Большая биографическая энциклопедия - леонова дарья михайловна
Леонова дарья михайловна
(1835 — 25 января 1896 г. в Петербурге) — оперная певица.
Некролог
Семья русских оперных артистов понесла 25 января тяжелую и невознаградимую утрату в лице Дарьи Михайловны Леоновой, слава о которой, как о замечательной певице, проникла во все утолки нашего отечества, переплыла даже моря и океаны.
Покойная родилась в Тверской губернии, в 1835 году. С самых ранних лет она уже обнаружила особенную любовь к пению и музыке. Привезенная в Петербург, она зачислена была в театральную школу. Разучивая роль Вани в "Жизни за Царя", она имела случай спеть свою партию в присутствии самого Глинки, растрогав нашего великого композитора до слез. В первом же представлении оперы Леонова имела необычайный успех; слава ее, как первоклассной певицы, была упрочена навсегда. Для довершения своего музыкального образования Леонова отправилась в 1858 году в Берлин. Выступив здесь также с громадным успехом, она пела во многих немецких городах, знакомя иностранцев с русской музыкой, в особенности с произведениями Глинки. Проходя затем в Париже партии различных опер под руководством Обера, Леонова приняла участие в двух музыкальных вечерах. Осыпая певицу похвалами, газеты называли ее pur diamant russe. По возвращении на родину, выступивши в "Русалке" Даргомыжского, "Рогнеде", "Вражьей Силе" Серова, явившись, по выражению Тамберлика, королевой Азучен (в "Трубадуре"), Леонова принимала участие во всех операх того времени, вызывая шумные восторги и похвалы публики и печати. Особенно неотразимое впечатление производила она исполнением партии Ортруды в "Лоэнгрине" и Фидес в "Пророке"; эту последнюю с одной только репетиции Леонова исполнила с таким художественным совершенством, что почти все певицы и до сих пор стараются подражать ей в создании симпатичного образа несчастной героини оперы Мейербера.
Прослужив более двадцати лет на Императорской сцене, Леонова еще в полном расцвете таланта покинула ее. Но и с выходом в отставку она не оставила служение своему дорогому искусству. Решившись на неслыханный дотоле шаг, она предприняла кругосветное концертное путешествие, везде по пути знакомя публику с произведениями родных композиторов. Волга, Урал и Сибирь, Китай и Япония, Сан-Франциско и Нью-Йорк, Лондон и Париж, бесчисленные по пути города — таково было триумфальное шествие Леоновой, сопровождаемое всюду восторгом, энтузиазмом, многочисленными подарками публики. Вернувшись в Петербург, Леонова вместе с Мусоргским открыла там музыкальные классы, сразу привлекшие массу учеников и учениц. Перенеся вскоре свою профессорскую деятельность в Москву, она в 1892 году снова открыла их в нашей северной столице. Поставленные сразу на твердую почву классы те рядом ученических концертов вполне доказали всю славу Леоновой, как и талантливого, опытного профессора.
("Московские Ведомости", 1896, № 27.)
Библиография
О ней:
"Новое Время", 1896, № 7152.
"Ежегодник Императорских Театров", сезон 1895—1896 гг., с. 499—501.
"Исторический Вестник", 1896, кн. 3, с. 1060—1061.
Леонова, Дарья Михайловна
— известная русская оперная певица-контральто (1835—1896), училась пению в спб. театральной школе, сперва у Быстрова, затем у Вителяро; 18-ти лет дебютировала в Императорской русской опере в роли Вани в опере "Жизнь за Царя". Л. до дебюта имела случай петь эту партию в присутствии М. И. Глинки, ставшего ее руководителем и преподавателем. Среди русских артистов Л. была чуть ли не последней свидетельницей того, как исполнял Глинка свою музыку. Вскоре после дебюта Л. отправилась за границу, пела в Берлине, Гамбурге, Эмсе, Висбадене, Баден-Бадене, Остенде и везде имела крупный успех. В спб. оперной труппе она прослужила 22 года, с особенным успехом исполняя роли в операх: "Жизнь за Царя", "Руслан и Людмила", "Русалка", "Рогнеда", "Вражья сила", "Пророк", "Лоэнгрин", "Трубадур". Покинув сцену в 1874 г., Л. предприняла обширное артистическое путешествие, пела во многих городах России, затем в Японии и Америке. Вернувшись в Россию, Л. занялась преподаванием. Из ее учеников особенно выделился тенор Донской, поющий в Имп. московской опере.
