Большая биографическая энциклопедия - леонид кавелин
Леонид кавелин
(в миру Лев Александрович) — архимандрит и наместник Троице-Сергиевой лавры; род. 22 февраля 1822 г., ум. 22 октября 1891 г., происходил из дворян Калужской губернии; в 1835 г. поступил в І Московский кадетский корпус, по окончании курса в котором с отличием в 1840 году определен был офицером в лейб-гвардии Волынский полк, где прослужил 12-ть лет до 1852 года, когда с чином капитана вышел в отставку. "Еще в корпусе в нем начали ясно обозначаться черты того духовного настроения, которое определило все последующее содержание его жизни: религиозность и склонность к учено-литературным занятиям. Теплые и задушевные воспоминания свои о жизни корпусной он выразил в своей статье: "Празднование столетия первого Московского кадетского корпуса", СПб., 1879 г. (Сравни также сообщение его: "В. Ф. Святловский и А. П. Хрущов", Москва, 1878 г.). В 1839 году Лев Кавелин вместе с лучшими воспитанниками корпуса присутствовал на Бородинском поле очевидцем устроенных императором Николаем Павловичем бородинских маневров и кадетам, их начальством, предложено было описать эти маневры; описание Льва Кавелина было признано лучшим и напечатано в том же году в 9-й книге "Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений", т. XXI, № 81, стр. 92—103 под заглавием "Письмо из Бородина" (Сравни его же стихотворение "Бородинское поле", подписанное также 1839 г., но напечатанное в "Маяке" за 1844—1845 г., т. XIX, стр. 48). Почти тотчас же по выходе из корпуса Лев Александрович сблизился с двумя литераторами, отличавшимися, как и он, православно-религиозным направлением: С. О. Бурачком, издателем журнала "Маяк", и А. П. Башуцким, редактором "Иллюстрации", и в их изданиях помещал свои дальнейшие ученые и литературные опыты. В этот период жизни им были напечатаны следующие литературные труды: "Краткое изъяснение плана древнего города Казани и описание осады и взятия оного в 1552 году" ("Маяк", 1843 г., т. VIII, стр. 49—58); "Сношения Авгаря, царя Едесского, с Господом нашим Иисусом Христом" (там же, 1844 г., т. XIII, стр. 27—32); "Св. Авраамий, Болгарский мученик" (там же, стр. 103—106); "Посещение Болгарских развалин Петром І и Екатериною II" (там же, т. XIV, стр. 52—58); "Взгляд на древнюю Польшу с замечаниями о Литве и России", перевод из сочинения Мацеевского, с предисловием и примечаниями (там же, т. XV, стр. 33—41); "Исследование народных преданий Малороссии о Купале" (там же, стр. 31—35); "Враждебные действия злых духов против человека" с "Письмом к издателю" (там же, т. ХVІ, стр. 1—31); "Гаданья малороссийского народа", с польского (там же, стр. 11—15); "Душа в чахотке", повесть, перев. с польского (там же, т. XVII, стр. 10—37 и 101—152); "Избавление Костромы от татарского нашествия — чудо иконы Феодоровской Богоматери" и "Сказание о победе благоверного князя Костромского и Галицкого Василия Георгиевича Квашни над прегордым царем Батыем" (1845 г., т. XIX, стр. 93—112); "Отрывок из дневника закавказского офицера: Дербент" (там же, стр. 23—39); "Нечто о сверхъестественной магии" (т. XX, стр. 118—147); "Скорбной матери на смерть ее сына", стихотворение (т. XXI, стр. 7—8); "Миролог. Жалоба матери", стихотворение, с новогреческого (т. ХХII, стр. 4—5; "Езоп и Рафаэль", воспоминания юности, переделано с польского, и "Предчувствие, рассказ доктора" (там же, стр. 1—32); "Жизнь и подвиги схимонаха Феодора", рецензия с "Письмом к издателю" (т. ХХIII, стр. 1—32); "Нечто о Мценске" (там же, стр. 23—30); "Памятники Белорусской письменности", с польского (там же, стр. 30—32 и 124—131; "Морлах в Венеции", сербская песня (т. ХХIV, стр. 33—34); "Очерки Ораниенбаума" ("Иллюстрация", т. І, № 15, стр. 233—235); "Болгара" (там же, 1846 г., т. II, № 4, стр. 51—54 и № 5, стр. 68—71); "Александр Ефимович Измайлов", его биография и очерк литературной деятельности (там же, № 17, стр. 265—270 и № 18, стр. 275—278); "Вилия", стихотворение, перевод из "Конрада Валенрода" Мицкевича (там же, № 17, стр. 273); перепечатано в "Русской Старине" за 1889 г., кн. 5, стр. 500—501 и кн. 7, стр. 203—204). Перечисленные выше статьи представляют историко-литературные, археологические и этнографические очерки, произведения беллетристические и стихотворения и любопытны только, как материал для истории литературной деятельности отца Леонида. Здесь лишь "намечены те черты, которые впоследствии развились в литературных произведениях его", — разумеем, преимущественно, тяготение его к историко-археологическим исследованиям памятников русской старины и церковных преданий.
