Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - никитин афанасий никитич

Никитин афанасий никитич

— тверской купец ХV века, писатель-путешественник. Время рождения Н. в точности не известно. В 1466 г., когда посол владетеля Шемахи, ширван-шаха Форус-Есара, именем Асан-бег, бывший у великого князя Иоанна III, собрался в обратный путь в Шемаху вслед за русским послом Василием Папиным, Никитин, проведавший о московском посольстве в Шемаху, решил вместе с ним отправиться туда для распространения русских товаров. Он с товарищами снарядил два судна, получил проезжую грамоту от тверского князя Михаила Борисовича и посадника Бориса Захарьича и с благословения владыки Геннадия, помолившись в соборе Спаса Золотоверхого, поплыл вниз по Волге. В Костроме Никитин получил от великого князя Александра Васильевича великокняжескую проезжую грамоту за границу и с ней поехал в Нижний Новгород, где думал сойтись с послом московским Папиным, но не успел его захватить. Дождавшись приезда шемахинского посла Асан-бега, он вместе с ним поплыл Волгой далее, благополучно опустился к рукаву Волги — Бузану, но подле Астрахани был ограблен татарами, причем погибла вся рухлядь Никитина, в том числе и книги. Татары отпустили из устья Волги только два судна, но одно из них разбилось во время бури о берег, и бывшие на нем русские люди захвачены в плен горцами — кайтанами. Никитину, однако, удалось добраться до Дербента, где он застал московского посла Василия Папина, которого стал просить позаботиться об освобождении захваченных кайтанами русских. Русские были освобождены и вместе с Никитиным представлены в Кайтуне ширван-шаху, который принял их очень ласково, но на просьбу помочь возвратиться на родину отвечал отказом, ссылаясь на то, что их слишком много. Пришлось русским людям расходиться в разные стороны, причем Никитин, по его собственным словам, "пошел к Дербенту, из Дербента к Баке, где горит огонь неугасимый, а потом за море". Свое путешествие Никитин впоследствии назвал "хождением за три моря" — Дербентское (Каспийское), Индейское и Черное. "Хождение" Никитина можно разделить на четыре части: 1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря; 2) первое путешествие по Персии; 3) путешествие по Индии и 4) обратное путешествие чрез Персию на Русь. Первое его путешествие через Персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза), продолжалось более года, от зимы 1467 до весны 1469 г. Он проехал через "Чебокар, Сару, Амиль, Димовант, Рей, Кашан, Каин, Езд, Сырчан, Таром, Лар, Бендер, Гурмыз". В его заметках об этом путешествии имеется лишь указание пути посредством обозначения местностей и некоторых расстояний и упоминание о смутном состоянии, в котором тогда находилась Персия. Переправившись из Дагестана по Каспийскому морю в Мазандеран, Никитин полгода провел в Чапакуре, где, между прочим, праздновал и Пасху 1468 года, затем перешел в Сари, где оставался месяц; отсюда направился в Амоль, из которого поднялся в горы, и за Демавендом спустился к Тегерану, или точнее, к Рею, ибо Тегеран был в то время незначительным городом в окрестностях Рея. Затем, из Тарома Никитин повернул на запад к Лару, а из Лара опять на восток в Бендер-Абаси. Такой характер путешествия Никитина объясняется его торговыми интересами; он посещал все видные торговые места и даже по месяцу оставался в них. Из Персии Никитин отправился в Индию. Путешествие его по Индии продолжалось почти три года: от весны 1469 г. до января или февраля 1472 г. Описание этого путешествия занимает большую часть дневника Никитина. Он отправился из Ормуза на Фоминой неделе 9-го или 10-го апреля 1469 г. и в двадцатых числах апреля подошел к Индийскому берегу в Диу, затем имел остановку у Камбои по пути к Чювилю, куда прибыл через шесть недель. Здесь он был поражен видом "черных" обнаженных индийских туземцев и их "плохой едой". Продолжая свое путешествие через горы Гатские до Пали, Умри и далее к Чюнейру (Джюниру), Никитин не забывал своего торгового дела и, по-видимому, умел и на чужбине извлекать из него выгоду. Из Чюнейра, где он чуть не лишился свободы за отказ переменить веру, Н. отправился через Кулонгер и Кольберг в Великий Бедерь, где оставался несколько месяцев. В течение следующего затем года Никитин, по-видимому, продолжал путешествовать по Индии, что видно из подробных, изобличающих самовидца, описаний городов Биджьнагура и Рачюра. С наступлением 1471 г. Никитин задумал вернуться на родину, что осуществить было нелегко вследствие происходивших в то время на Индостане войн. Боясь оставаться в Индии, чтобы не издержать всего своего достояния, Н. вынужден был отказывать себе во многом: не пил ни вина, ни сыты и все же издерживал в день по два с половиной алтына. За месяц до байрама он вышел из Бедеря и чрез Кельберг, Кулури, город, знаменитый драгоценными камнями, особенно сердоликом (в этом городе Н. провел пять месяцев), Алянд, куда он прибыл, вероятно, во второй половине октября 1471 года, Камендрию, Кынаряс, Сур, в начале 1472 года добрался до Дабыля. Таким образом, во время своего путешествия по Индии Никитин объехал значительную часть западного полуострова, между реками Кистной и Годавери, т. е. области Аурунгабад, Бедерь, Гейдерабад и Беджапур. Вместе