Большая биографическая энциклопедия - менделе мойхер сфорим
Менделе мойхер сфорим
[Mendele Mojcher Sforim, 1836—1917] — Менделе-Книгоноша, псевдоним Шолом Яков Абрамовича. Основоположник еврейской литературы, старейший классик. Род. в местечке Капулье (Белоруссия). До 17 лет учился в религиозных школах (ешиботах), свыше года странствовал вместе с хромым нищим по Белоруссии, Литве и Украине. В 1854, поселившись в Каменец-Подольске, под влиянием и руководством демократического мелкобуржуазного писателя-просветителя А. Б. Готлобера, приобщился к светской культуре. В 1857 появляется в гебраистском органе "Хамагид" первая статья М.-М.-С. "Письмо о воспитании". В 1858 он переезжает в Бердичев, где начинает систематически заниматься лит-ой работой. В 1860 публикует сборник критических статей на гебраистском яз. "Мишпот Шолом" (Mišpot Šolom), в которых выступает с резкой критикой влиятельного в то время консервативного буржуазного гебраистского писателя Э. Ц. Цвейфеля.
В сб. "Мишпот Шолом", как и в следующем сборнике критических и публицистических статей на гебраистском яз. "Аин Мишпот" (Ain Mispot, 1866), М.-М.-С. ведет борьбу против клерикальных тенденций реакционной еврейской буржуазии, борьбу за углубление и расширение просветительства. Свою литературно-художественную деятельность М.-М.-С. начинает на гебраистском яз. в 1862 рассказом "Лимди Гейтов" (Limdi Heitow), который впоследствии был переработан в роман [издан в 1868 под заглавием "Отцы и дети" (Нао-wim wehabonim); в 1867 вышел в Одессе в русском переводе; на еврейский яз. (idiš) переведен впервые в 1923 П. Эпельбаумом]. В этом романе, где борьба нарождающегося капитализма с пережитками средневекового прошлого показана лишь в перипетиях борьбы фанатических родителей с просвещенными детьми, М.-М.-С. в основном является еще продолжателем традиций буржуазных еврейских просветителей, варьируя их мотивы семейной драмы. Вступление на путь идеолога мелкобуржуазной демократии знаменуется у М.-М.-С. переходом от гебраистского к еврейскому яз. М.-М.-С. публикует в первом еврейском еженедельнике "Койль Мевассер" (Koil Mewasser, №№ 45—51, 1864, №№ 1—4, 1865) свою впоследствии переработанную и расширенную повесть "Маленький человечек" (Dos kleine Menšele) — произведение, положившее начало классической еврейской литературе. Прозванный дедушкой еврейской литературы, М.-М.-С. однако не был ее зачинателем в буквальном смысле слова. Начиная со второй половины XVIII в. ему предшествовали весьма значительные писатели на Западе и в России, как-то: А. Галле-Вольфзон, И. Эйхель (Пруссия), И. Б. Левинзон и в особенности И. Аксенфельд, Ш. Этингер, А. М. Дик, А. Б. Готлобер. Однако за исключением А. Б. Гот-лобера все остальные были представителями буржуазного, зачастую весьма правого просветительства, приспособлявшегося к самодержавно-крепостническому режиму Николая I. Еврейское просветительство было с самого начала идеологией выступившего на историческую арену во второй половине XVIII в. на Западе и в первой половине XIX в. в России еврейского буржуа, которому необходимо было для его дальнейшего развития уничтожить пережитки еврейского средневековья. Победа капитализма на Западе, рост капиталистических отношений в России знаменовали конец бесправию еврейской буржуазии. Еврейский буржуа стремился в то время стать французом, немцем, поляком или русским "Моисеева закона". Побеждавший капитализм разрушал извне средневековое гетто. Одной из задач еврейского буржуазного просветителя было стремление уничтожить гетто изнутри. Победа буржуазных отношений была победой его класса. Именно поэтому для еврейского буржуазного просветителя буржуазная цивилизация стала новой верой. С другой стороны, все формы еврейского средневековья, с его фанатизмом к внутренней замкнутостью, препятствовали его приобщению к цивилизации. Однако не в пример своим нееврейским буржуазным собратьям борьба еврейских буржуазных просветителей на Западе во второй половине XVIII века, а в России — в первой половине XIX в. была не столько борьбой представителей восходящего класса против загнивающего, сколько борьбой нового поколения буржуазии, выросшего в обстановке преуспевающего капитализма, против старого поколения торговой буржуазии, связанной с пережитками феодализма.
Именно этот переход еврейской буржуазии от одной социальной формации к другой, ее превращение из класса в себе в класс для себя и выражала буржуазная еврейская просветительская литератуpa. Отсюда основной жанр этой литературы — семейная драма, с характерным для нее доминирующим мотивом борьбы просвещенных детей с фанатическими родителями. Мотив борьбы со средневековой еврейской олигархией, игравший лишь подсобную, подчиненную роль в творчестве буржуазных еврейских просветителей, в творчестве М.-М.-С. стал основным.
