Большая биографическая энциклопедия - никодим селлий
Никодим селлий
(или Целлий) — монах Александро-Невского монастыря. Он был датчанин по происхождению, родился в 1695 г. в Голштинии, в Тондерне, в лютеранстве назывался Адам Бурхард Селлий. После предварительного образования на родине он завершил его в иностранных университетах, изучая преимущественно сначала медицину, а потом богословие, философию, словесность. Между прочим, в Иене он слушал лекции знаменитого протестантского богослова Буддея. Кажется, к этому времени относятся его первые сомнения в истинности лютеранства. Около 1722 года Селлий переселился в Россию, где тогда радушно встречали образованных иноземцев, и в скором времени сделался учителем латинского яз. в Карповской школе Феофана Прокоповича в Петербурге. Прослуживши здесь три года, он уехал в Москву, где был учителем гимназии, а затем опять вернулся в Петербург и состоял сначала при академии наук, а потом учителем латинского языка и смотрителем александро-невской семинарии (1734—1737 гг.). Православие он принял лишь в конце жизни, получив имя Нестора в 1744 г. (30 окт.), а 27 марта 1745 г. пострижен в монашество с именем Никодима. Жил он последние годы в Александро-Невской лавре, где и скончался 7 дек. 1745 года. С самого приезда в Россию, познакомившись с русским языком, Селлий начал заниматься русской историей. Первым плодом этих занятий была напечатанная в 1736 г. в Ревеле на лат. языке книжка: "Schediasma litterarium de scriptoribus, qui historiam politico ecclesiasticam Rossiae scriptis illustrarunt", вышедшая впоследствии в 1815 г. в русском переводе под заглавием: "Каталог писателей, сочинениями своими объясняющих гражданскую и церковную российскую историю". Другое сочинение его: "Историческое зерцало русских государей", от Рюрика до Елизаветы, написанное на лат. языке стихами, напечатано не в подлиннике, а в переводе на русский яз. тоже стихами, сделанном после смерти Селлия, в первой части Древней Росс. Вивлиофики 1773 г. Третье сочинение Селлия — De Rossorum Hierarchia libri quinque", т. е. о русской иерархии, —в подлиннике не напечатано, а напечатано впоследствии в русском переводе, войдя в первую часть "Истории российской иерархии" митроп. Евгения. Есть еще ненапечатанные сочинения Селлия: "Словарь всех чудотворных Богородичных икон", "Віbliotheca medico-chirurgica", "Записки путешествий" по немецким землям, написанные на нем. языке и разные другие записки. Рукописи эти хранятся в Спб. дух. академии.
Биография Селлия — в рус. пер. 1815 г· "Каталога писателей"; Словарь истор. о писателях дух. чина митр. Евгения, т. II; Филарет. Обзор рус. дух. литературы; A. Hадеждин, История спб. дух. семинарии, СПб., 1885 г., стр. 2. Описание рукописей Никодима в каталогах библиотеки Спб. дух. академии.
Б. Т-в.
{Половцов}
Никодим Селлий
(в миру Адам Бурхард) — писатель, родом датчанин, по первоначальному вероисповеданию лютеранин, воспитанник Йенского университета. В Россию прибыл в 1732 г., сначала занимался преподаванием латинского языка в Александро-Невском духовном училище, потом был его инспектором (1734—37). Незадолго до смерти принял православие, под именем Николая, затем монашество, с именем Никодима. Умер в 1746 г., на 51 году от роду. Труды его: "De Russorum hierarchia quinqae libri; "Schediasma litterarium de scriptoribus, qui historiam polilico-ecciesiasticam Rossiae scriptis illustrarunt (Ревель, 1786; на русский язык переведено в Москве, в 1815 г., под заглавием: "Каталог писателей, сочинениями своими объясняющих гражданскую и церковную российскую историю") и "Зерцало историческое государей российских", оставшееся в рукописи (в латинских стихах; русский перевод Амвросия помещен в "Древней Российской Вифлиофике).
В. Р—в.
{Брокгауз}
Никодим Селлий
— Монах Александро-Невского Монастыря, ныне Лаврою именуемого, родился в Датском городе Тендере, что в Шлезвиге, воспитан в Исповедании Лютеранском и назывался Адам Бурхард Селлий; с детства обучался в своем отечестве; а потом в разных иностранных Университетах и сперва склонность имел к Медицине, а после к Богословским наукам. Кроме прочих Докторов Богословии слушал он в Иене уроки славного Богослова Франциска Буддея, который, по признанию самого Селлия, первый подал ему сомнение о истине Лютеранского учения; и поелику любопытство его не удовольствовалось обыкновенными школьными доказательствами, то решился он Богословские исследования свои отложить до времени, а между тем занялся Философией и Словесными науками. Потом, возвратясь в свое отечество и там имев прения с разными Богословами, утвердился в сомнениях об отечественном Исповедании своем. Около 1722 года приехал он в С.-Петербург и, спустя несколько времени, определился Латинским Учителем в Школе, заведенной в С.-Петербурге Архиепископом Феофаном Прокоповичем на Карповском Новогородском Подворье. Пробыв в должности сей 3 года, поехал он в Москву; там несколько времени исправлял Учительскую должность в Гимназии; а после, возвратясь в Петербург, жил при Академии Наук. Когда с 1736 года учреждена была в Александро-Невском Монастыре Семинария, то он вступил в Учительскую должность при оной. Однакож был там недолго; в 1741 году Граф Лесипок предложил ему при себе Секретарское место, которое он и принял. Но, склонен будучи к уединенной и спокойной жизни, скоро оставил он и сию службу, а определился опять в Александро-Невской Монастырь и жил уже в оном до смерти.
С самого приезда своего в Россию, едва только приобучился он Русскому языку, то первое внимание обратил на Летописи Русские и вообще на Русскую Историю. Байер, С.-Петербургский Академик, известный своими разысканьями Древностей наших, имел его иногда своим сотрудником. Селлий делал выписки из всего того, что находил в России напечатанное и рукописное, и собирал также все книги Европейские, которые писаны, или хотя что-нибудь упоминали о Российской Истории. Первым плодом сих трудов его была небольшая, но любопытная для нас книжка, напечатанная на Латинском языке 1736 г. в Ревеле под названием Schediasma Literarium de Scriptoribus, qui Historiam Politico-Ecclesiasticam Rossiae acriptis illustrarunt., т.е. Литературная Записка о Писателях, объяснивших сочинениями своими Политическую и Церковную Историю Российской. В сей книжке по алфавиту исчислил он почти всех чужестранных и Русских писателей (исключая только Византийских и среднего века Латинских), писавших до его времени хотя нечто о России. Число сих писателей с означением их сочинений и изданий простирается у него до 164, не считая безыменных. Сие небольшое, но для охотников драгоценное сочинение посвятил он Сенатору Александру Львовичу Нарышкину. Оно издано уже и на Российский язык 1815 г. в Москве в 8 долю листа.