Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - фигнер медея ивановна

Фигнер медея ивановна

(урожд. Амадея Мей Джоваиде; сцен. псевд. Мей) [4. 4. 1859 (в нек-рых источ. 1858), Флоренция — 8. 7. 1952, Париж] — арт. оперы (меццо-сопрано, затем драм. сопрано), камерная певица. Засл. арт. Республики (1926). Жена Н. Фигнера. Род. в семье бедного итал. ремесленника. С 14 лет обучалась пению во Флорентийской конc. у Ф. Бьянки, затем у Г. Панофки, одновременно брала уроки пения у певицы К. Кароцци-Цукки. Впервые выступила в концерте в меццо-сопрановой партии в Реквиеме Дж. Верди (1875, 1-е исп. во Флоренции). В том же году дебютировала в партии Азучены в Синалунге (близ Флоренции); позднее исп. партию Королевы ("Гамлет") во Флоренции (т-р "Пергола", партнер В. Морель). До 1877 выступала в Турине (партия Кармен), Ницце (партия Сафо в одноим. опере Дж. Пачини), Модене и Генуе. В 1877—87 с большим успехом гастролировала в Испании (Севилья, Барселона, Мадрид, Гренада; выступала с А. Мазини и М. Баттистини), с 1884 в Италии (Милан, Бергамо, Турин, Болонья; в ансамбле с Н. Фигнером пела в "Фаворитке"), летом 1884 и 1886 в Южн. Америке (Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Сан-Паулу; здесь выступала с Ф. Таманьо). В этот период начала выступать в партиях драм. сопрано, из меццо-сопранового репертуара — в партиях Кармен и Амнерис. В 1887 по приглашению режиссера Т. Кондратьева дебютировала (в ансамбле с Фигнером) в "Гугенотах", на сцене петерб. Мариинского т-ра, где пела до 1912 (под фам. Мей; с 1889 — Фигнер). Гастролировала во многих городах — Москве, Киеве, Одессе, Тифлисе, Н. Новгороде (1896), Туле, Кишиневе и за границей: в Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", 1887), Южн. Америка (1903; здесь пела с Э. Карузо, п/у А. Тосканини), Японии, в Берлине (1908, т-р "Кролль"), В 1894 получила звание "Засл. артистка имп. театров". Обладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и мягкого тембра (верхний регистр отличался легким звучанием), ярким драм. темпераментом. Большое внимание уделяла дикции, добиваясь правильного рус. произношения. В работе над нек-рыми партиями пользовалась советами К. Ферни-Джиральдони. Два года пела на сцене Мариинского т-ра на итал. яз. (партии Валентины, Дездемоны — "Отелло" Дж. Верди, Джоконды; Маргариты — "Мефистофель"). Первой рус. партией в репертуаре певицы была Татьяна (1889; готовила под рук. Тосканини).

1-я исп. партий: Лизы ("Пиковая дама"), Иоланты ("Иоланта"; обе партии готовила под рук. П. Чайковского), Франчески ("Поэт"), Маши ("Дубровский"), Корделия ("Корделия", 2-я ред.), Франчески ("Франческа да Римини" Э. Направника); в Мариинском т-ре — Недды ("Паяцы"), Мими ("Богема"), Джульетты и Антонии ("Сказки Гофмана"), Сантуццы ("Сельская честь"), Шарлотты ("Вертер"); на рус. сцене — Кармен ("Кармен"), Брунгильды ("Валькирия"), Тоски.

С 1900 выступала в вагнеровском репертуаре, для изучения к-рого ездила в Байройт, Дрезден и Мюнхен. Партии Мими ("Богема") и Тоски готовила под рук. Дж. Пуччини. Среди лучших партий: Татьяна, Иоанна д'Арк, Лиза ("Пиковая дама"), Наталья ("Опричник"), Маргариты ("Мефистофель"), Кармен (в последний раз выступила в этой партии на оперной сцене в 1912). "Верхом совершенства в смысле пластической выразительности, наряду с выразительностью музыкальной, была ее Кармен, но совсем в другом стиле, нежели у Славиной. Ее Кармен была изящна, и в ней не чувствовалась та чисто животная сила страсти, которую подчеркивали сначала Славина, впоследствии Мария Гай" (Э. Старк)*.