с описаниями местностей, которые он посетил, он занес в свои записки и замечания о природе страны и ее произведениях, о народе, его нравах, верованиях и обычаях, о народном управлении, войске и т. п. Его заметки о народном управлении, несмотря на свою сбивчивость, любопытны тем, что их нет в рассказах других современников. Большой точностью отличается рассказ Н. о поклонении индусов "Буте" в священном городе Парвате. Из животных он обратил внимание на слонов, буйволов, верблюдов, обезьян, живущих, по его словам, в горах, по скалам и по лесам, и имеющих своего "князя обезьянского". Поразили H. также змеи "в две сажени длиной" на улицах Бедеря и птица "гукук", летающая ночью, предвещающая смерть и изрыгающая огонь на тех, кто намеревается ее убить. Из царства растительного Н. обратил внимание исключительно на некоторые пальмы и "великие", по-видимому, кокосовые, орехи. Подробно описаны Н, в особых заметках пристани Индийского моря. Описание это особенно любопытно, так как дает довольно подробные сведения о торговле и мореплавании того времени. Н. указывает, чем богата каждая пристань. В Дабыле Никитин окончательно распростился с Индией. Припоминая свой отъезд, он отметил, что Дабыль — город очень большой, что туда съезжается все поморье Индейское и Ефиопское. "И ту окаянный аз рабище Афанасие Бога вышняго, творца небу и земли, взмыслихся по вере, по христианской, и по крещении Христове, и по говейных святых отец устроеных, и по заповедех апостольских, и устремихся умом поити на Русь". Он сел в тову (судно), договорив для себя место за два золотых от Дабыля до Ормуза. Однако ветры занесли корабль в сторону и после месячного плавания он пристал к берегу в виду Ефиопских гор, где подвергся нападению туземцев. Через пять дней корабль продолжал плавание, а через двенадцать Никитин высадился в Мошкате. Здесь он отпраздновал шестую за время своего странствования Пасху и после девятидневного плавания прибыл в Ормуз, откуда по знакомым местам добрался до расположенного близ Тавриза стана знаменитого завоевателя Западной Азии — Асан-бега, где провел десять дней, чтобы разведать, каким путем можно пробраться на север. В сентябре 1472 г. он через Арцингам направился в Трапезонт, куда прибыл ко дню Покрова. Здесь H. подвергся обыску, причем у него "все, что мелочь добренькая, они выграбили все". С большим трудом, вследствие частых бурь на Черном море, удалось Н. добраться до Балаклавы, а оттуда к Кафе, где он облегченно воскликнул: "милостию Божиею преидох три моря". Неизвестно, какой дорогой воротился H. на Русь, но можно думать, что возвращался он через Крым и Литву. Умер H., не доехав до Твери, — в Смоленске. Лучшая характеристика Афанасия Никитина и его дневника, внесенного в полном виде в "Софийский временник" под 1475 годом под заглавием "Написание Офонаса тверитина купца, что был в Индеи четыри года, а ходил, сказывают, с Васильем Папиным", — дано академиком И. И. Срезневским. "Как ни кратки записки, оставленные Никитиным, — говорит он, — все же и по ним можно судить о нем как о замечательном русском человеке XV века. И в них он рисуется, как православный христианин, как патриот, как человек не только бывалый, но и начитанный, а вместе с тем и как любознательный наблюдатель, как путешественник-писатель, по времени очень замечательный, не хуже своих собратьев иностранных торговцев XV века. По времени, когда писаны, его записки принадлежат к числу самых верных памятников своего рода: рассказы ди Конти и отчеты Васко де Гама одни могут быть поставлены вровень с "Хождением" Никитина. Как наблюдатель, Н. должен быть поставлен не ниже, если не выше современников-иностранцев". Предприимчивый, совершивший, вероятно, не одно путешествие за пределы Руси, что видно из приведенного им сравнения изображения Будды со статуей Юстиниана, находившейся в Константинополе, и дружественных его отношений с иностранными купцами, Н., несмотря на неудачи, не падал духом и увлеченный рассказами восточных купцов, "залгавших его псов-бесерменов" о находившихся в Индии товарах, полезных для его родины, смело пробирался вперед, в земли неведомые. Общительный, наблюдательный, быстро усваивавший языки, Н. тщательно знакомился с предметами торговли каждого города, а попутно и с природой и жителями каждой страны. Человек верующий, после пропажи религиозных книг вынужденный соблюдать посты и праздники приблизительно, Никитин искренно скорбел об этом, жалуясь в "Хождении", что не знает, "когда пост, когда Рождество Христово, когда среда, когда пятница". Видя новые религии, Н. невольно должен был задаваться вопросом, какая же вера правая, и приходил к замечательному для человека того времени заключению: "А правую веру Бог ведает, а правая вера — Бога единого знати и имя его призывати на всяком месте чисте чисто". Отмечая особенности и достоинства виденных им земель вполне беспристрастно, Н. часто переносился мыслью на Русь. С особенной силой проснулись в нем воспоминания о родине в городе Дабыле. Даже после всего того, что он видел в разных странах, русская земля кажется ему всего прекраснее, и вспоминая ее Никитин восклицает: " А Русская земля — да сохранит ее Бог. Боже, сохрани ее! В этом мире нет такой прекрасной страны. Да устроится Русская земля!".