Н. С.
{Брокгауз}
Леонова, Дарья Михайловна
— известная оперная певица (контральто); род. в Вышнем Волочке в 1835, ум. 25 января 1896 в СПб. Дочь офицера; 1849 поступила вольноприходящей в СПб. Театральное училище, где голос ее приняли сначала за сопрано, настолько он был обширен. Изучая пение в училище (у Быстрова и Вителяро), Л. стала в то же время выступать на Имп. сцене в водевилях и пьесах с пением. В 1852 Л. с огромным успехом дебютировала в "Жизни за Царя"; Глинка, которому очень нравился голос Л., сам подготовил с ней партию Вани; он и после занимался с ней и написал для нее "Молитву". В 1857—58 Л. изучала пение за границей, где приводила в восторг (особенно исполнением русских песен) Мейербера и Обера, которые хотели оставить ее в Париже. Вернувшись в Россию, Л. снова стала выступать на казенной сцене (в СПб. и Москве), где служила до 1873. Ею были созданы партии Княгини, Рогнеды, Кроатки, Спиридоновны, хозяйки корчмы ("Борис Годунов"), Маргареты ("Вильям Ратклиф"). Одной из лучших партий Л. была Азучена. По уходе со сцены, Л. концертировала в Вене и Париже, а затем предприняла неслыханное для русской артистки кругосветное артистическое путешествие: через сибирские города в Японию, Китай, Сев. Америку и Европу. Путешествие это увенчалось полным успехом, как и следующее концертное турне по России, совершенное в 1879 вместе с Мусоргским, с которым Л. к тому времени сблизилась. Концерты эти, между прочим, впервые познакомили провинцию с отрывками из произведений "новой русской школы". По возвращении в СПб. Л. и Мусоргский открыли здесь музык. курсы; по смерти последнего Л. одна продолжала вести дело; затем переехала на некоторое время в Москву, где 1888—92 преподавала пение в Театральном училище, после чего вернулась в СПб., где и скончалась. См. "Воспоминания" Л. ("Исторический Вестник", 1891) и ее краткий биографический очерк ("Рус. Муз. Газ.", 1896, III).
{Риман}
Леонова, Дарья Михайловна
(по первому мужу Гильдемейстер) [9(21).3.1829 {в нек-рых источ. 4. (16).3.1834}, Вышний Волочек Тверской губ., ныне Калинин. обл. — 25.1 (6.2).1896, Петербург] — арт. оперы (контральто), драмы, камерная певица и педагог. Род. в семье отставного офицера (из беглых крепостных крестьян). С 1839 жила с родителями в Петербурге. С 1849 вольноприходящая воспитанница Петерб. театр. уч-ща, где обучалась пению у Быстрова (определившего ее голос как сопрано), затем у Н. Вителяро (как контральто). В марте 1850 дебютировала в концерте, где исп. каватину Изабеллы ("Роберт-Дьявол"), затем выступила в роли Катерины в комедии-водевиле "Катерина — золотой крестик". В том же году дебютировала как оперная певица в партии Вани в Эпилоге из "Жизни за царя" на сцене петерб. Александрийского т-ра. Здесь же с успехом участвовала в драм. спектаклях ("Русская свадьба" П. Сухонина, "Русские святки" П. Каратыгина, "Пир у поэта Катулла" Г. Данилевского), водевилях (одна из лучших ее ролей в этом жанре — Параша — "Ворона в павлиньих перьях"), дивертисментах, где с большим мастерством исп. рус. нар. песни ("Лучинушка", "Травушка") и романсы А. Варламова, О. Дютша. Выступала также в одноактных операх "Нюрнбергская кукла", "Свадьба Жанетты" и др.
