Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - одоевский александр иванович

Одоевский александр иванович

— поэт-декабрист, происходил из древней княжеской фамилии. Родился он в 1802 году, и благодаря отцу своему — Ивану Александровичу, горячо его любившему, получил прекрасное домашнее образование. 1 октября 1821 года Одоевский поступил юнкером в лейб-гвардии Конный полк, 1 мая 1822 года произведен был в эстандарт-юнкера, а 23 февраля 1823 года в корнеты. Служа в Петербурге, Одоевский сблизился с кружками тогдашней передовой молодежи, с которыми его соединяли литературные, философские и общественные интересы. Тогда же, вероятно, Одоевский ознакомился с воззрениями Канта и Фихте. Увлекался он также немецкой литературой, в которой перед другими отдавал предпочтение Шиллеру. Красивый, умный от природы и прекрасно образованный, благородный, кроткий и добрый в душе, но энтузиаст и с пылким воображением, — Одоевский производил сильное впечатление на всех, с кем ему приходилось встречаться. Он имел много друзей, как среди своих сослуживцев, так и в литературном кругу, но теснее всего был привязан к Грибоедову, которому приходился дальним родственником. Дружба Грибоедова и Одоевского сыграла большую роль в жизни того и другого и была порой трогательна. Одоевский не раз удерживал пылкого Грибоедова от легких романов с представительницами тогдашнего балета и предостерегал его, резкого и невоздержного на язык, от излишней откровенности перед людьми, не отличавшимися ни скромностью, ни стойкостью убеждений. Во время известного наводнения в Петербурге в 1824 году Одоевский с опасностью жизни старался добраться до дома, где проживал Грибоедов, чтобы его спасти. С своей стороны Грибоедов понимал и умел ценить глубоко преданного ему Одоевского.

Переживая одно время тяжелое настроение, он скрывал его от своего друга, боясь опечалить его, ибо был твердо уверен, что тот отнесется к нему с горячим сочувствием. Когда же Одоевский попал в Сибирь, Грибоедов глубоко страдал, он хлопотал перед Паскевичем об облегчении его участи, старался утешить его нежными письмами и посылал ему книги, чтобы хоть сколько-нибудь улучшить те тяжелые условия, в каких находился близкий ему человек. Кроме Грибоедова, из представителей литературного мира Одоевский ближе всего был к Александру Бестужеву и Рылееву, при содействии которого и сделался в начале 1824 года членом Тайного Северного Общества. Есть известие, что он принимал участие в сходках декабристов 12 и 13 декабря и на одной из них в восторге воскликнул: "Умрем! Ах, как славно умрем! В самый же роковой день, 14 декабря, как говорит официальное донесение, он удерживал конногвардейцев, когда граф Милорадович, по приказанию императора Николая, явился в казармы с тем, чтобы вести полк против возмутившихся войск. С Сенатской площади Одоевский, по свидетельству одних, скрылся было в квартире своей тетки Ланской, но мужем ее отведен был во дворец, а, по рассказам других, нашел приют у А. А. Жандра, сначала его укрывшего от преследования полиции, а потом убедившего его явиться самому с повинной. Верховным уголовным судом он признан был виновным в том, что участвовал в умысле бунта, принял в тайное общество одного члена и лично действовал во время мятежа с пистолетом в руках. По разборе дела, Одоевского зачислили в четвертый разряд и присудили к временной ссылке в каторжную работу на 15 лет, а по окончании их на вечное поселение в Сибири. 10 июня 1826 года приговор был формирован Николаем I; 12 его объявили осужденному; 22 августа, когда, по случаю коронации, декабристам срок каторжных работ сбавили, Одоевскому его уменьшили до 8 лет. 1 февраля 1827 года Одоевского, вместе с Нарышкиным и братьями Беляевыми, отправили в Сибирь — в Читу. Там на первое время поместили его вместе с некоторыми другими декабристами в старом каземате. Заключенных ежедневно водили на работы: сначала копать ямы для вновь сооружавшегося здания, а когда настало лето, зарывать овраг, находившийся в конце села. Зимой перевели их в только что отстроенную тюрьму. Сюда же водворены были и их товарищи, отбывавшие до того времени срок в Благодатских рудниках. Пока с родными, оставленными дома, не заведены были постоянные сношения, декабристы должны были довольствоваться ничтожным казенным содержанием, что поставило бы их в бедственное положение, если бы жены некоторых из них, явившиеся в Сибирь, не поспешили на собственные средства создать не только для своих мужей, но и для их друзей более или менее сносную обстановку. Вскоре от родных и друзей стали отлучаться книги и газеты на русском и иностранных языках. За стенами каземата началось усердное чтение и совместное обсуждение прочитанного. Для развлечения составился хор любителей пения. Нашлись собственные музыканты, к числу которых принадлежал между прочим и Одоевский. Принимал Одоевский также живое участие и в небольшом религиозном обществе верующих, отыскавшем себе приют в одном из уголков каземата. Прозвано было это общество "конгрегацией". На собраниях его читались обыкновенно: Деяния апостолов, евангелие, какая-нибудь проповедь и глава из "Stunden der Andacht" (в русском переводе А. E. Розена); иногда участники его вели религиозно-философские споры. В конце 1828 года с декабристов сняли оковы, а осенью 1830 года заключенных в Чите перевели в Петровский железный завод (близ Верхнеудинска), где была построена для них особая тюрьма. Путешествие из Читы в Петровский завод, хотя и под конвоем, произвело на декабристов, истомившихся за стенами острога, освежающее впечатление.

