Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - павлов николай филиппович

Павлов николай филиппович

— писатель и журналист. Родился 7 сентября 1805 г. и ум. 29 марта 1864 г. в Москве. Происходя из крепостного состояния, он впоследствии был отпущен на волю; мать же его была грузинка, привезенная гр. В. А. Зубовым из персидского похода. Десяти лет он был отдан в Московское театральное училище, по окончании которого дебютировал на сцене — сперва, вероятно, в балете "Лилия Нарбонская", а потом в драматической роли Эгиста в трагедии Вольтера "Меропа". Сцена не была призванием Павлова, и он подвизался на ней не более двух лет. Покинув театр, он поступил вольнослушателем в Московский унив-т и около того же времени женился на княжне Касаткиной, которая вскоре за тем умерла.

В 1825 г. Павлов окончил университетский курс по этико-политическому факультету и поступил на службу в Московскую Театральную дирекцию, где пробыл, однако, не долго: его тянуло к литературе. Вкус к литературным занятиям Павлов, надо полагать, получил еще во время пребывания в театральной школе, ибо директор театров Кокошкин, полюбивший мальчика, постоянно брал его на свои литературные вечера. Поэтому и первые шаги Павлова в литературе связаны с театром. Он выступил с переводом в стихах французской переделки трагедии Шиллера "Мария Стюарт" (М., 1825): пьеса эта шла на Московской сцене 27 нояб. 1825 г.; отрывки из нее, кроме отдельного издания, появились в "Мнемозине" и "Драматическ. Альбоме" (1826 г.). Одновременно стали являться и лирические стихотворения Павлова, преимущественно в "Московском Телеграфе" (1825—29 гг.). Общее увлечение водевилем в то время захватило и Павлова: он пишет комедию-водевиль "Стар и Молод" (отрывки — в альманахе "Радуга" 1830 г.); водевили "Щедрый" (куплеты из него в "Московск. Вестнике" 1830 г., ч. I) и "На другой день после преставления света, или комета 1832 года" (куплеты из него — в "Молве" 1832, № 8); последний шел 29 января того же года.

Общество, в котором вращался в то время Павлов, и к которому лежали его симпатии, был тот молодой кружок, где назревали славянофильские идеи. Особенно хорош он был с М. П. Погодиным. В похоронах безвременно погибшего Венелина он принимал самое горячее участие. Вместе с тем, несмотря на сотрудничество в "Московск. Вестнике", он был близок и с людьми противоположного направления: он был искренним другом Грановского, а В. Г. Бельского ссужал даже деньгами, что, впрочем, и послужило впоследствии к взаимному их охлаждению. В 1835 г. появились "Три повести" Павлова ("Именины, "Аукцион", "Ятаган"), которые особенно приветствовала современная критика. Помимо художественных достоинств, в них сказалось несочувствие автора к крепостному праву. Либеральные тенденции повестей обратили на себя внимание Императора Николая Павловича. Кроме внутреннего содержания их, автору поставлено было на вид и то обстоятельство, что виньетка на обложке изображала чудовище, поражаемое рукой Невидимого, а эпиграф гласил: Domestica facta. Цензор Снегирев получил за пропуск книги строгий выговор; получил выговор и председатель Цензурного Комитета Д. П. Голохвастов. Вместе с тем было приказано конфисковать обложку, а книгу воспрещено перепечатывать. За это время Павлов помещал стихотворения в "Телескопе" (1831—32), "Молве" (1832), "Московск. Наблюдателе" (1835—38). В 1838 г. вышли его "Новые повести" ("Маскарад", "Демон", "Миллион"), которые критикой были встречены также сочувственно. В 1839 г. он перевел прекрасной прозой "Венецианского купца" Шекспира (в "Отеч. Зап."), а затем почти не принимал участия в литературе, ограничиваясь только рядом печатных и непечатных эпиграмм на современников. Впрочем, в 1840 г. его стихотворения появились еще в альманахе "Утренняя Заря".

В 1841—42 Павлов служил в Тюремном Комитете при Московском военном генерал-губернаторе кн. Д. В. Голицыне. Его записки и доклады выделялись своей деловитостью и образцовостью, а защита интересов людей низшего класса привела его к неприятностям, и со смертью Голицына он принужден был выйти в отставку. В 1847 г. появились в "Моск. Ведом." его "Письма к Гоголю" по поводу "Выбранных мест из переписки с друзьями". Эти письма произвели сильное впечатление на Гоголя, а Белинского восхитили до такой степени, что он просил перепечатать их в "Современнике", что и было исполнено. В 1849 г. Павлов поместил в "Москвитянине" некролог Томаса Эванса.