Одновременно среди таких литературных занятий молодой офицер под влиянием благочестивого настроения предается изучению Св. Писания и творений отцов церкви, размышляет о сущности и тленности всего земного, часто посещает знаменитую Оптину пустынь, в нескольких верстах от которой находилось имение отца его. Частые и долгие беседы с начальником скита Оптиной пустыни иеросхимонахом Макарием, схимником Леонидом и часто проживавшим в Оптиной пустыне известным славянофилом И. В. Киреевским постепенно привели его к решению оставить военную службу: в 1852 г. он вышел в отставку с чином капитана и поступил в Оптину пустынь в число послушников. В это время он особенно занялся глубоким изучением истории монашества и духа его. Плодом такого изучения было появление печатных книг: "Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита Св. Иоанна Предтечи" (СПб. 1847 г., второе издание: СПб. 1862 г., третье издание: М. 1876 г.) и "Житие и писание Молдавского старца Паисия Величковского" (М. 1847 г., второе издание: М. 1848 г.). Далее следующие шесть трудов изданы Леонидом при близком участии поступившего почти одновременно с ним в Оптину пустынь о. Ювеналия (в миру Ивана Андреевича Половцева), впоследствии бывшего наместником Киево-Печерской лавры: "Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников, на славянском наречии, гражданской печати", М. 1852 г.; "Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Феодора Исповедника, игумена обители Студийского, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским", М. 1853 г.; "Преподобного отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским", М. 1854 г.; "Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни, переведены с греческого на славянский старцем Паисием Величковским, с переложением на русский язык", М. 1855 г.; "Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания, в русском переводе", М. 1856 г. и "Преподобного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова, в русском переводе", М. 1858 г. Им же составлен был "Каталог старопечатных и редких книг, состоящих в церквах и библиотеке Козельской Введенской Оптиной пустыни", который напечатан при "Записке" архимандрита Моисея, озаглавленной: "Обозрение древностей Козельской Введенской Оптиной пустыни", в "Калужских Губ. Ведомостях" за 1857 г., №№ 31—33, часть неофициальная.