В новом помещении внутренний порядок их жизни не переменился. По-прежнему их не обременяли работой, а они, как и раньше, все свободное время посвящали самообразованию. С этой целью они устроили кружок, прозванный "академией". Каждый из членов его обязан был прочитать несколько лекции по той отрасли знания, в которой он чувствовал себя наиболее компетентным. На долю Одоевского выпало ознакомить товарищей с историей русской словесности. Начал он ее со "Слова о полку Игореве" и довел до 1825 года. Излагал он свой предмет наизусть, хотя в руках у него во время чтении находилась тетрадка, оказавшаяся впоследствии совершенно чистой. Из тюрьмы Одоевский переписывался со своим отцом. Заключение, видимо, его не изменяло. Он большей частью был таким же свежим, добрым, веселым и беспечным, каким его знали до ссылки. В 1832 году, по случаю рождения великого князя Михаила Николаевича, декабристам убавили срок работ. Одоевский, как зачисленный в 4-й разряд, освобождался теперь совершенно от каторги и переходил на поселение. В начале 1833 года он оставил Петровский острог и переведен был в село Еланское, Иркутской губернии. Отец Одоевского ввиду сурового климата в Иркутской губернии ходатайствовал о дозволении сыну перейти в Тобольскую, но прошло около двух лет, прежде чем эта просьба была, наконец, удовлетворена. Летом 1836 года Одоевского перевели в Ишим, хотя сам он мечтал о Кургане, где находились его друзья: Розен и Назимов. В Ишиме он оказался было на первых порах одиноким, совершенно изолированным от товарищей, но вскоре сблизился с А. М. Янушкевичем, очень умным и образованным поляком, отбывавшим в то время наказание за участие в польском восстании. В 1837 году, по ходатайству наследника Александра Николаевича, участь декабристов, как известно, была смягчена. Одоевский попал в число тех, которые переводились из Сибири на Кавказ рядовыми. Говорят, что в облегчении судьбы поэта сыграло немалую роль и послание его к отцу, сделавшееся известным императору Николаю I и тронувшее его глубоким чувством сыновней любви. Выезжая на юг, Одоевский в Тобольске после четырехлетней разлуки радостно встретил многих своих товарищей. Отсюда он отправился на Кавказ вместе с Назимовым. На пути, в Казани, произошло трогательное свидание Одоевского с семидесятилетним стариком отцом его, который много раз пытался выхлопотать себе право посетить сына в Сибири, но не мог добиться осуществления своего пламенного желания. Старик проводил сына до Симбирска и расстался с ним, на этот раз навсегда. Прощаясь, он просил Назимова беречь дорогого для них обоих Александра Ивановича. Впоследствии в письмах Назимову на Кавказ он именем Христа умолял его о том же самом. Одоевский зачислен был в Нижегородский драгунский полк, находившийся в урочище Кара-Агач, близ царских колодцев, в ста верстах от Тифлиса. Сослуживцами Одоевского по этому полку сказались Л. С. Пушкин и Лермонтов. В первом из них он нашел приятного собеседника, интересующегося вопросами литературы; во втором — близкого друга, "делившего с ним тоску изгнания", а впоследствии посвятившего памяти его одно из самых задушевных своих произведении. На Кавказе же Одоевскому пришлось познакомиться с двумя "идеалистами" 30 годов: Н. М. Сатиным и Н. П. Огаревым. На Сатина он произвел сильное впечатление. Расстались они друзьями. Огарев перед