Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - микешин михаил осипович

Микешин михаил осипович

(6 февраля 1836 — 19 января 1896 г. в Петербурге) — академик живописи и скульптуры.

Некролог

Сегодня, 19 января, скончался скоропостижно известный художник, академик скульптуры Михаил Осипович Микешин. В течение нескольких последних дней он чувствовал себя не совсем хорошо и не выходил из квартиры. За час до своей кончины он оживленно разговаривал с родными и гостем, приехавшим навестить больного. Около 12-ти часов дня голова его склонилась, дыхание и биение пульса прекратились. Прибывший вскоре врач констатировал смерть от разрыва сердца.

М. О. Микешин был хорошо известен как автор-композитор многих грандиозных памятников, сооруженных в разных городах. Памятник тысячелетия России в Новгороде, исполненный по идее и проекту покойного, создал ему имя выдающегося русского скульптора-композитора. С тех пор М. О. стал участвовать с большим успехом своими композициями во всех монументальных конкурсах в России, во многих за границей. Он конкурировал на памятник императрице Екатерине II, находящийся на площади против Александрийского театра, и из представленных Академией Художеств проектов его проекту было отдано предпочтение. В то же время им были изготовлены массивные скульптурные двери на гробницу князя Пожарского в Суздале. В 1864 г. за проект памятника Дону Педро IV для Лиссабона покойный получил звание почетного члена лиссабонской академии изящных искусств, премию и орден Христа Спасителя. Затем он составил проект памятников освободителю Сербии — Кара-Георгию (Георгию Черному), адмиралу A. C. Грейгу (сооружен в Николаеве), сербскому князю Михаилу Обреновичу (два проекта — один для постановки памятника на месте убиения этого князя в Топчидере, другой для главной площади в Белграде в память политической деятельности убитого), Победам черноморского флота и матросу Шевченко для Николаева, Корнилову, Нахимову и Истомину для Севастополя, Богдану Хмельницкому для Киева, Императору Александру II для Ростова-на-Дону, Ермаку для Новочеркасска, Императрице Екатерине II для Екатеринодара и др. Многие памятники композиции покойного уже сооружены (в Киеве, Ростове-на-Дону и др.), открытие других состоится в ближайшем будущем (в Екатеринодаре). Кроме того, им исполнены по заказу морского министерства носовые фигуры для фрегатов "Минин", "Спиридов", "Пожарский", "Чичагов", "Грейг", "Лазарев" и для яхт "Ливадия" и "Держава". За свои заслуги в области монументального и медальерного творчества М. О. был избран Академией Художеств в академики скульптуры, получил пожизненную пенсию, орден Св. Владимира 3 ст. и многие другие награды и почетные звания.

Покойный родился в селе Максимовке, Рославльского уезда Смоленской губернии, 6 февраля 1836 г. Десятилетним мальчиком он был отдан учиться писать масляными красками к местному иконописцу Титу Андронычу. Когда он кончил курс в уездном училище и выдвинулся из среды своих товарищей талантливым рисованием масляными красками, на его юношеское творчество обратил внимание местный помещик Вонлярский. Он привез юношу в Петербург и определил в Академию Художеств. Здесь М. О. занимался в течение шести лет в батальном классе профессора Б. П. Виллевальде и получил последовательно все академические награды по этому классу. За картину, изображающую конных гренадер и приобретенную в собственность императором Николаем I, он получил серебряную медаль; за картину, представленную на конкурсную тему "Сражение при Баш-Какдык-Ларе", малую золотую. На большую золотую медаль он конкурировал дважды, написав "Падение Литовской крепости Пилоны в княжение Гедемина" и "Граф Тили в Магдебурге". За последнюю картину М. О. получил первую медаль, звание классного художника и право на шестилетнее пребывание за границей на казенный счет. Но этим правом покойному художнику не пришлось вполне воспользоваться. В 1859 г. был объявлен конкурс на сочинение памятника тысячелетия России, и М. О., как уже сказано, удачно конкурировал. С этого времени он прекратил свою деятельность по батальной живописи и стал энергично учиться лепке у И. Н. Шредера и др.

М. О. Микешин пользовался также заслуженной известностью талантливого иллюстратора. Его эффектные и многочисленные рисунки разбросаны в разных периодических иллюстрированных изданиях и украсили альбомы многих знакомых покойного. Он гордился званием русского иллюстратора и везде отстаивал необходимость улучшить материальное положение художников, посвятивших свою деятельность этой отрасли художественного творчества. В этом духе он сделал доклад в прошлогоднем съезде деятелей печатного дела. Его рисунками иллюстрирован, между прочим, "Кобзарь" Шевченко. Художественная деятельность покойного как иллюстратора сблизила его с журнальным миром. Когда был основан художественный клуб, М. О. явился одним из деятельных директоров этого учреждения и принял близкое участие в устройстве доступных рисовальных классов, живых картин и спектаклей в помещении клуба. В конце 70-х годов он издавал иллюстрированный журнал "Пчела", сперва в качестве пайщика с г. Гиероглифовым, затем самостоятельно.

Как человек, покойный не умрет в памяти всех знавших его. Он отличался богатым запасом энергии, живой фантазией и широким русским хлебосольством. В своей художественной деятельности он не знал усталости, в общественных делах он был одним из первых, готовых безвозмездно работать ради общей пользы. Кроме того, он был горячим защитником всего русского, и потому рисунки иностранного происхождения на разных предметах промышленности и торговли вызывали очень часто его негодование. Для игральных карт, изображающих рыцарей и иностранных дам, он сочинил рисунки из сказочного русского мира. Лубочной литературе, в которую проникли иностранные юмористические сюжеты, он дал ряд лубочных картин с сюжетами из жизни русской деревни. Словом, М. О. всегда и во всем был вполне русским. Будучи хорошо обеспеченным в момент своей наибольшей славы, покойный в последнее время был принужден часто отказывать себе в самом необходимом. Умер он далеко не богатым.

("Новое Время", 1896, № 7146).

Библиография

Его:

"Из путевых заметок" ("Исторический Вестник", 1903, кн. 9).

"Поп Марко Пейович" ("Исторический Вестник", 1903, кн. 11).

О нем:

"Новости", 1896, № 22.

"Русская Мысль", 1896, кн. 2, с. 229.

"Московские Ведомости", 1896, № 21.

"Исторический Вестник", 1896, кн. 3, с. 1058—1060; 1897, кн. 2, с. 624—651; кн. 9, с. 788—807.

"Микешин и Прахов в переписке с А. Ф. Писемским" ("Известия книжного магазина Вольфа", 1913, № 5.



Микешин, Михаил Осипович

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое микешин михаил осипович
Значение слова микешин михаил осипович
Что означает микешин михаил осипович
Толкование слова микешин михаил осипович
Определение термина микешин михаил осипович
mikeshin mihail osipovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):