Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - павел iii митрополит сарский

Павел iii митрополит сарский

(Петр) — митрополит Сарский, Подонский (Крутицкий).

До монашества был священником и протопресвитером в церкви Сретения "на сенях у царя" в Москве.

Овдовев, принял монашество в Московском Спасо-Преображенском (Новоспасском) монастыре.

С 1659 года — архимандрит Московского Чудова монастыря.

22 августа 1664 года хиротонисан во епископа Сарского с возведением в сан митрополита. В период междупатриаршества (1658—1667) трижды был местоблюстителем патриаршего престола, о чем упоминается в эпитафии на смерть митрополита Павла: "Между патриаршества трикратно вверенный".

В разное время управлял другими епархиями: Казанской, Рязанской и Вятской (об этом говорит Симеон Полоцкий в своем "Слове по преставлению Павла").

Хотя митрополит Павел в целом поддержал реформы патриарха Никона, отношения между ним и патриархом были сложными. Уже в 1660 году патриарх Никон обвинил митрополита Павла в попытке отравить его. Специальное расследование не нашло никаких улик против митрополита Павла. Однако во время Собора 1666—1667 годов патриарх Никон отказался в присутствии Крутицкого митрополита вести разговор с царем и восточными патриархами, приехавшими в Москву, обвиняя владыку Павла, а также митрополита Новгородского Питирима в том, что они хотели его не только отравить, но и удавить. В 1664 году царь Алексей Михайлович послал митрополита Павла к патриарху Никону за патриаршим посохом. Но патриарх возвращать посох отказался и прямо заявил владыке Павлу: "Тебя я знал в попах, а в митрополитах не знаю, кто тебя в митрополиты поставил — не ведаю!" В то же время владыка Павел активно боролся со старообрядцами — Никитой Константиновым Добрыниным (Пустосвятом), священником Лазарем, боярыней Феодосией Морозовой, диаконом Феодором, неоднократно лично допрашивал протопопа Аввакума ( см. Житие протопопа Аввакума. ГПБ, собр. Титова, № 2344, л. 118—137 об.).

Митрополит Павел принимал участие в Соборе 1666—1667 годов, встречал прибывших в Москву восточных патриархов — Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, читал им приветственную речь. Вместе с тем он отказался подписать принятый на Соборе акт о низложении патриарха Никона из-за содержавшихся в нем указаний на подчиненное положение патриарха по отношению к царю. В дальнейшем митрополит Павел покаялся в своем упрямстве, но был подвергнут серьезному наказанию — отрешен от блюстительства патриаршего престола, ему было временно запрещено совершать богослужения.

Скончался 9 сентября 1675 года. Погребен в Новоспасском монастыре.

Митрополит Павел был высокообразованным человеком, имел значительную для своего времени библиотеку (149 печатных и рукописных книг), в которой были книги на латинском, польском и греческом языках. С 26 июня 1667 года по 17 марта 1675 года возглавлял Печатный двор. В числе близких друзей митрополита Павла был знаменитый церковный деятель и писатель Симеон Полоцкий (у 1680), который писал для него речи и поучения (владыка Павел был известен как хороший декламатор), переводил для Павла речи восточных церковных иерархов, приезжавших в Москву, посвятил Павлу несколько стихотворений и эпитафий, помещенных в "Вертограде многоцветном" и "Рифмологионе". На похоронах митрополита Павла Симеон произнес обширную речь. В этой траурной речи, сообщив краткие биографические сведения об умершем, Симеон Полоцкий дал ему такую характеристику: "Книжным сущым он бе отец, дом его пристанище... Ту бо не ины беседы бываху, точию рассуждения богословская о различных трудностях Священного Писания, ту состязания философская совершахуся, ту недоведомых разрешения содевахуся, даже во правду леть бяше дом его училище мудрости именовати, трапезу его — трапезу богословофилософскую нарицати".

В 1668 году митрополит Павел купил себе дом в Крутицах, который вскоре становится своеобразным культурным центром. Рядом с домом он разбил сад в голландском стиле, с фонтанами, устроил для ведения ученых споров специальные беседки, украшенные надписями (например, "Труд с покоем"). Когда в 1674 году ему было поручено осуществлять надзор за переводом Библии с греческого языка, он поселил в этом доме переводчиков во главе с Епифанием Славинецким. Современники писали о владыке Павле, что он, "яко Филадельф оный, семдесятным переводником устрой домы вне града Египта, в месте, глаголемом Фара, тако и сей устрой", имея в виду историю создания Септуагинты. Однако идея перевода Библии далеко не продвинулась (переведен был только Новый Завет), так как в 1675 году почти одновременно скончались Епифаний Славинецкий и сам митрополит Павел.

Помимо надзора за переводом Библии, митрополит Павел руководил работой по исправлению знаменного пения, собрав для этого так называемую Вторую комиссию (1669—1670). Итогом ее трудов явилось "Извещение о согласнейших пометах", одним из авторов и редакторов которого был Александр Мезенец, монах Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, справщик певческих книг. В предисловии к "Извещению" Александр Мезенец сообщает, что царь Алексей Михайлович "повелеша богомолцу своему Паулу, преосвященнейшему митрополиту Сарскому и Подонскому, паки мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение и знающих того знамени лица и их разводы..."

Митрополиту Павлу принадлежит ряд грамот и писем, касающихся внутрицерковных дел и его многочисленных вкладов в монастыри и храмы: о строительстве при Костромском Успенском соборе придела во имя Феодора Стратилата (1665); в Колесникову пустынь — о строительстве там новой церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, с ее подробным описанием (1674); к Вологодскому архиепископу Симону — с просьбой приготовить склад для зерна, присланного в Вологду Федором Ртищевым (1671); в город Сундырь — дьяку Алексею Земцову. Владыка Павел написал Завет архимандритам Новоспасского монастыря — духовное поучение, связанное с очередным вкладом в монастырь. Ему принадлежит также поздравительная речь, прочитанная им еще в бытность архимандритом Чудова монастыря (1660) и обращенная к архимандриту Игнатию.

В 1673 году митрополит Павел составил духовное завещание, которое представляет собой обширное прощальное послание, обращенное ко всем христианам, с нравоучениями и указаниями, как необходимо жить православным. По поручению митрополита Павла Федор Константинов написал Чиновник, где подробно сообщается о событиях, связанных с пребыванием восточных патриархов в Москве.

Труды:

Речь ответная чудовского архимандрита // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. — 2-е изд. — М., 1788—1791. — Ч. 2, с. 369—370.

Грамота в Колесникову пустынь // Ярославские губернские ведомости. — 1853, № 41. Часть неофициальная, с. 412—413.

Письмо к Вологодскому архиепископу Симону // Памятная книжка для Вологодской губернии на 1860 г. — Вологда, 1860, с. 369—370. Духовное завещание (ГИМ, Синодальное собрание, № 684, л. 468—482). Опубликовано С. А. Белокуровым. К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского // Христианское чтение. — 1866, № 3—4, с. 593—619. Грамота в г. Сундырь дьяку Алексею Земцову // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1894. — Кн. 3, с. 170—174.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 3, с. 245—249, 257, 259, 265, 796. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. — 5-е изд. — М., 1888. — Т. 4, с. 168—169; т. 13. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 237.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое павел iii митрополит сарский
Значение слова павел iii митрополит сарский
Что означает павел iii митрополит сарский
Толкование слова павел iii митрополит сарский
Определение термина павел iii митрополит сарский
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):