Зимой 1854/55 совершенствовала свое мастерство под рук. М. Глинки (композитор написал специально для Л. вокализы), по совету к-рого с 1855 занималась у А. Лодия. Обладала звонким, сильным голосом широкого диапазона (от соль малой октавы до до 3-й), природной музыкальностью, чистой интонацией и ярким сцен. дарованием, особенно проявлявшихся в характерных ролях. Один из муз. критиков писал о Л.: "С эластичностью истинного дарования применилась к требованиям Новой русской школы и умела пленять речитативом, игрой, редким пониманием костюма, духа, смелым реализмом" ("Голос". 1876. № 263). В 1852 под рук. М. Глинки подготовила партию Вани, в к-рой осенью того же года дебютировала в петерб. Т-ре-цирке. В 1856 с большим успехом выступила в партии Лукреции Борджиа. В том же году по совету М. Глинки отправилась в Берлин, где нек-рое время совершенствовалась в пении у Дж. Мейербера, затем три месяца в Париже у Д. Обера. Одновременно выступала в концертах с исп. рус. нар. песен и оперных арий. Позднее гастролировала по городам Германии, Франции, Бельгии и Польши (в Варшаве ее слушал С. Монюшко). Зарубеж. критики называли Л. "чудным русским бриллиантом". Вернувшись в 1858 в Россию, вновь была принята в Мариинский т-р. В 1873, в результате разногласий с зав. репертуаром имп. т-ров П. Федоровым, была вынуждена покинуть оперную сцену. В 1858 была приглашена в Москву. Здесь исп. партию Азучены. В 1866 гастролировала в Перми, где выступала в драмах, водевилях, операх и концертах. В 1885 по просьбе С. Мамонтова выступила в партии Спиридоновны. В репертуар певицы входило 14 партий в операх рус. композиторов и 12 — в операх зарубеж. композиторов.
1-я исп. партии: Степановны ("Фомка-дурачок"), Княгини ("Русалка"; эту партию готовила под рук. А. Даргомыжского), Казака Поливоды ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Ганксы ("Кроатка, или Соперницы"), Оксаны ("Запорожец за Дунаем"; С. Гулак-Артемовский написал эту партию в расчете на исп. Л.), Скульды ("Рогнеда"), Варвары ("Гроза"), Маргареты ("Вильям Ратклиф"), Еремеевны ("Наташа, или Волжские разбойники"), Спиридоновны ("Вражья сила"; эта партия была написана А. Серовым специально для певицы), Власьевны ("Псковитянка", 1-я ред.); в Мариинском т-ре — Марты ("Фауст"); в Петербурге — Азучены ("Трубадур"); в Екатеринбурге — Азучены; на рус. сцене — Миссис Педж ("Виндзорские кумушки"), ? ("Густав III"). Лучшие партии: ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Рогнеда ("Рогнеда", специально для певицы А. Серов переделал сопрановую партию на контральтовую), Хозяйка корчмы, Марфа ("Хованщина"), Лукреция Борджа, Азучена, Ортруда. Марта ("Марта, или Ричмондский рынок"). Др. партии: Наина; Эльвира ("Дон Жуан"), Леонора ("Фаворитка"), Памела, Паж Урбан, Гедвига. Партнеры: С. Гулак-Артемовский, Е. Лавровская, И. Мельников, Ф. Никольский, Д. Орлов, О. Петров, Ю. Платонова. Пела п/у К. Лядова, Э. Направника, А. Рубинштейна.