Пройдя иноческий искус под руководством строгих подвижников благочестия и старцев, Лев Александрович 7-го сентября 1857 г. постригся в монашество с наречением имени Леонида в честь схимника Оптинского скита Леонида, 20-го октября того же года был посвящен в иеродиакона, 29 того же октября — в иеромонаха, а в ноябре того же года назначен был членом только что организованной Российской духовной миссии в Иерусалиме вместе с о. Иувеналием (Половцевым), начальником которой был определен епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов). Пробыв около двух лет в Иерусалиме, о. Леонид, по расстроенному здоровью, в 1859 году уволен был в Оптинский скит, куда и прибыл в конце этого года, посетив по пути Афон, чудная природа и монастырское устройство которого так очаровали его, что любимою мечтою его стало удалиться навсегда на покой в один из Афонских монастырей. Вернувшись в Оптину пустынь, о. Леонид по-прежнему предался литературным занятиям, по преимуществу историко-археологическим. В это время им написаны и напечатаны следующие труды: "Отчет о мерах, принятых к улучшению быта русских православных поклонников в Палестине", СПб. 1860 г. (анонимно); "Место моления о Чаше близ Иерусалима" ("Духовная Беседа" 1860 г., № 38, под псевдонимом: "Хаджирум-Моск"); "Взгляд на исторические судьбы Св. Града" ("Домашняя Беседа", 1860 г., вып. 30); "Голос в защиту списателей Печерского Патерика — Св. Симона, епископа Владимирского и Суздальского, и Преподобного Поликарпа, архимандрита Киево-Печерской лавры" ("Чтения в Имп. Общ. Истории и Древн. Рос.", 1860 г., кн. IV); "Мнение по вопросу о преобразовании морских учебных заведений" (Сборник: "Замечания разных лиц на проект преобразования морских учебных заведений", изданный адмиралом гр. Е. В. Путятиным). В 1860 году на руках отца Леонида умерли: его руководитель в монашеской жизни, Оптинский старец о. иеросхимонах Макарий, и его мать, и о. Леонид не только кратко описал "Последние дни Оптинского старца иеросхимонаха Макария" ("Домашняя Беседа", вып. 47 и 48), но и составил подробное "Сказание о жизни и подвигах блаженные памяти старца Оптинской пустыни иеросхимонаха Макария", М., 1861 г.
В 1861-м году: "Письмо Бориса Петровича Шереметева к боярину Тихону Никитину Стрешневу" ("Чтения в Общ. Ист. и Древн.", кн. І); "Село Николо-Гостунское с его древностями" Белявского уезда, Тульской губернии (там же, кн. ІV); "Старица Евфросиния" ("Домашняя Беседа", вып. 28); "Тит молчальник", умерший около 1824 года и похороненный в городе Козельске, Калужской губернии" (там же, вып. 36); "Журнальные заметки", письмо к редактору (там же, вып. 41 и 49); "Индифферентизм", из письма И. В. Киреевского к N (там же, вып. 46); "Нафанаил, иеросхимонах Задонского монастыря" (там же, вып. 47); "Алексей Петрович Прокудин" (вып. 50). В 1862 году: "Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей к оному Крестовой церкви" ("Калужские Епарх. Ведом.", №№ 1—4, 6—8. Отдельно: Калуга, 1862 г. и 1888 г.); "Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии" (там же, № 9); "Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря" (там же, №№ 13—15, 17, 19, 22—23); "Записки инока, уроженца города Калуги, о его странствии в святый город Иерусалим из Москвы через Молдавию, Турцию и Египет, в самом начале прошедшего столетия" (там же, № 20). Это — "Записки" священника Иоанна Лукьянова. — Отдельное издание: Калуга, 1862 г.; "Последние русские православные пустынножители", материалы для истории русского монашества ("Домашн. Беседа", вып. 20—26); "Церковно-историческое исследование о древней области Вятичей, входившей с начала XV и до конца ХVIII столетия в состав Крутицкой и частью Суздальской епархии" ("Чтения в Общ. Истории", кн. 2). — Отдельно: М. 1862 г.; "Ответ г-ну Сп—кову на его вопрос: были ли у нас в древней Руси епископы не монахи"? ("День", № 35). — Отдельно: М. 1862 г., за подписью: "Ставрос"; "Рассказ очевидца о действиях преосвященного Иакова по обращению раскольников в Саратовской губернии с 1832 по 1839 год". СПб.; "Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни" с видом оной с западной стороны. СПб.; "Собрание писем блаженные памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария", М. 1862 г., т. І и 1863 г., т. II. В 1863 году: "Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии" ("Чтения в Общ. Истории", кн. І). Отдельно: М. 1863 г.; "Великий пост во святом граде Иерусалиме", из писем к С. О. Б-у, т. е. к Семену Онисимовичу Бурачку ("Душеполезное Чтение", кн. 2, 3, 4). Отделно: М. 1864 г.; "День годовой памяти покойного архимандрита Оптинской пустыни Моисея" ("Калужские Епарх. Ведомости", № 12); "Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря", с видом оного с восточной стороны, СПб.: "Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря", СПб.