Ликвидация крепостничества в России и рост капитализма вовлекают еврейскую мелкую буржуазию, обездоленную трудовую бедноту в борьбу за ликвидацию специфических форм средневековья в еврейской среде и за приспособление к новым капиталистическим условиям. Наметившийся еще в 40—50-х годах процесс социальной дифференциации еврейских просветителей в России начинает углубляться. На авансцену общественной жизни и литературы выступают мелкобуржуазные демократические просветители во главе с М.-М.-С. Последний использует идеологическое и литературно-художественное наследие буржуазных просветителей, переоценивает многое из их наследия в соответствии с интересами и задачами своего класса. При этом он нередко выступает критиком и борцом против тенденций буржуазных просветителей. Ему по пути с ними лишь постольку, поскольку они борются против средневековых традиций еврейской жизни, за новое буржуазное просвещение. Но Менделе-Мойхер-Сфорим совершенно чужд их буржуазно-ассимиляционным тенденциям. Точно так же он вскоре должен был отказаться от их безграничной апологетики буржуазной цивилизации. В противоположность лейтмотиву буржуазной просветительской литературы — борьбе "отцов и детей" — М. выдвигает лозунг борьбы социальных низов против средневековой еврейской олигархии и в дальнейшем развивает мотивы социальной борьбы. В "Маленьком человечке" М.-М.-С. дает широкую картину эксплуатации еврейских масс общинной олигархией; ее заправилам он противопоставляет просветителя-гуманиста, носителя новых буржуазно-демократических тенденций.
Борьбу против общинной олигархии он продолжает в своей драме "Di Takse" (Коробочный сбор, 1869). В этой драме М.-М.-С. изображает одну из центральных институций, созданных царским законодательством для налоговой эксплуатации еврейских масс, ставшую одним из главных орудий произвола в руках общинной олигархии. В первой книге М.-М.-С. показывает, как создаются и формируются эти общественные заправилы, эти "маленькие человечки". Во второй — он рисует этих "маленьких человечков" в их действенных проявлениях; здесь, как и в первой книге, этим "общинным благодетелям" он противопоставляет воинствующего радикального просветителя, преследуемого общиной. Однако социальное значение этих книг не в выявлении положительных образов просветителей-гуманистов Гутмана и Векера, а в сатирическом показе общинных "благодетелей". Их имена стали социальными понятиями, вошли в быт, в публицистику. Это произошло не только потому, что отрицательные образы выявлены ярче, но и потому, что положительные образы в значительной степени запечатлены влиянием буржуазных просветителей с их безграничным доверием к буржуазной цивилизации, к просвещению и даже к русскому царизму. Однако широким массам, которые царское правительство жестоко угнетало и порабощало, были чужды эти иллюзии буржуазных просветителей. Именно мелкобуржуазные просветители выражали по существу интересы широких масс. Торжество капитализма, ни в коей мере не облегчая и не уменьшая их обездоленности, только разрушало их старый, привычный быт. Мелкобуржуазный просветитель на опыте своей социальной группы скоро понял всю иллюзорность многих своих надежд, М.-М.-С. переоценил иллюзии своего героя Векера ("Коробочный сбор"), понял, что "милосердное" царское правительство не только не борется с общинными заправилами, но является опорой их власти. Точно также он понял неосновательность веры в буржуазную цивилизацию. В 1872 М.-М.-С. издает книгу "Кляча", которая знаменует разрыв с буржуазным просветительством и является по существу манифестом оформляющегося демократического просветительства. В этой книге, написанной в аллегорической форме, впервые в еврейской литературе дана критика русского царизма и буржуазной цивилизации с точки зрения националистической радикальной мелкой буржуазии. Этим произведением М.-М.-С. как бы подчеркнул, что не только царское правительство, но и вообще правительства буржуазных стран не в силах разрешить национальную проблему. Разумеется, М.-М.-С. был далек от классовой постановки основных волновавших его социальных и национальных проблем. Несмотря на это для еврейской общественности и литературы "Кляча" является документом эпохального значения по решительности и глубине социальной критики. М.-М.-С. до конца становится ясным, что одними просветительскими мерами нельзя улучшить положения масс: путь лежит не от просвещения к хлебу, а от хлеба к просвещению. Однако необходимо отметить, что разрыв с буржуазным просветительством, углубление социальной критики господствующих классов привели М.-М.-С. из-за отсутствия революционных сил, на которые еврейское мелкобуржуазное просветительство могло бы опереться, к проникнутым реформистскими тенденциями народничеству и национализму. Эти народнические националистические тенденции достаточно сильно сказались и в книге "Кляча". Они стимулировали увлечение переводами библейских текстов на еврейский яз. В 60-х гг. М.-М.-С. стремится просвещать массы изданием на гебраистском яз. 3-томного компилятивного труда "История природы". Позднее он отказывается просвещать массы при помощи гебраистского яз. В этом — его дальнейшая демократизация. Он просвещает массы на еврейском яз. (idiš), все же материалом для культуртрегерства служат для него гл. обр. библейские переводы.
Отказ от позиций буржуазного просветительства ни в коей мере не означает для М.-М.-С. отказа от борьбы с пережитками еврейского средневековья, — наоборот, М.-М.-С. эту борьбу углубляет в целях приспособления масс к новым капиталистическим отношениям. Он создает свои шедевры: "Путешествие Вениамина III" [1878], "Фишка Хромой" (в виде небольшой книжечки опубликован в 1869, переработан в большое произведение и издан в 1889), "Заветное кольцо" (Winšfingerl, первый вариант в виде небольшой книжечки опубликован в 1865, позднее, в 1888—1905, перерабатывался и издан в 2 томах).
"Путешествие Вениамина III" — сатирическое изобличение и осмеяние средневековых