Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - фотий щиревский

Фотий щиревский

(в миру Григорий Федорович) — архимандрит, сын протоиерея Брянского уезда Орловской губернии, род. в 1811 г., умер 5 ноября 1877 г. Образование получил в Орловской семинарии, откуда поступил в Киевскую духовную академию, и здесь окончил курс в 1837 г. одним из первых магистров. В том же году (1 сент.) он был определен на службу при Киевской академии бакалавром по кафедре св. писания. В 1838 г. был пострижен в монашество и в 1841 г. возведен в звание соборного иеромонаха. В 1844 г. Ф. был перемещен в новооткрытую Казанскую духовную академию на должность профессора по кафедре церковного красноречия (гомилетики) и сразу занял там видное положение, как член конференции, а с 1845 г., как член внешнего правления и цензурного комитета. В 1846 г. он был определен на должность инспектора академии и 8 сент. возведен в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. Но скоро кончилась его служба при академии. Определением Св. Синода от 25 сент. 1850 г. Ф. был назначен ректором Смоленской духовной семинарии и профессором богословских наук, с званием настоятеля второклассного Спасо-Авраамиева монастыря. Затем, в 1858 г., он был перемещен на ректорскую же должность в Тифлисскую, в 1860 г. — в Костромскую и в 1861 г. — в Полтавскую семинарию. В том же 1861 г. он был вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповедания слова Божия и назначен членом с.-петербургского духовно-цензурного комитета, на каковой должности состоял до 15 декабря 1869 г., когда был уволен от службы, и некоторое время жил сперва в Задонском, потом в Благовещенском монастыре Воронежской епархии, а в 1874 г. назначен настоятелем новгород-северского (Черниговской епархии) первоклассного Спасопреображенского монастыря, где и оставался до конца жизни. Везде, где служил отец Ф., он пользовался уважением за свой ум, обширные познания и красноречие. Но он не обладал в достаточной степени практическою опытностью, необходимою для административной деятельности; не мог похвалиться и здоровьем, которое часто изменяло ему. Однако все это не препятствовало ему выступать в свете с учено-литературными произведениями. Имя его весьма известно в духовной литературе. Кроме многих проповедей, напечатанных в разное время в "Христианском Чтении" и "Страннике", и кроме произнесенной на годичном акте Казанской духовной академии 8 ноября 1845 г. речи "О характере Священного Писания" (напечатанной в "Страннике" за 1861 г., ч. III, кн. 9, стр. 101—129), его перу принадлежит множество статей преимущественно назидательного характера, из которых приводим следующие: "О явлении Бога Моисею на Хориве" ("Христ. Чтение", 1862 г., стр. 443—472); — "Об истинной мудрости по опыту жизни св. Иустина философа" (там же, стр. 737—750); — "Мир по взору Евангелия, и гонение его на дух христианства " (там же, ч. II, стр. 3—18); — "Праведный Иов, невинный многострадалец и образец терпения" ("Странник", 1863 г., кн. 5); — "Враги креста Христова" ("Христ. Чтение", 1866 г., ч. I, стр. 644—656); — "Святая православная церковь, любвеобильная мать и великая благодетельница наша" ("Странник", 1866 г., кн. 2); — "Правда Божия в видимой природе" ("Странник", 1869 г., кн. 1); — "Размышления христианина при воспоминании о вознесении Господа на небо" (там же, кн. 5); — "О цели жизни человека" (там же, кн. 9. Подобная же статья помещена Фотием и в "Воронежских епарх. ведом.", 1874 г., № 2); — "О воспитании" ("Странник", 1869 г., кн. 10); — "Благочестие — наше истинное благо и счастие в настоящей жизни" (там же, кн. 12); — "О прогрессе и гласности по взгляду и духу слова Божия" ("Воронежские епарх. ведом.", 1871 г., № 13); — "О величии святых угодников Божиих еще во время земной их жизни" (там же, 1872, № 12); — "О мире, как темной области в роде человеческом, противоположной церкви Христовой" (там же, № 16); — "Грех — главный и опаснейший враг нам" (там же, 1876, № 13). Кроме того одна проповедь Фотия, в день святых Кирилла и Мефодия, издана отдельною брошюрою в С.-Петербурге (1867).

Послужной список, хранящийся в архиве Спасопреображенского новгород-северского монастыря. — И. В. Знаменский: "Истор. Казанской дух. акад.", Казань, 1891—1892, т. I, стр. 73, 76, 80, 311; т. II, стр. 196. — Ив. Сперанский: "Очерк истории Смоленской дух. семинарии", Смоленск, 1892, стр. 277. — Дела архива Св. Синода: 1849 г., № 1759; 1850 г., № 2132; 1860 г., №№ 4623 и 4675.

И. Корсунский.

{Половцов}



Фотий Щиревский

(в миру Григорий Федорович, 1811—1877) — духовный писатель, архимандрит, магистр Киевской дух. академии; был профессором церковного красноречия в Казанской академии, инспектором ее, затем ректором разных семинарий, наконец, настоятелем новгород-северского (Черниговской епархии) первоклассного Спасопреображенского монастыря. Кроме многих проповедей, напечатанных в "Христианском чтении" и "Страннике", и статьи "О характере Свящ. Писания" (напеч. в "Страннике" за 1861 г., ч. III, кн. 9), Ф. принадлежат статьи духовного содержания в "Христ. чтении" и "Воронежских епарх. ведомостях". Одна проповедь Ф., в день святых Кирилла и Мефодия, издана отдельной брошюрой в СПб. (1867). См. П. Знаменский, "История Казанской дух. акд. за первый (дореформенный) период ее существования" (Казань, 1891—92, тт. I и II); Ив. Сперанский, "Очерк истории Смоленской духовной семинарии" (Смоленск, 1892).

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое фотий щиревский
Значение слова фотий щиревский
Что означает фотий щиревский
Толкование слова фотий щиревский
Определение термина фотий щиревский
fotiy schirevskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):