Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - хворостинин князь иван андреевич

Хворостинин князь иван андреевич

— воевода, известный в истории своею приверженностью к Западу. В день бракосочетания Лжедмитрия с Мариною, 8 мая 1606 г., первым стоял у стола и на другой день четвертым с самозванцем ходил в баню; в том же году пожалован сперва в окольничие, а потом в кравчие. В марте 1613 г., когда были двинуты войска против литовцев, опустошавших Белевские, Мещовские, Калужские и Козельские места, Х., стоявший под Козельском, в шести верстах от войск кн. А. Хованского, отказался явиться на помощь последнему против напиравшего неприятеля. Частые столкновения между этими двумя приверженцами "латинской ереси", имевшие своим последствием постоянные неудачи, вселили наконец сомнение в благонадежности обоих полководцев, и они были сменены. Х. был назначен первым воеводою сторожевого полка в Новосили, а в 1618 г. переведен в Рязань. Но и живя внутри России, Х. не стеснялся резко высказывать недовольство старыми порядками и стремление к новому, чужому. Образ мыслей этого "вольнодумца" XVII ст. наглядно характеризуется указом от имени великих государей патриарха Филарета и царя Михаила Феодоровича, данным на имя Хворостинина: "Князь Иван! — говорится между прочим в этом документе, — известно всем людям Московского государства, как ты был при Разстриге в приближении, то впал в ересь и в вере пошатнулся, православную веру хулил, постов и христианского обычая не хранил и при царе Василие Ивановиче был за то сослан под начало в Иосифов монастырь, после того, при государе Михаиле Феодоровиче, опять начал приставать к польским и литовским попам и полякам и в вере с ними соединился, книги и образа их письма у них принимал и держал у себя в чести. Эти образа и письмо у тебя вынуты, да и сам ты сказал, что образа римского письма почитал наравне с образами греческого письма. Тут тебя, по государевой милости, пощадили, наказанья тебе не было никакого, только заказ сделан был тебе крепкий, чтобы ты с еретиками не знался, ереси их не перенимал, латинских образов и книг у себя не держал…" Но Х. несмотря на увещания продолжал жить по-прежнему. Своим крестьянам запрещал ходить в церковь и публично глумился над религиею, говоря что "молиться не для чего: воскресения мертвых не будет". Он даже собирался негласно продать свои вотчины и уехать навсегда за границу, уверяя, что "на Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем". Впоследствии он за это был сослан под начало в Кириллов монастырь, где был "в вере истязан"; он покаялся и был прощен. Ему позволили вернуться в Москву и возвратили дворянские права.

"Сокращенное описание служеб благородных Российских дворян", М., 1810, ч. I, степень 22, № 2383, стр. 323. — П. Петров, "Ист. род. русск. дворянства", 1885 г., ч. I, стр. 87. — С. М. Соловьев, "Ист. России", изд. товарищ. "Общ. Польза", кн. II, стр. 1067, 1372, 1373.

Л. Вейнберг.

{Половцов}



Хворостинин, князь Иван Андреевич

называемый также по прозвищу отца Х.-Старковкий — "летописец". В 1506 г. был окольничим и затем кравчим при дворе Лжедимитрия I; при Василии Ивановиче Шуйском был послан на покаяние в Иосифов Волоколамский монастырь за свою близость к самозванцу и за "еретичество". Возвращенный в Москву около 1611 г., X. присутствовал при столкновении Гермогена с боярским правительством, стоя на стороне первого; в 1613 г. был послан воеводою в Мценск, а в следующем году находился уже в числе "больших воевод Украинского разряда" и стоял со сторожевыми полками в Новосили. В 1618 г. был послан воеводою в Переяславль-Рязанский, где удачно "отсиделся от черкас", и за это, по возвращении в Москву, был пожалован "у стола" серебряным кубком и шубой в 160 руб. Этим и оканчиваются его военные подвиги. Вследствие накоплявшегося все более и более недовольства современным строем московской жизни и, особенно, одним внешним и грубым проявлением религиозности и правоверия "глупых" москвичей, X. стал открыто выражать свое "еретичество", "приставать к польским и литовским попам и полякам" и заводить у себя латинские книги и образа, почитая их "наравне с образами греческого письма". По приказанию царя и патриарха был произведен в его доме обыск, образа и книги были отобраны, но сам он был пощажен, причем ему сделали "заказ" с "еретиками не знаться и ереси не перенимать". Несмотря на это, X. продолжал "увлекаться ересью", своим крестьянам запрещал ходить в церковь, якобы "глумился" над религией, более прежнего бранил своих современников, про которых писал в одном из своих "писем", что в Москве "все люд глупый, жити... не с кем..." и даже хотел продать свои вотчины и уехать в Литву. Все это вместе послужило поводом ко вторичной ссылке Хворостинина в Кириллов-Белозерский монастырь (1623), где он должен был жить под надзором "доброго" и "житьем крепкого старца", не выходить из монастыря, ни с кем не видеться... Такое тяжкое положение вскоре побудило его "раскаяться", и он уже в 1624 г. был освобожден и восстановлен "во дворянах по-прежнему", но пользовался свободой недолго; 28 февраля 1625 г. скончался, приняв пред смертью монашество, с именем Иосифа. Современники почти единогласно называют его самоуверенным, надменным и дерзким. "Летописный" труд X. носит название: "Словеса дней и царей и святителей московских, еже есть в России". Он сохранился в единственном списке, с несколькими пропусками и без конца, находящемся ныне в Имп. Публичн. Библиотеке. И по своему содержанию, и по личности автора "Словеса" представляют значительный интерес. В них в витиеватой форме изложены события и даны характеристики от Бориса Годунова до взятия Москвы кн. Пожарским. Наряду с похвалами автор обвиняет Бориса Годунова в "высокоумии", считая последнее причиной его падения, сильно корит Лжедимитрия и Шуйского и расточает самые лестные похвалы патриарху Гермогену. При этом, как утверждает проф. С. Ф. Платонов, довольно резко проявляются личные взгляды автора и его личные цели: "Он более всего старался оправдать свое поведение в смуту, избавиться от обвинения в еретичестве и заявить о своем патриотизме и правоверии". Писаны "Словеса" около 1619—24 гг.

См. П. Н. Петров, "История родов русского дворянства" (ч. I); митр. Макарий, "История русской церкви", (т. XI). С. Ф. Платонов, "Древние русские сказания и повести о смутном времени XVII в., как исторический источник" (СПб., 1888) и заметку в "Русском Архиве", 1880 г., т. III, стр. 482.

В. Р—в.

{Брокгауз}



Хворостинин, князь Иван Андреевич

воевода русских войск против поляков; † 1625 г. февр. 28.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое хворостинин князь иван андреевич
Значение слова хворостинин князь иван андреевич
Что означает хворостинин князь иван андреевич
Толкование слова хворостинин князь иван андреевич
Определение термина хворостинин князь иван андреевич
hvorostinin knyaz ivan andreevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):