Др. партии: Горислава, Поппея Сабина; Донна Анна ("Дон Жуан"), Леонора ("Фаворитка"), Маргарита ("Фауст"). Адриенна Лекуврер, Аида, Валентина. Селика, Елизавета ("Тангейзер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Брунгильда ("Зигфрид" и "Гибель богов"). Партнеры: И. Ершов, А. М. Лабинский, А. Мазини, В. Мо-рель, К. Серебряков, М. Славина, Л. Скобинов, Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пела п/у Ф. Блуменфельда, Г. Варлиха, Р. Дриго, Э. Направника, А. Тосканини. Э. Крушевского.

Выступала также в оперетте "Корневильские колокола" Р. Планкета (1904). Ф. была выдающейся камерной певицей. Она принимала участие в концертах Кружка друзей камерной музыки, выступала с сольными концертами и в дуэте с Фигнером в Петербурге, Москве, Одессе, Н. Новгороде (1896) и др. городах. С 1912 пела в концертах эпизодически. 15 ноября 1928 в зале Ленингр. филармонии состоялся последний концерт певицы. В камерном репертуаре мастерством исп. отличались романсы П. Чайковского, А. Рубинштейна. Э. Направник посвятил арт. романс "Баркарола" (ор. 59, 1895; впервые исп. в 1896).

Талантом арт. восхищались П. Чайковский, А. Рубинштейн. А. Чехов, А. Бенуа.

В 1918—23 преподавала в 1-й петрогр. муз. школе при Пролеткульте, в 1925—26 — во 2-м Ленингр. муз. гос. техникуме, в 1926—30 — в Центр. гос. муз. техникуме. С 1931 жила в Париже, где продолжала пед. работу и эпизодически выступала в концертах с исп. романсов рус. композиторов.

Записывалась на грампластинки (св. 30 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901; "Колумбия", 1903: "Пате", 1903; РАОГ, 1911) и Москве ("Музтрест", 1930).

Имеется неск. портретов певицы худож. Н. Беккера (местонахождение портретов неизвестно), а также бюст Ф. скульптора Р. Романелли (1901).

Соч.: Мои воспоминания. — СПб., 1912.

Лит.: Мариинский театр. Новая Эльза // РМГ. 1901. № 49. С. 1253—1255; XV-летие (1887— 1902) артистической деятельности М. И. Фигнер и H. H. Фигнер на императорской сцене. — СПб.. 1902; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев, 1905. Вып. 1, 2. С 26—27: Коломийцев В. М. Фигнер //Театр. 1923. № 10. С. 15; Каратыгин В. Концерт Медеи Фигнер // Жизнь искусства. 1923. № 50. С 12—13; Бугославский С. Медея Фигнер // Зрелища. 1924. № 86. С. 6; Исламей. Кармен и Карменсита // Жизнь искусства. 1926. № 34. Прилож. С. 4—5; Старк Э.* (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера: 1890—1910. —Л.; М., 1940. С. 186—189; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 157—161; Левик С Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 162—164; H. H. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. — Л., 1968; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 242—245; Гринев Н. Медея Мея-Фигнер. (К 125-летию со дня рождения)// Мелодия. 1984. № 2; Вайнштейн Л. "Россия — моя вторая родина" // Муз. жизнь. 1988. № 23. С. 22—23.



Фигнер, Медея Ивановна

Род. 1859, ум. 1952. Певица (драматическое сопрано). В 1887—1912 гг. пела на сцене Мариинского театра. Впервые исполнила партии Лизы ("Пиковая дама"), Иоланты ("Иоланта") и др. В 1930 г. покинула Россию.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое фигнер медея ивановна
Значение слова фигнер медея ивановна
Что означает фигнер медея ивановна
Толкование слова фигнер медея ивановна
Определение термина фигнер медея ивановна
figner medeya ivanovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):