Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ганчар осип семенович

Ганчар осип семенович

(Гончаров) — атаман некрасовцев (потомки донских казаков, раскольников-поповцев, удалившихся после Булавинского бунта под предводительством атамана Некраса сначала на Кубань, а потом в Турцию, в Добруджу); родился 3 ноября 1796 г. в селе Сарыкиой, в Добрудже, умер в 1879 г. в Хвалынске Саратовской губ. Предки его не были коренными некрасовцами, а переселились в Добруджу из гор. Литина Подольской губ. Рано лишившись родителей, он некоторое время жил у деда, поселившегося в окрестностях Константинополя, а в 1811 г., по смерти деда, вернулся на родину и здесь сумел снискать уважение своих односельчан. Во время русско-турецкой войны Г. участвовал во встрече Императора Николая І и неоднократно являлся к начальствующим лицам по общественным делам в качестве представителя некрасовцев. В 1829 г. он с частью своих единоверцев переселился в Россию, где они в окрестностях Измаила образовали селение Новую Некрасовку. И здесь Г. был поверенным односельчан в сношениях с русскими властями. Однако некоторые его действия возбудили недоверие некрасовцев, и Г. в 1837 г. тайно возвратился на родину. Он занялся торговлей и ходил с караванами по разным городам турецких владений и в качестве атамана некрасовцев являлся ходатаем за них перед турецким правительством. Г. стал одним из самых видных представителей старообрядчества поповщинского толка, интересам которого был всецело предан. Он знакомился и вступал в союз со всяким, кто, по его мнению, мог помочь старообрядцам. Этим объясняются его последующие сношения с польскими эмигрантами. Чайковский (Садык-паша), мечтавший организовать в Добрудже казацкую силу для создания независимой ополяченной Украины, вел переговоры с Г., оказывавшим ему содействие в надежде на помощь старообрядцам со стороны поляков. Но их сношения возбудили неудовольствие некрасовцев; пошли толки, что Г. продал мир польским панам, обязавшись идти на помощь полякам, когда те забунтуют. На Г. был сделан донос властям, и ему пришлось безвинно просидеть 7 месяцев в Рущуцкой крепости в заключении. Когда в 40-х годах у русских старообрядцев возникло намерение учредить свою собственную иерархию в Белой Кринице, Г. принимал деятельное участие в поисках греческого епископа, который согласился бы перейти к ним. Возведение грека в сан старообрядческого митрополита вызвало раскол среди добруджских поповцев, и Г. снова пришлось вынести много неприятностей. Во время русско-турецкой войны 1853—55 гг. Г. помогал Чайковскому в формировании отряда султанских казаков. Когда русские войска заняли Добруджу, ему пришлось удалиться в Константинополь. Генерал Ушаков, командовавший войсками в Добрудже, арестовал двух старообрядческих епископов и одного священника; они были сосланы в Суздальский Спасо-Евфимьевский монастырь. Г. усиленно хлопотал о их возвращении перед правительствами турецким и французским, но безуспешно. По окончании войны он возвратился в Добруджу и продолжал агитацию в пользу своих единоверцев. В 1862 г. он ездил в Париж, куда его вызвали русские и польские эмигранты в надежде через него организовать казацкую и старообрядческую военную силу, враждебную русскому правительству, представлялся министру иностранных дел и даже, говорят, самому императору Наполеону, затем побывал в Лондоне для свидания с Герценым и Огаревым, но разочаровался в последних, найдя их людьми неверующими. Надежды врагов русского правительства не оправдались: добруджские казаки не последовали за агитаторами во время польского восстания. В 1864 г. Г. оказал последнюю важную услугу некрасовцам: исходатайствовал у турецкого правительства отмену казацкого положения, т. е. некрасовцы освобождены были от бесплатной казацкой службы и, наравне с прочими христианскими подданными султана, обязались вносить ежегодно в казну денежную рекрутскую повинность. Несмотря на неоднократные приглашения русского правительства, Г. отказывался от переезда в Россию, но наконец, уже в преклонном возрасте, он с Высочайшего разрешения поселился в Хвалынске, в окрестностях которого находятся известные старообрядческие скиты, и перед смертью принял там монашество с именем Иоасафа. Погребен там же.

A. Кудрявцев дает такую характеристику Ганчара: "Он был бескорыстен, как Аристид. Этот низенький, тщедушный старик обладает страшной физической силой и невероятной ловкостью движений; он скороход необыкновенный; писать он умеет только уставом, но пишет чрезвычайно проворно, пишет стихи, свои мемуары, поучения, богословские трактаты. Деятельности и подвижности его нет пределов. Он вечно занят, вечно в хлопотах, вечно снует от Тульчи до Константинополя, до Ясс и до Парижа".

"Русск. Стар.", 1883 г., № 4 (жизнеописание Г., составленное его другом А. В. Никитиным, с предисловием и прим. Е. П. Бахталовского). — "Славянский сборник", 1875 г., т. І, (ст. А. Кудрявцева). — Словарь Брокгауза-Ефрона. — "Большая энциклопедия". — Портреты Ганчара приложены к "Русской Старине", 1883 г., № 4, и "Древней и Новой России", 1881 г.

{Половцов}



Ганчар, Осип Семенович

или Гончаров — атаман некрасовцев; род. в 1796 г. в турецких пределах; в 1829 г. был выбран поверенным по делам некрасовцев перед русским начальством в Измаиле. В 1837 г. Г. тайно удалился в "Туречину", ходил с торговыми караванами по разным городам турецких владений, ходатайствовал за своих перед турецким начальством, подвергся обвинению со стороны завистников в намерении "продать их грекам", за что просидел несколько месяцев в тюрьме. Несмотря на неоднократные приглашения со стороны русских перейти к ним на службу, Г. оставался верным Турции и в 1864 г. успел исходатайствовать у турецкого правительства отмену прежнего казацкого положения некрасовцев: они освобождены от казацкой бесплатной службы и наравне с прочими подданными султана обязались ежегодно вносить в казну денежную рекрутскую повинность. Умер в Хвалынске Саратовской губернии в 1879 г.; перед смертью принял монашество. Жизнь его до 1865 г. подробно рассказана его соплеменником А. В. Никитиным в "Русской старине" за 1883 (№ 4). См. также "Очерк истории старообрядцев в Добрудже" Кудрявцева.

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ганчар осип семенович
Значение слова ганчар осип семенович
Что означает ганчар осип семенович
Толкование слова ганчар осип семенович
Определение термина ганчар осип семенович
ganchar osip semenovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):