"Полное Собрание Русских Летописей", т. VI; "Хождение за три моря Афанасия Никитина в 1466—1472 гг." (Чтения И. И. Срезневского. "Ученые Записки Второго Отд. Имп. Акад. Наук". Книга II, вып. II, СПб., 1856); Филарет (Гумилевский) "Обзор русской духовной литературы". СПб., 1894; "История Государства Российского" Н. М. Карамзина 1819 г., изд. 2-е VI, гл. VII, прим. 629; "Библиологический словарь и черновые к нему материалы", П. М. Строева. СПб., 1882; "Сын Отечества" 1821 г., ч. LXXI, № 29, стр. 102—104 (Биографии российских писателей"); "Русский Вестник" 1856 г., т. III, № 12, май, кн. 2, стр. 263—268; "Вестник Европы" 1896 г., № 8, стр. 750—752; "Старая Индия" И. Минаев ("Журнал Министерства Народн. Просв." 1881 г., июнь и июль); "Отечественные Записки" 1856 г., № 10, т. СVІІ, отд. 2; "Современная Летопись", стр. 263—268 (Ст. Попова); Словари Березина, Брокгауза и др.; общие курсы по рус. литературе: Галахова, Пыпина, Порфирьева, Шевырева и др.

А. П.

{Половцов}



Никитин, Афанасий Никитич

тверской купец, путешественник в Индии при Иване III, оставивший описание своего "Хождения за три моря";† 1472 г.? в Смоленске.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое никитин афанасий никитич
Значение слова никитин афанасий никитич
Что означает никитин афанасий никитич
Толкование слова никитин афанасий никитич
Определение термина никитин афанасий никитич
nikitin afanasiy nikitich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):