В этом же 1863-м году о. Леонид за свои труды по участию в делах Иерусалимской миссии и за другие заслуги награжден был наперсным крестом с драгоценными камнями из Кабинета Его Величества и был назначен на место преосвященного Кирилла начальником Иерусалимской миссии с возведением в сан. архимандрита. Но в этой должности он был недолго: вследствие происшедших в миссии раздоров и столкновения его с Иерусалимским патриархом Кириллом и с представителями русского правительства в Иерусалиме возникло в начале 1865 г. дело "о переустройстве" нашей миссии в Иерусалиме, которое очень озабочивало всероссийский Св. Синод и особенно митрополита Московского Филарета, взявшего под свою защиту о. Леонида. Последний вышел с честью из борьбы со своими противниками: указом Св. Синода от 16 июля 1865 г. он был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Константинополе. Вторичное пребывание в Иерусалиме и служба в Константинополе дали повод и возможность отцу Леониду ближе и многостороннее ознакомиться с православным Востоком. Из Константинополя ои неоднократно совершал путешествия на Афон и в славянские земли Балканского полуострова, во время которых разыскал и исследовал много древних рукописей, особенно славянских и других предметов древности. В этот период жизни о. Леонида и позднее появились ученые труды его, в которых археология славянская, особенно югославянская занимала не последнее место в соединении отчасти с греко-восточною, отчасти с русскою. К русской археологии принадлежат следующие напечатанные в 1865 г. сочинения: "Церковный устав XVI столетия" ("Известия Имп. Русского Археолог. Общества", т. V); "Историко-статистическое описание Белевской Жабынской Введенской мужской общежительной пустыни", Тула; "Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни", СПб.; "Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах монастырей, городских и сельских церквей Калужской епархии" ("Чтения в Общ. Истории, кн. IV) и между прочим: "Пустыня Св. Троицы" ("Херсонские Епархиальные Ведомости") и "Митрополит Агафангел", некролог (там же, № 15, "Странник", кн. 9).
Изучению южного славянства и отчасти православного Востока посвящены следующие сочинения его, напечатанные в 1866 году: "Исторический очерк древней Болгарской церковной иерархии, от принятия Болгарами христианской веры (в 861 г.) до упразднения Болгарского Терновского патриархата" ("Херсонские Епархиальные Ведомости", № 9 и отдельный оттиск: Одесса. 1866 г.); "Обращение Хиландарской Лавры в общежитие" (там же, № 17); "Архиепископия первой Юстинианы Охридской и ее просветительное влияние на южных славян — болгар и сербов" ("Чтения в Общ. Истории", кн. IV и отдельный оттиск: М. 1867 г.); "Историческое обозрение Афонских славянских обителей" ("Херсонские Епарх. Ведомости", №№ 21, 22, 24, 1867 г., №№ 1—2 и отдельный оттиск: Одесса. 1867 г.).
В 1867 году: "Русский монастырь св. Пантелеймона — Русик" ("Херсонские Епархиальные Ведомости", №№ 6, 7, 17—22, и отдельно: Одесса, 1867 г.); "Речи при встрече великих князей Алексия Александровича и Сергия Александровича с великою княжною Марией Александровной" (там же, № 19); "Известие о кончине настоятеля Зографской Афонской обители игумена Анфима" (там же); "О славянских переводах церковного богослужебного устава" ("Чтения в Общ. Истории", кн. II); "Киприан до восшествия на Московскую митрополию" (там же); "Сербская иноческая обитель в Палестине" (там же, кн. 3); "Историческое описание Сербской царской Лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому" (там же, кн. 4, и отдельно: М., 1868 г.); "Двухдневное пребывание на св. горе Афонской вел. кн. Алексия Александровича" ("Херсонские Епархиальные Ведомости", № 20, и отдельно: СПб., 1868 г.); "Лавра св. Саввы Освященного" (там же, №№ 23, 24, 1868 г., №№ 5—10, и отдельно: Одесса, 1868 г.).
