между Филаретом (Дроздовым) и Феофилактом установились недружелюбные отношения. Положение Феофилакта осложнилось тем, что его прежние покровители стали поддерживать Филарета. Митрополит Амвросий твердо выдержал эту борьбу и не уступил добровольно своего места Феофилакту, что имело, по словам Филарета, благодетельное для Церкви значение.

Постепенно значение Феофилакта значительно ослабело. Его постарались удалить из Санкт-Петербурга. И как раз в это время возникла необходимость приведения в порядок разоренных во время Отечественной войны 1812 года епархий. Получив именной указ, он возглавил Экстраординарную комиссию, назначенную для выполнения этого дела.

В декабре 1813 года преосвященный Феофилакт вернулся в свою Рязанскую епархию. Предметом особых забот его здесь была духовная семинария, для которой при нем были построены новые здания, кроме того, улучшено преподавание всех общеобразовательных предметов и материальное положение семинаристов.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое феофилакт русанов
Значение слова феофилакт русанов
Что означает феофилакт русанов
Толкование слова феофилакт русанов
Определение термина феофилакт русанов
feofilakt rusanov это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):