Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - мантатов вячеслав владимирович

Мантатов вячеслав владимирович

(р. 29.07.1941) — спец. в обл. филос., эпистемологии и соц. экологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Усть-Ордынском Бурятском нац. округе. Окончил филос. ф-т МГУ (1965), асп. при кафедре диалектического материализма МГУ (1969). С 1969 работает в Вост.-Сиб. гос. тех-нологич. ун-те МО РФ преп., зав. кафедрой филос., логики и соц. экологии. В 1979—1986 работал зам. директора по науч. работе Бурят, ин-та обществ. наук СО АН СССР (по совм.). С 1988 — директор Ин-та устойчивого развития при ВСГТУ и советник Президента Республики Бурятия по соц. и экол. проблемам. С 1991 — президент Нар. академии буддийской культуры. Докт. дисс. — "Диалектика отражения и гносеологическая функция знаков" (М., 1977). М. — заслуженный деятель науки РФ, действ. член РАЕН, Академии гуманит. наук, Росс. экол. Академии, Рус. академии наук и искусств, а также Междунар. Академии информатизации. В трудах М. исследуются гносеол. проблемы семиотики и информатики, методол. проблемы синтеза наук, филос. основания рус. космизма и буддийской этики. В наст. вр. им развивается новая концепция диалектич. реализма на основе синтеза филос. учений Востока и Запада, творч. переосмысления рус. филос. традиции. Совм. с А.М.Коршуновым разработал диалектич. концепцию познания (как творчески активного отношения субъекта к объекту отображения). Ими сформулирована теория "условного отражения" на основе к-рой дано обоснование эвристической роли знаков, творч. функции символизации, герменевтического метода в науч. познании. В монографии М. "Образ, знак и условность" исследуется диалектика образа и знака, дается науч. трактовка способности кодирования отображения, к-рая по сути и смыслу близка витгенштейновской концепции логич. образа. Логич. (познавательный) образ рассматривается М. как высшая форма информац. моделирования объективной реальности, основанная на универсальном кодировании ее разнообразия посредством условно-знаковых систем. В монографии показано, что формирование адекватного образа предполагает эвристическое использование условности, выражающееся, в частности, в операциональной активности знаков. Освобождая мышление от ограничений практики, считает М., знаковые структуры становятся той "материальной силой", к-рая развивает конструктивные, прогнозирующие свойства разума вследствие расширения его операциональных возможностей. В работах М. разработаны ме-тодологич. принципы нового соц. мышления и соц. познания, раскрыта специфика гуманит. мысли как ценностно-смыслового освоения бытия в процессе диалога (личностей, сознаний, культур, цивилизаций). Опираясь на идею гуманизации науки М. в конце 80-х гг. выдвинул идею создания общей системной модели, описывающей взаимодействия между человеком, об-вом и природой, а также формирования единой человеко-эколого-информац. системы хозяйствования. К осн. результатам науч. деятельности М. за 90-е гг. относятся: а) анализ ценностно-культурол. предпосылок региональной эколого-экон. политики; б) иссл. филос. оснований экол. этики; в) обоснование буддизма как экол. мировоззрения; г) раскрытие эколого-этич. основ индо-тибетской медицины; д) анализ буддийских перспектив устойчивого экоразвития; е) разработка теории устойчивого развития; ж) обоснование устойчивого развития как закона Вселенной; з) анализ концепт.-ак-сиол. контекста устойчивой экономики и этически ориентированного рынка; и) выдвижение программных установок стратегии устойчивого развития Республики Бурятия. В двухтомном труде "Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие" М. доказывает, что необходимо придать новый смысл концепции устойчивого развития и рассматривать переход человечества к устойчивому развитию как глоб. соц. революцию, как новую ось мировой истории, как системную трансформацию всемирного об-ва на началах справедливости. Устойчивое развитие об-ва, доказывает М., невозможно без нравств. совершенствования человека. Закон устойчивого развития, считает М. и есть закон цивилизуемое™ человека. В ответ на вызов XXI в. М. предлагает соединить концепцию устойчивого развития с идеей "диалога цивилизаций".

Соч.: Гносеологический анализ понятия "информация" // Методологические проблемы современной науки. М., 1964; Теория отражения и эвристическая роль знаков. [В соавт.]. М., 1974; Образ, знак, условность. М., 1980; Критика основных принципов философского обоснования буддизма // ФИ. 1984. № 2; Проблема текста в гносеологии // Логика и язык. М., 1985; Эстетический пантеизм Н.К.Рериха // Рериховские чтения. Новосибирск. 1985; Великий гуманист Н.К.Рерих // Наука в СССР. 1986. № 2; Гуманитарное познание // Диалектика познания. Л., 1988; Социальная философия: проблема человека. [В соавт.]. Улан-Удэ, 1995; Буддийские перспективы устойчивого экологического развития // Устойчивое развитие Байкальского региона как мировой модельной территории. Берлин-Гейделъберг-Нью-Йорк, 1996 (на англ. яз.); Экологическая этика; буддизм и современность. [В соавт.]. Улан-Удэ, 1997; Теория устойчивого развития: основные понятия // В. Бурятского университета. Сер.5. Вып.1. Улан-Удэ, 1997; Философский смысл идеи коэволюции [В соавт.] // Гуманитарный вектор. В. Забайкальского отделения АГН. Вып.1. Чита, 1997; Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2 т. Улан-Удэ, 1998; Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2 т. Улан-Удэ. Т.1. — 1998, Т.2. — 2001. Устойчивое развитие. Сборник научных трудов. Вып.1—3. Улан-Удэ, 1996, 1998, 2000.



Мантатов, Вячеслав Владимирович

Директор Института устойчивого развития при Восточно-Сибирском государственном техническом университете; родился 29 июля 1941 г. в Усть-Ордынской Бурятской национальном округе Иркутской области; окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в 1965 г., аспирантуру при МГУ, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН; с 1969 г. — преподаватель, заведующий кафедрой философии, логики и социальной экологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета Министерства образования РФ; заслуженный деятель науки РФ; лауреат II Всесоюзного конкурса работ молодых ученых по общественным наукам, трижды лауреат общероссийского конкурса исследовательских проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук; автор более 150 научных работ, в том числе 10 индивидуальных и коллективных монографий; внес весомый вклад в развитие эпистемиологии и методологии науки.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мантатов вячеслав владимирович
Значение слова мантатов вячеслав владимирович
Что означает мантатов вячеслав владимирович
Толкование слова мантатов вячеслав владимирович
Определение термина мантатов вячеслав владимирович
mantatov vyacheslav vladimirovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):