Одоевским благоговел. К этому побуждало его не только прошлое поэта — декабриста, но весь склад его нравственной физиономии, и его тогдашнее настроение. В статье "Кавказские воды", характеризуя Одоевского, Огарев называл его "христоподобной" личностью, жаждущей человеческой чистоты; не знающей, что такое личное счастье, и стремящейся исключительно к самоотречению. Кроме Пятигорска, Железноводска и Ставрополя, где Одоевский встретился с только что упомянутыми лицами, он несколько раз посещал Тифлис, в котором имел возможность исполнить свое давнишнее желание ― помолиться на могиле своего друга Грибоедова. В 1839 году предпринята была под начальством генерала Н. Н. Раевского экспедиция на берег Черного моря, с целью укрепления Лазаревского форта между Субаши и Сочи. В ней приняли участие почти все декабристы, отбывавшие наказание на Кавказе, а с ними и Одоевский, прикомандированный к полку линейных казаков. Видя удальство последних, Одоевский стал им подражать и некоторое время сам увлекался военными подвигами. — Летом того же года пришло известие о смерти старика-отца Одоевского. Как громом, оно поразило сына. Быстро он изменился физически и духовно, обратившись из веселого, детски беспечного в грустного и задумчивого. Раньше он любил общество, теперь по целым дням не выходил из палатки; говорил, что у него порвалась последняя связь с жизнью; просился в "дело", уверяя, что перст Божий указывает ему развязку с постылым существованием. Он не раз подвергался опасности быть убитым, но сражен был не оружием, а местной жестокой лихорадкой. Умер он или, как выразился один из его друзей, "отдал Богу последний вздох беспредельной любви" в Псезуане 15 августа 1839 года, в присутствии своих читинских товарищей: Н. А. Загорецкого и К. Е. Игельстрома, на руках "олицетворенной" доброты и честности — поручика-финляндца Сальстета, которого покойный любил за его детскую доброту и искренность. Смерть Одоевского одинаково оплакивали как его товарищи декабристы, так и офицеры и простые солдаты. Похоронили его у самого моря. На могиле поставили простой деревянный крест, окрашенный в красную краску. Вскоре укрепление перешло к горцам. Когда же оно стало опять нашим, и один из друзей поэта вздумал посетить могилу его, он увидел, что она была разрыта. Так без следа исчезло место погребения Одоевского.

Быть может, и поэзия Одоевского без следа исчезла бы для потомства, если бы друзья беспечного или излишне скромного поэта не записывали его произведении, чего он сам почти никогда не делал. При жизни Одоевского напечатано было лишь одно его стихотворение ("Сен-Бернар"), да и то без его ведома, потом стихотворения Одоевского время от времени появлялись то за границей, то у нас, в России, преимущественно в исторических журналах. Только в 1883 году вышел небольшой сборник их, изданный одним из оставшихся в живых друзей поэта — декабристом Розеном. В нем более половины занято было стихотворениями, до тех пор почти совершенно неизвестными.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое одоевский александр иванович
Значение слова одоевский александр иванович
Что означает одоевский александр иванович
Толкование слова одоевский александр иванович
Определение термина одоевский александр иванович
odoevskiy aleksandr ivanovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):