В 1868 году: "Изображения славянских первоучителей и просветителей святых Кирилла и Мефодия на иконе Николая Скоропомощника в Афонском Дохиарском монастыре" ("Чтения в Общ. Истории", кн. І); "Хан Нагай и его влияние на Россию и южных славян" (там же, кн. III); "Монастырь Липеси, место погребения греческой царицы, русской княжны Анны Васильевны" ("Утро", сборник Погодина, М. 1868); "Хиландарски тиник или устав св. Саве" ("Гласник", кн. 7, и отдельно: Белград, 1868 г.); "Стара Српска писма из Руского монастира св. Пантелеимона у светоj гори" (там же и отдельно: Белград, 1868 г.); "Студийский монастырь в Константинополе" ("Херсонские Епархиальные Ведомости", № 22) и между прочим: "Опись города Волхова Троицкого Оптина монастыря по 1779 год" (кн. 4).
В 1869 году: "Иеромонах Константин Неаполитанский (Новгородский), капеллан Русского Императорского резидента в Константинополе, убиенный турками 20 декабря 1742 года и причтенный Греческою Константинопольскою церковью к лику святых" ("Чтения в Общ. Истории", кн. І); "О соединении под общим управлением Болгарского Рыльского и Русского Афонского монастырей" (там же, кн. 3).
Несколько позже появились в свет следующие его исследования и сообщения: "Сочинения бл. Феофилакта Болгарского, архиепископа первой Юстинианы" ("Чтения в Общ. Истории", 1870 г., ІV кн.); "Последний патриарх Болгарского царства — блаженный Евфимий и его сочинения" (там же); "Обозрение цареградских памятников и святынь XIV и XV веков по русским паломникам (там же); "Греческие книгохранилища Востока и их рукописи, осмотренные одним английским путешественником в 1858 г. С предисловием О. М. Бодянского (там же); "Хрисовульа цара Стефана, дата у Скапльу 1347 године" ("Гласник", 1870 г., кн. 10); "Пустыня Мавромоло", из археологических поисков в окрестностях Константинополя ("Моск. Епархиальные Ведомости", № 26); "Память о св. великом князе Владимире у южных славян" (там же, № 45); "Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам ХІV—XVI веков. Сводные тексты оных, с объяснительными примечаниями, основанными на местных исследованиях" ("Чтения в Общ. Истории", 1871, I кн.); "Объяснение к областной карте трех автокефальных славянских церквей на Балканском полуострове" ("Записки Имп. Русского Географического Общества по отделению этнографии", СПб., 1871 г., т. IV); "Заметка о Бессах славянах" ("Чтения в Общ. Истории", 1871 г., кн. IV); "К истории югославянского монашества ХІV столетия" ("Душеполезное Чтение", 1871 г., кн. I); "Из записок инока-паломника" (там же, 1870—1873 гг.); "Настоятель Ильинского скита, что на Афонской горе, архимандрит Паисий" (там же, 1872 г., кн. 4); "Старый Иерусалим и его окрестности", Москва. 1871 г. и 1873 г.; "Историческое обозрение славянских обителей: Зографа, Русика и Хиландаря"; "Славяно-сербские книгохранилища на св. Афонской горе, в монастырях Хиландаре и св. Павле" ("Чтения в Общ. Истории", 1875 г., кн. І) и "Сказание о св. Афонской горе игумена Русского Пантелеймонова монастыря Иоакима и иных святогорских старцев" (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм., за 1882 г.); "История и описание св. Земли и св. Града Иерусалима", сочинение патриарха Хрисанфа (там же, 1887 г,); "Рассказ о святогорских монастырях архим. Феофана (Сербина)", 1663—1666 гг. (там же, 1883 г.); "Двор цесаря Турецкого, сочинение ксенза Симона Старовольского" (там же).
