Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - лосенко антон павлович

Лосенко антон павлович

— портретист; род. 30 июля 1737 г. в гор. Глухове, Черниговской губ., в зажиточной крестьянской семье. Рано лишившись родителей, семилетним ребенком, он попадает какими-то судьбами в придворные певчие. В 1753 г. мальчик "спал с голоса" и был отдан в обучение живописи к крепостному гр. Шереметева — И. Аргунову, известному нашему портретисту. У него Лосенко пробыл 5 лет и пять месяцев; в конце же 1759 г. повелением императрицы Елизаветы он был отдан в Академию Художеств. Здесь он работал недолго, так как уже в сентябре 1760 г. был отправлен "для усовершенствования" в Париж, где занимался под руководством Рету. Зимою 1762 г. Лосенко возвратился в Петербург, пробыл здесь полгода, а затем был вторично командирован в Париж. В этот приезд он занимался у Диена. В Париже он пробыл до конца 1765 г., когда для завершения своего художественного образования был отправлен в Рим. Здесь Лосенко работал уже самостоятельно, много копировал "антиков" и старых итальянских мастеров. В 1769 г. он возвратился в Россию, был произведен из назначенных в академики, адъюнкт-профессора, а затем в профессора и сделался одним из самых дельных членов Академии. Скончался Лосенко 23 ноября 1773 г.

Как художник Лосенко когда-то очень чтился, считался "славнейшим", "гением" и т. п. Потом пришла пора, когда он казался слабейшим эпигоном, жалким копиистом. В настоящее же время художественная ценность творений Лосенко рисуется в таком виде: самое живое и ценное из созданного им — это портреты и небольшой жанр "В мастерской живописца". В этих произведениях художник свободно отдавался своему вдохновению, творил свободно, вне всяких теорий, и поэтому они до сих пор "живут" и не бледнеют перед такими сильными соперниками, как холсты Левицкого, Боровиковского и Рокотова. Далее идет группа умелых "академий": "Каин", "Авель", этюды натурщиков. В этой области большую услугу оказало художнику внимательное изучение античных статуй и анатомии. Остаются еще академические композиции, столь известные и восхваляемые в старые годы — "Жертвоприношение Авраама", "Владимир и Рогнеда" и др. Ныне они не представляют никакой художественной ценности, так как являются не всегда удачным пересказом полотен французов и итальянцев XVII—ХVІІІ вв.; но зато за ними большое историческое значение — они являются первыми вехами когда-то сильного, имевшего огромное влияние на судьбы русского искусства, академизма.

Кроме названных произведений, Лосенко принадлежат еще следующие: "Прощание Гектора с Андромахою", "Товия с Ангелом", "Св. Апостол Андрей Первозванный", "Сумароков" и "Волков" (находится в Имп. Академии Художеств), "Шумский", "Г-жа Хлюстина", "Чудесный улов рыбы" (в Русском Музее имп. Александра III), этюд с натурщика, "Скорбящим Помощница", "В мастерской живописца", второй этюд с натурщика (в Третьяковской галерее), "Л. Геннингер", "Волков" (второй экземпляр), "Автопортрет" (в Румянцевском музее), третий этюд с натурщика, "Явление ангелов пастухам" (собр. И. Е. Цветкова, в Москве).

Чекалевский, "Рассуждение о свободных художествах", 1792. — "Северный Вестник", 1804, ч. I. — Reimers, "L'Académie Impériale des Beaux Arts en 1807". — "Северные цветы", 1826 г. — "Краткое описание предметов, составляющих русский музеум Павла Свиньина", 1829 г. — А. Оленин, "Краткое историческое сведение о состоянии Имп. Акад. Художеств", 1829. — "Художественная Газета", 1838 г., № 12. — Андреев, "Живопись и живописцы главнейших европейских школ", 1857. — "Северное сияние", ч. III. — "Сборник материалов для истории Имп. Акад. Художеств", указатель к ним Юндолова. — Сочинения Державина и Сочинения В. И. Майкова, 1867. — А. И. Сомов, Каталог соб. Имп. Академии Художеств, 1874. — Бар. Н. Н. Врангель, "Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. Академии Художеств", 1908. — И. Остроухов и С. Глаголь, "Третьяковская галерея", изд. Кнебель. — А. Бенуа., "Русский музей имп. Александра III", изд. Кнебель. — Бар. Н. Н. Врангель, Каталог Русского музея имп. Александра III. — Романов, Румянцевский музей, изд. Кнебель. — Петров, Каталог портретов выст. 1870, альбом снимков с этой выставки Лушева. — "Исторический альбом портретов известных лиц XVI—XVIII вв., фотографированы и изданы художником А. М. Лушевым", СПб., 1870. — Бар. Н. Н. Врангель, Каталог портретов выст. 1902 г., каталог портретов выст. 1905 г. — "Сборник Имп. Русского Истор. Общ.", т. 17. — Новицкий, "История русского искусства" — А. Бенуа, "Русская школа живописи". — Его же, "История русской живописи".

С. Эрнст.

{Половцов}



Лосенко, Антон Павлович

— исторический живописец и портретист, сын разорившегося подрядчика; родился в городе Глухове Черниговской губернии 30 июля 1737 г. В 1744 г. привезен в С.-Петербург и определен в придворные певчие. Рано обнаружившаяся в нем способность к рисованию была причиной, что, когда 16 лет от роду он спал с голоса, его отдали в ученье к живописцу Я. Аргунову. В 1759 г. он поступил в только что основанную Имп. акд. худ. подмастерьем живописи и занимался ею под руководством Ле-Лоррена и гр. П. Ротари, из которых последнему и подражал вначале. В 1760 г. отправился за границу в качестве пенсионера акд. В Париже пользовался руководством Рету и написал картину "Чудесный улов рыбы" (наход. в Имп. Эрмитаже), доставившую ему звание адъюнкт-профессора исторической живописи. Будучи в 1763 г. вторично послан в чужие края, занимался до 1766 г. в Париже у Л. Давида и Ж. Вьена, а затем жил в Риме до 1769 г. По возвращении своем в этом году в С.-Петербург за представленные в акд. работы "Каин" и "Авель" (находятся в музее акд.) признан назначенным в академики, а в следующем году за картину "Владимир и Рогнеда" (нах. в акд.) получил разом, по новому регламенту, звания академика и адъюнкт-профессора. С 1772 г. по конец своей жизни был директором акд. Умер в С.-Петербурге 23 ноября 1773 г. Деятельность Л. имеет важное значение в истории русского искусства как отличного по своему времени художника, в особенности рисовальщика, образовавшего многих даровитых учеников, которым он помогал и словом, и делом, подавая им советы; вместе с ними Л. писал этюды, рисуя для них оригиналы, и издал серию чертежей по анатомии и пропорции человеческого тела. Этими чертежами пользовались начинающие художники еще долго по смерти Л. Усердные педагогические труды помешали ему написать много картин, из числа которых, кроме выше упомянутых, известны еще: "Товий с рыбою", "Венера оплакивает Адониса", "Авраам приносит Исаака в жертву", "Св. ап. Андрей Первозванный", "Прощание Гектора с Андромахой", "Портрет актера Ф. Волкова" (все — в музее акд.) и несколько др. портретов.

А. С—в.

{Брокгауз}



Лосенко, Антон Павлович

живописец, директор И. А. Худ. в СПб.; род. 30 июля 1737 г.; † 1773 г. 23 ноября.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лосенко антон павлович
Значение слова лосенко антон павлович
Что означает лосенко антон павлович
Толкование слова лосенко антон павлович
Определение термина лосенко антон павлович
losenko anton pavlovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):