Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - микешина людмила александровна

Микешина людмила александровна

(р. 10.12.1930) — спец. по теории познания и методологии науки; д-р филос. наук, проф. Род. в Благовещенске Амурской обл. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1953). Науч.-пед. деятельностью занимается с 1964. Работала доц. кафедры филос. Ленингр. горного ин-та; доц., проф., с 1986 по наст. вр. — зав. кафедрой филос. Моск. пед. гос. ун-та (бывш. МГПИ им. В.И.Ленина). Докт. дисс. — "Детерминация естественно-научного познания. Методологические аспекты" (1978). Предс. науч.-методического совета по филос. Мин-ва образования (с 1993 по наст. вр.). Отв. ред. и сост. "Хрестоматии по истории философии" (в 3 кн. М., 1997). Почетный проф. МПГУ. Член президиума РФО. Действ. чл. Академии гуманит. наук. Координатор экспертов РГНФ, РФФИ, Ин-та "Открытое об-во". В трудах М. иссл. общие закономерности социокультурной детерминации и взаимодействие логич., когнитивных и ценностных моментов. Ценностные и мировоззренч. предпосылки науч. познания, метод и стиль науч. мышления, науч. картина мира также рассматриваются в единстве методол. функций и форм социокультурной обусловленности познания. Неявное знание, имплицитные компоненты, принятые на веру эмпирич. высказывания исследуются как феномены, необходимые не только для понимания и интерпретации науч. текстов, но и для целостного видения знания в единстве дорефлексивных и рефлексивных форм. В методол. гуманит. познания выявлены способы рефлексии мировоззренч. компонентов; исследован метод конвенций как следствие коммуникативности познавательной деятельности. Текст рассматривается в качестве синтетической "единицы" методологич. анализа, содержащей социокультурные, ценностные компоненты; апробирована универсальность понятия науч. революции, применяемого не только в естеств.-науч., но и в гуманит. знании. Обосновываются идеи обновления традиц. эпистемологии, в качестве базовых операций принимаются не только отражение, но и репрезентация, конвенция и интерпретация; переосмысливаются категории субъекта — эмпирич. и трансцендентального, истины и др. проблемы теории познания в контексте филос. герменевтики. Предлагается новый подход, при к-ром теория познания (гносеология), эпистемология и филос. науки рассматриваются как структурные компоненты более широкой обл. — философии познания, где они сохраняют свою абстрактно-гносеол. и логико-ме-тодол. природу и форму, но одновременно получают и экзист.-антропологич. осмысление. Обосновывается необходимость диалога и синтеза известных в филос. познавательных концепций и когнитивных практик. Выдвигаются и обосновываются принципы: "доверия человеку познающему", "целостный человек познающий — целостная филос. познания". Позитивно исследуются "маргинальные" для традиц. теории познания феномены — жизнь как категория познания, релятивность знания и релятивизм, когнитивная вера; признается фундам. значимость человека познающего, его понимающей и интерпретирующей способности. Показана необходимость тесной связи эпистемологии с герменевтикой, ее когнитивной практикой, позволяющей определить, в каких формах, понятиях и концептах, с помощью каких приемов богатейший опыт языка м.б. учтен в филос. познания. В связи с интерпретирующей функцией субъекта рассматриваются герменевтические смыслы образования как пайдейи. В особом ракурсе — как "опыт мира" — исследуется язык и такая фундам. проблема, как познание времени и время в познании.

Соч.: Формы и методы научного познания [В соавт.] // ФН. 1974. № 4; Проблема истины [В соавт.] // Там же. 1976. № 2; Структура и функции научного метода. М., 1977; Детерминация естественнонаучного познания. Л., 1977; Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения в научном знании // ФН. 1982. № 6; Имплицитные компоненты в структуре научного познания // Там же. 1987. № 7; Метаморфозы проблемы "когнитивное—ценностное" в философии и методологии // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990; Современная проблематизация вечной темы // ФН. 1990. № 10; Ценностные предпосылки в структуре научного знания. М., 1990; Неявное знание как феномен сознания и познания // Теория познания. Т.2. М., 1991; Методология современной науки. Уч. пос. М., 1991; Методология в контексте культуры: Уч. пос. М., 1992; Судьба философии познания // Философия на рубеже веков. СПб., 1996; Витгенштейн: проблема веры и достоверности в познании // Философские идеи Людвига Витгенштейна. М., 1996; Герменевтические смыслы образования // Философия образования. М., 1996; "Я" и "Субъект" в философии Декарта // Декарт в канун XXI столетия. М., 1998; Теория познания и герменевтика // В. РГНФ. 1998. № 4; Фундаментальный поворот в понимании структуры научного знания // Философия, наука, цивилизация. М., 1999; Специфика философской интерпретации // ВФ. 1999. № 11; Философия познания — XXI век. Синтез когнитивных практик // В. РФО. 1999. № 3(11); Философия познания: диалог и синтез подходов // ВФ. 2001. № 5; Философия познания. Полемические главы. М., 2001.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое микешина людмила александровна
Значение слова микешина людмила александровна
Что означает микешина людмила александровна
Толкование слова микешина людмила александровна
Определение термина микешина людмила александровна
mikeshina lyudmila aleksandrovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):