В 1869 г. Леонид был назначен настоятелем ставропигиального Воскресенского монастыря в Московской епархии. Здесь он много потрудился над внешним и внутренним благоустройством обители: при помощи известного благотворителя П. Г. Цурикова он возобновил оконченный постройкою графом Растрелли храм Гроба Господня и весь монастырь и, как опытный археолог, до мельчайших подробностей сохранил тот вид его, в каком монастырь находился при основателе своем патриархе Никоне, упорядочив в то же время внешний и внутренний быт монастырской братии. Одновременно о. Леонид неутомимо продолжал трудиться над исследованиями в области истории и древности, и прежде всего над изучением археологических памятников и архива своего монастыря и основателя его патриарха Никона. Уже в 1869 г. он поместил в № 44 "Московских Епархиальных Ведомостях" заметку: "Посещение Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря Михаилом, митрополитом Сербским". В 1870 году он составил "Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря для посетителей и богомольцев сей св. обители", М., 1870 г. Второе издание: М., 1875 г.; "Описание соборного храма Воскресения Христова, построенного по Иерусалимскому образцу святейшим патриархом Никоном в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре", М., 1870 г.; "14-е сентября в Новом Иерусалиме" ("Моск. Епархиальные Ведомости", № 39) и "Богомолец из Галичины в Новом Иерусалиме" (там же). — В следующем 1871-м году он напечатал: "Описание славяно-русских рукописей библиотеки Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря и заметки о старопечатных церковнославянских книгах той же библиотеки" ("Чтения в Общ. Истории", кн. І) и "Историческое известие о причинах устроения в Новом Иерусалиме придела во имя мученицы Татианы" ("Душеполезное Чтение", кн. 9). С этого года архимандрит Леонид неоднократно издавал известное "Житие патриарха Никона", составленное Шушериным. — В 1872-м году изданы: "Краткое известие о рождении, воспитании и житии свят. Никона, патриарха Московского и всея России" и "Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря". — К 1873 году относится труд его: "Переписка святейшего патриарха Никона с митрополитом Афанасием и граматоносцем Саввою 1665—1666 гг." ("Русский Архив", кн. 9). О Никоне же помещена им небольшая заметка в кн. 8 "Русского Архива" за 1878 г. под заглавием: "Черта к жизнеописанию патриарха Никона". Сюда же нужно отнести статью его: "Диакон Луговской, по Татищеву писатель ХVІІ в., и его сочинение о суде над патриархом Никоном" (Памятники, изд. Общ. Любителей Древн. Письм., за 1885 г.). — В следующем 1874 году в "Чтениях в Общ. Истории" (III и IV книги и I—IIІ книги 1875 г.) появилось "Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам" с приложением портрета патриарха Никона. Отдельно: М. 1876 г.
Наряду и одновременно с поименованными трудами по истории Воскресенского монастыря архимандритом Леонидом напечатаны были и другие исторические статьи и сообщения, а именно: в 1870-м году: "Историческое описание Мещевского Георгиевского мужского общежительного монастыря", М.; "Обращение Сеньки (Сильвестра) Медведева" ("Чтения в Общ. Истории и Древностей", кн. 2); "Чин, како входит святитель на воспоминание страшного суда, бываемое в неделю мясопустную" ("Моск. Епархиальные Ведомости", № 7); "Некролог священника Андрея Семеновича Введенского" (там же, № 42); "Волоколамская Левкиева пустынь и ее основатель преподобный Левкий" ("Чтения в Обществе любителей дух. просвещения", кн. 12. Отдельно: М. 1870 г.).
В 1871 году: "Воспоминания о трех русских православных священниках", из пережитого, но не забытого прошлого ("Душеполезное Чтение", кн. 1); "Московский дом Синодальных певчих" ("Моск. Епархиальные Ведомости", № 15); "Церковь Воскресения Христова, что в Панех" (там же, № 26); "Упраздненный Пятницкий Берендеев монастырь, ныне село Пятница Берендеева, и акты, относящиеся к нему" ("Чтения в Общ. Истории и Древностей", кн. IV).
В 1872 году: "Надгробное слово Григория Цамблака российскому архиепископу Киприану" ("Чтения в Общ. Истории", кн. І); "Рапорт протоиерея Петра Алексеева об исповеди и причастии Пугачева с товарищи" (там же); "Лукьян Степанович Стрешнев" и "Исследование о роде Стрешневых" (там же, кн. II); "Несколько рассказов о Петре Великом", из записной книжки ХVIIІ столетия" (там же); "Историческое описание Борисовской Тихвинской пустыни, составленное по монастырским письменным памятникам и записям", с четырьмя изображениями (там же); "Село Полево или Полевщина и его владельцы Полевы и Балк-Полевы" ("Душеполезное Чтение", кн. ІV).
