Большая биографическая энциклопедия - лосева ирина николаевна
Лосева ирина николаевна
(р. 20.09.1937) — спец. в обл. истории филос. и науковедения, мифологии, религии; д-р филос. наук, проф. Род. в Ростове-на-Дону. Базовое образование — филол.; окончила отделение англ. языка, рус. языка и литературы Рост. пед. ин-та (1960). В 1968 начала заниматься филос.; работала в лаборатории по комплексному иссл. науки филос. ф-та Рост, ун-та, в Новочеркасском политехн. ин-те на кафедре филос.; в наст. вр. читает лекции по филос. и теории культуры в Рост, консерватории и в Рост, ун-те. Докт. дисс. — "Проблемы генезиса теоретического знания (античность и средние века)" (1992). В своих трудах Л. разграничивает филос. и науку в их генезисе и на основании иссл. понятия "знание" в истории филос. раскрывает специфику обеих форм теор. знания в их взаимосвязи с др. социокультурными комплексами — мифом и религией. Миф рассматривается Л. в качестве универсальной формы обществ. сознания первобытной эпохи, к-рое, дифференцируясь, создает искусство, политику, право, мораль и религию, ее сакрализующую. Вместе с их появлением возникает обществ. потребность регулировать эти формы дух. деятельности. Средством такой регуляции становится филос. рефлексия, к-рая вырастает в целостную, иерархически структурированную систему теор. знания, основанного не на суггестии, как миф, а на рационально выстроенных док-вах посредством определ. логич. процедур. Специфика такого знания выявляется Л. через понятие "эпи-стемы", т. е. через систему явных или скрытых концепт. допущений относительно его норм, предмета, функций. Исследуя средневековое теор. знание scientia naturalis (в отличие от scientia divina — богословие), Л. приходит к мнению, что его эпистема внутренне едина с античной. Средневековая филос. направлена на поиски предельных оснований, задающих программу соц. просвещения. Так же, как и античная филос., средневековое теор. знание несоизмеримо с наукой. В эпистеме класс. науки в качестве цели провозглашается ничем не ограниченное стремление человека к господству над природой, к вмешательству в естеств. ход природных процессов. Ограниченность такой системы стала осознаваться только в сер. XX столетия. Л. является одним из авторов "Мифологического словаря" (Ростов-на-Д., 1996), а также словаря "Библейские имена" (Ростов-на-Д., 1997).
Соч.: Проблемы генезиса науки. Ростов-на-Д., 1979; Николай Кузанский и его отношение к природе знания // Вопросы истории естествознания и техники. 1988. № 3; Теоретическое знание: проблемы генезиса и различения форм. Ростов-на-Д., 1989; Социокультурный контекст генезиса теоретического знания // Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990; Миф и религия в отношении к рациональному познанию // ВФ. 1992. № 7.
Большая биографическая энциклопедия
2009