Большая биографическая энциклопедия - менаше бен-иосиф илиер
Менаше бен-иосиф илиер
(תדופ ןב) — выдающийся талмудист и поборник просвещения. Родился в Сморгони (Виленской губ.) в 1767 г., умер в м. Илии (Виленской губ.) в 1831 г. Семи лет М. уже начал знакомиться с первоисточниками раввинской литературы, а с десяти лет он изучал талмудическую письменность без посторонней помощи. На 17-м году жизни М. поселился в м. Илии, где жили родители его жены. Часто навещая своего родственника, известного библиофила Иосифа Мазаля (Вязинера), Менаше пользовался обширной библиотекой последнего, изучая еврейскую средневековую философию, математику и астрономию. М. вскоре приобрел славу выдающегося талмудиста. Решительное влияние на умственное развитие М. имел Илия гаон (см.), которого он часто навещал в Вильне. Отрицательное отношение гаона к пилпулу как к бесплодной и вредной умственной гимнастике, выставленное гаоном правило, что, помимо аллегорического толкования Св. Писания, необходимо прежде всего изучать библейский текст в филологическом отношении — нашли в М. убежденного последователя. Ссылаясь на гаона, который, по уверению М. (см. предисловие к его сочинению по кантилляции "Binah ba-Mikra", 1818), признавал, что Талмуд и позднейшие комментаторы в своем толковании Мишны часто уклонялись от прямого и ясного смысла текста, М. стал открыто высказывать мысль, что иногда Мишну следует иначе понимать, чем она объясняется в Гемаре. Он находил также, что некоторые узаконения, вошедшие в кодекс "Schulchan Aruch", не имеют основы в первоисточниках и посему не следует ими руководствоваться. Столь "еретические" для того времени воззрения создали М. много противников, и только благодаря заступничеству богатого и влиятельного Иосифа Вязинера он избег преследований со стороны ревнителей старины. Жажда знаний побудила М. направиться в главный центр тогдашнего просвещения, Берлин; доехав до Кенигсберга, он, однако, принужден был по настоянию родных и других влиятельных лиц вернуться в родной город. Менаше стал тогда усиленно заниматься самообразованием; при помощи случайно попавших к нему старых книг на немецком и польском языках он стал изучать физику, механику и друг. науки. Рационалистически-гуманитарные идеи ученых 18-го в. нашли в нем убежденного приверженца. "Благо общества" (ללבה תבוט) стало главной основой его мировоззрения. Все человечество он рассматривал как один нераздельный организм и "подобно тому, как благо каждого органа неразрывно связано с судьбой целого организма, так каждый индивидуум должен сознавать, что его нормальное развитие и благоденствие всецело зависит от блага всего общества". "Не на личном благополучии должно быть сосредоточено внимание человека, а на исследовании причин всеобщего зла и неустройства". "Если бы, — говорит М. в предисловии к неопубликованному им сочинению "Haamek Scheelah", — Господь Бог захотел одарить меня и моих родных вечным благоденствием, но при условии, чтобы властвующее в мире зло осталось в прежней силе — я бы отверг этот дар". Стыдно, — говорит он в другом сочинении ("Tikkun Kelali", сохранились лишь отрывки), — печалиться о личных неудачах при виде великой нищеты, господствующей в мире. М. задался целью словом и пером, проповедями и помощью книг обучать своих современников, как можно достигнуть "благо целого". Его первое произведение, "Pescher Dabar" (1807), написано было, по его заявлению, с целью примирить участников тогдашней религиозной борьбы — миснагдов и хасидов. Жалуясь на оторванность евреев от реальной жизни с ее насущными нуждами и запросами, М. упрекает представителей раввинизма, что они мало заботятся о благе массы и вместо того, чтобы просвещать народ, они увеличивают число стеснительных религиозных обрядностей и ограничений. Сочинение М. вызвало неудовольствие в консервативном лагере. Еще более резкую оппозицию встретило другое произведение М., "Alfe Menasche" (1822; вторая часть этого труда опубликована правнуком М. в 1905 году). Когда владелец типографии, где печаталась эта книга, ознакомился по первому листу с ее направлением, он бросил в огонь напечатанное вместе с рукописью, и М. пришлось восстановить уничтоженную рукопись. Еще прежде, чем книга М. была опубликована, стало известно, что М. пытается в ней доказать, будто на основании учения Талмуда раввинам предоставлено право отменять, когда этого требуют условия времени, известные постановления иудаизма. Когда об этом узнал виленский раввин Саул Каценеленбоген (см.), он через посланца (книга М. печаталась на Волыни) объявил М., что если этот тезис не будет исключен, он прикажет публично сжечь сочинение М. на синагогальном дворе. М., чтобы спасти книгу, подчинился и внес соответствующие оговорки. В "Alfe Menasche" М. подробно останавливается на плачевном состоянии духовной и материальной жизни евреев. Высказываясь за упорядочение воспитания и приобретение светских знаний, М. отмечал несостоятельность экономических основ еврейской жизни. Вместо производительного труда преобладают посредничество и торгашество, ремесла находятся в самом плачевном состоянии, а профессиональное нищенство непомерно растет. М. делает также в своей книге явные намеки на необходимость религиозных реформ; указывая, что нельзя ограничиваться слепым исполнением обрядов, а необходимо вникать в их смысл и значение, М. ссылается на авторитет патриарха Авраама, который не удовлетворился слепым подчинением унаследованным традициям, а бесстрашно сокрушил кумиры отцов. В 1823 г. появилась книга М. "Schekel ha-Kodesch" против ранних браков и других теневых сторон евр. жизни. Рассказывают, будто экземпляры этого сочинения массами сжигались его идейными противниками; во всяком случае, от этой книги сохранилось не более двух-трех экземпляров. М. сделал также попытку пропагандировать свои идеи и среди простонародья и с этой целью стал издавать на жаргоне отдельными выпусками сочинение "Sama de-Chaja" (без обозначения года и места издания). Произведения М. успеха не имели. В эпоху усилившейся реакции и расцвета хасидизма, идеи М., являвшегося убежденным рационалистом и непримиримым противником мистики и каббалы, не нашли отклика. Убедившись в своем одиночестве, М. больше ничего не печатал. В 1831 г. М. стал одной из первых жертв холерной эпидемии. М. оставил много рукописей; среди них: 1) комментарий к Мишне, 2) комментарий к Пятикнижию, 3) руководство по морали, 4) Haamek Scheelah, 5) Derech ha-Peschat, 6) Peliot Chochma (о естествознании) и др. Часть рукописей М. погибла во время пожара в Илии в 1884 г. — Ср.: M. Plungiansky, Ben Porat (биография М., 1858); S. Funn, Safah le-Neemanim, 145; Н. Голубев, "Bocx.", 1899, XI, 77—87; J. Е. VIII, 284, 286; B. Katz, Ha-Zeman, 1903, III, 22—32; R. Braudess, Ha-Dat we-ha-Chajim, ч. III, гл. 1; M. Spalter, предисловие ко 2-й части Alfe Menasche (1905); S. Stanislawsky, Ha-Schiloach, 1908, III, 247.
С. Ц.
{Евр. энц.}
Большая биографическая энциклопедия
2009