В 1873 году: "Звенигород и его соборный храм с фресками" ("Сборник, изд. Общ. древнерусского искусства); "Род князей Звенигородских" ("Вестник Общества древнерусского искусства", кн. І); "Паломники-писатели Петровского и послепетровского времени, или Путники во св. град Иерусалим" ("Чтения в Общ. Истории", кн. III); "Замечание об известном пешеходе-паломнике Василии Григорьевиче Плаке-Альбове, его возвращении на родину и месте погребения" (там же, кн. IV); "Память о царице Евдокии Феодоровне в Мещовском уезде, на месте ее родины" ("Русский Архив. кн. IV); "Юшковы и Самарины" ("Русская Старина", кн. 7). В 1874 году: "Благовещенский иерей Сильвестр и его писания" ("Чтения в Общ. Истории", кн. І); это исследование было начато Д. П. Голохвастовым в 1849 г., но докончено архим. Леонидом в 1873 году; "Царская жалованная грамота думному дьяку Емельяну Украинцеву по заключении мира с Польшею", 31 января 1687 года (там же); "К биографии кн. А. Д. Меншикова", из столбцов Воскресенского монастыря, 1699 г. ("Русская Старина", кн. І); "Презентальные деньги" 1716 г. (там же); "Петровские и другие бумаги", 1708—1720 гг. ("Чтения в Общ. Истории", кн. II); "Архимандрит Варлаам, духовник императрицы Анны Иоанновны", биографический очерк ("Русский Архив", кн. 3); "Изъяснение раскола, именуемого "христовщина или хлыстовщина", составленное Иоанном Сергеевым, бывшим самовидцем всех таинств оного раскола" ("Чтения в Общ. Истории", кн. III). В 1875 г.: "К столетию І Московского корпуса", переписка с М. Д. Хмыровым и А. Н. Корсаковым ("Русский Архив", кн. 5); "Один из указов Петра Великого против пьянства" (там же, кн. 7); "Описание Лихвинского Петровского мужского монастыря" ("Чтения в Обществе Истории", кн. IV).
В 1876 году: "Жизнеописание Оптинского старца Леонида, в схиме Льва". М. 1876; "К биографии Симеона Полоцкого" ("Древняя и Новая Россия", т. I); "Духовники великих князей и царей Московских и всея России" ("Чтения в Общ. Истории", кн. I); "Выписка из Большого синодика Гребневские Божия Матери об убиенных под Конотопом" (там же); "Стефан, архиепископ Суздальский" (там же); "Клинская Изосиминская пустынь" (там же, кн. II); "Царские духовники XVIII столетия" (там же, кн. IIІ); "Правая грамота Клинской Изосиминской пустыни", 1539 г. (там же, кн. IV); "Пельгримация, или Путешественник честного иеромонаха Ипполита Вишенского, постриженцы св. страстотерпец Бориса и Глеба, катедры Черниговской во св. град Иерусалим", 1707—1709 гг. (там же); "Переписка царя Петра с патриархом Адрианом" (там же); "Два стихотворения А. С. Цурикова": "Завет моим детям" и "Дедушка Суворов" (там же); "Хеким-Баши, похождения Джузеппо Антонелли, доктора в Турецкой службе", сочинение Сандвича, перевод с сербского (Газ. "Гатцука" 1876 и 1877 гг.).
В 1877 году: "Исторические заметки о московских монастырях Спаса Старого, ныне Заиконоспасского, и Николы Чудотворца Старого (ныне Никольского Греческого), в связи с летописью московских пожаров с XIV по ХVIIІ век" ("Чтения в Общ. Истории", кн. І); "Письма митрополита Филарета к Д. П. Голохвастову", по случаю издания "Домостроя" Сильвестра (там же); "Летопись Калужская", по 1840 год (там же, кн. II); "Слово от притчи о вадящих князю на други" ("Русский Архив", кн. 10); "Исторический очерк города Дмитрова", в связи с историей его соборного храма и монастырей его области до ХVIII "столетия" ("Чтения в Общ. Любителей Дух.
Просвещения", 1877 г., кн. І; 1878 г., кн. 3).