Большая биографическая энциклопедия - павел 1-й митрополит тобольский
Павел 1-й митрополит тобольский
— митрополит Тобольский и Сибирский, — архипастырь, известный своей борьбой с расколом и деятельностью по распространению православия среди сибирских инородцев. Биографические сведения о митр. Павле до его рукоположения в архиерей и назначения митрополитом Тобольским и Сибирским — весьма невелики; известно лишь, что до этого времени он в сане архимандрита занимал место настоятеля сначала в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале (1663—1671), причем принимал участие в знаменитом соборе 1667 г.
, осудившем патр. Никона, и раз, между прочим, был послан с архиеписк. Арсением и арх. Сергием к Никону с пригласительной грамотой патриархов; затем — в Московском Симоновом (1671—1674) и, наконец, в Чудовом в Москве (1674—1679), когда и ведал патриарший разряд, будучи в то же время духовником царевны Софии Алексеевны. Из этих данных нельзя не заключить о сравнительно высоком положении Павла среди духовенства в эпоху получения им Сибирской митрополии; расположение к нему царской семьи, как видно из внимания, которое она обращала на его просьбы и жалобы, продолжалось и после— до самой его кончины.
21-го июля 1679 г. (а не 1678 г., как видно из хранящейся в Тобольской архиерейской ризнице ставленой грамоты патриарха Иоакима), Павел был хиротонисан в Тобольского и Сибирского митрополита, и вскоре за сим прибыл в Сибирь.Состояние края ко времени занятия Павлом этой митрополии было крайне печально: нравственная распущенность паствы, особенно духовенства, шаткость православия, распространение раскольнических сект и т. д. были ее отличительными чертами. Борьбой с этими нестроениями началась деятельность митр. Павла; ею она и окончилась. Главной задачей его было упорядочение состояния духовенства, — эта задача была едва ли не самой трудной: игумен Феодосий в 1683 г.
писал митр. Павлу с Селенги, что "попы, оставя церкви Божия, живут у часовень самовольством", что "церкви стоят без пения"; в 1687 г. в грамотах митрополита читаются приказания: следить за священниками, "чтоб они в два голоса не говорили, выжидали бы концев и бесчинства никакого не чинили, и не кощуняли, и в кабаки не ходили, и не пили, и не бражничали".
Громадные пространства Сибирской митрополии затрудняли, однако, и даже делали немыслимыми всякие попытки к упорядочению духовенства, несмотря на всю строгость и требовательность в делах веры митр. Павла, о чем сохранилось немало данных. Низкое состояние духовенства было причиной того, что православие падало во всей стране, хотя правительство и поддерживало всякими мерами уважение народа к церквам и духовенству, строго относилось к людям, оскорблявшим духовных особ, тяжело наказывало святотатство, запрещало устраивать святочные игрища, торговать у тех ворот, через которые шли крестные ходы, и т.
д. Но эти меры мало приносили пользы, и нестроения среди духовенства только увеличивались; все это способствовало другому злу — распространению раскола. В опровержении раскольничьих учений и прекращении раскола в Сибири состояла вторая цель деятельности Павла; эта цель по мерам, принимаемым им, была близка к третьей его цели — распространению православия среди иноверных инородцев.
Характер отношения Павла к миссионерской деятельности, по крайней мере, в первое время, был чрезвычайно гуманен, — это с очевидностью высказывается в грамоте Павла, данной им игумену Феодосию и иеромонаху Макарию при отправлении их из Москвы в Даурскую область на Селенгу в 1681 г.; в этой грамоте Павел советует "иноверцев всяких вер от неверствия ко истинной православной христианской вере призывати, поучая от божественных писаний со всяким тщанием и прилежанием безленостно и крестити их во имя Отца и Сына и св.
Духа, и приводити к тому святому Божьему делу иноверцев без тчеславия и гордости..., без всякого озлобления..., чтоб от каких слов строптивых иноземцев чем не отлучити, а от святого дела не отвратити". Эти гуманные взгляды Павла едва ли часто находили отклик среди его подчиненных. Впрочем, и сам Павел, можно думать, не всегда их строго держался; на него не раз жаловались московскому правительству разные инородцы, которых он насильно крестил, и московские государи, сначала Феодор, потом Иван и Петр Алексеевичи, запрещали ему указами насильственное крещение и предлагали "принимать и крестить в православную веру" лишь "добровольно хотящих", "чтобы тем тобольских татар и бухарцев и иных земель приезжих иноземцев не ожесточить".
С другой стороны, и Павел жаловался на этих инородцев вследствие их крайнего непочтения к обрядам православной церкви, предлагал разрушить в Тобольске татарские мечети и выселить татар на Панин бугор; однако, только первая просьба была исполнена и царский указ 5-го апреля 1685 г. предписал татарам относиться с большим почтением к обрядам православной церкви.
Из всего этого видно, насколько были натянуты отношения между русскими и инородцами. Но еще сильнее высказалась резкость отношений между православным населением и раскольниками. Дерзость раскольников была так велика, что раз сам митрополит при выходе из собора после литургии подвергся публичному оскорблению за то, что совершал службу по исправленным книгам; в другой раз раскольники сожгли в светлую заутреню церковь с 400 молящихся.
Впрочем, и со стороны православных было также немало враждебных действий: в 1684 г. вышел указ о наказании не только расколышков, но и людей, у кого они проживали, или тех, которые не доносили о расколе по начальству; в то же время имело силу распоряжение сжигать тех раскольников, которые после троекратной пытки не покорятся святой церкви.
Эта последняя мера против раскола распространила среди его приверженцев самосожжение, которое было в ходу и ранее, как принятие мученического венца. При митрополите Павле таких случаев религиозной ревности было семь, причем раз (в 1679 г.) по призыву раскольничьего попа Дометиана собралось с разных мест Сибири до 1700 чел. (по другим сведениям 2700) и сгорело, несмотря на все увещания посланного митр.
Павлом духовенства. Кроме миссионерско-проповеднической, в иных случаях насильственной деятельности, митр. Павел считал необходимым для борьбы с расколом и иноверчеством построение монастырей, увеличение числа церквей, крайне недостаточного для нужд паствы. Храмы, построенные митр. Павлом, были первыми каменными зданиями в Сибири; из монастырей, им основанных, известны два: Троицкий в Селенгинске и Посольский-Преображенский.
.