Около этого времени он вторично женился на Каролине Карловне Яниш, которая также писала стихи. Она была женщина со средствами, и это доставило возможность Павлову удовлетворять его постоянной страсти к игре. Гибельное увлечение Павлова послужило поводом к семейной жалобе на него, и он был сослан в Пермь под строгий надзор полиции. Здесь он находился до конца 1853 года. Получив возможность вернуться в Москву, Павлов появляется в литературе лишь с 1856 года в "Русс. Вестнике", где, кроме стихотворений, помещает следующие статьи: разбор комедии гр. Соллогуба "Чиновник", выдвинувший Павлова как недюжинного критика (1856); "Биограф-ориенталист" — статья, направленная против В. В. Григорьева, писавшего о Грановском, и возбудившая сочувствие всех порядочных людей (1857); "Вотяки и г. Дюма", "Вопрос о евреях" и "Иллюстрация" (1858); "Итальянский вопрос", "Речь императора французов", "Из Московских записок", "Письмо к редактору" (1859).

В 1859 г. при книге "Об источниках и формах русского баснословия" Павлов написал несколько слов о "Д. М. Щепкине". С 1860 г. (17-го января) он начал издавать еженедельную политическую и литературную газету "Наше Время", которая с 1862 г. превратилась в ежедневную. Здесь из статей издателя была замечательна критика драмы Островского "Гроза" (1860, №№ 1 и 4), где он восстал против народного направления драматурга, и полемика с Катковым по поводу казенных объявлений, вызвавшая немало юмористических стихотворений в "Гудке" и "Искре" — Д. Д. Минаева, В. С. Курочкина, Б. Алмазова, Добролюбова. Сочиняли на него также эпиграммы С. А. Соболевский и гр. Растопчина. С 3 октября 1863 г. Павлов начал издавать по три раза в неделю газету "Русские Ведомости". По смерти его в "Петербург. Газете" 1868 г. появился отрывок из его ненапечатанной и недоконченной повести, а в "Русс. Архиве" 1875 г. — его стихотворение "Иной всю жизнь отдал заботам".

"Былое и Думы", I, 324; "Русc. Ведом." 1864, марта 31; И. Арсеньев, "Николай Филип. Павлов" (M., 1864); "Месяцесл." на 1865 г., с. 34; Гербель "Русские поэты"; "Русс. Арх." 1866, № 4, с. 574; 1875, II, 110; 1882, V, 95; И. Панаев "Литературные воспоминания" (СПб., 1876); А. Пыпин "Белинский" (СПб., 1876); "Русс. Стар." 1875, XII, 673; 1880, XII, 992; 1881, VIII, 600; 1885, № 3, с. 691—709; М. Сухомлинов "Исследования" (СПб., 1889, II); кн. Вяземский "Сочин.", т. VIII; С. Пономарев "Н. Ф. Павлов" (СПб., 1889); Н. Барсуков "Жизнь и труды М. П. Погодина"; Д. П. "К биографии Н. Ф. Павлова" ("Моск. Вед." 1893, № 140); "Письма С. П. Шевырева к Н. Ф. Павлову" ("Pycc. Обозр." 1894, № 5).

М. Мазаев.

{Половцов}



Павлов, Николай Филиппович

— даровитый писатель (1805—1864). Сын вольноотпущенника, уроженец Москвы, П. обучался сначала в московском театральном училище и более двух лет, по окончании его, состоял при театре, со званием артиста московских императорских театров. Потом поступил в Московский университет, в котором окончил курс в 1825 г. кандидатом прав. Служил в Московском надворном суде и в канцелярии московского генерал-губернатора. В 1851—1855 г. пробыл в ссылке в Вятке за найденные у него "вольнодумные бумаги". Первые его литературные опыты — несколько стихотворений — появились в "Московском Телеграфе" Полевого, в 1825 г.; в том же году вышел отдельным изданием его стихотворный перевод с французского трагедии Лемерсье: "Мария Стюарт". Затем его мелкие стихотворения появились в "Московском Телеграфе" и в разных альманахах, между прочим в альманахе "Радуга" на 1830 г. был напечатан отрывок из комедии-водевиля: "Стар и молод". В 1835 г. вышли в свет отдельной книжкой "Три повести (Именины, Аукцион и Ятаган)", и за П. упрочилась слава лучшего беллетриста. Все почти журналы отзывались о них с большими похвалами. В. Г. Белинский отнесся к П. сдержанно, все-таки причисляя автора "к немногому числу наших отличных прозаиков". А. С. Пушкин назвал их "первыми замечательными русскими повестями, ради которых можно забыть об обеде и сне". Некоторые места из повестей попали даже в хрестоматию Галахова ("Полная Русская Хрестоматия", 1843, ч. II, стр. 138 и след.). Толков и шуму о повестях П. в обществе было так много, что министр народного просвещения, гр. Уваров, счел долгом представить их Государю. Последний, прочитав книгу "с карандашом в руке" и найдя в "Ятагане", "много неприличных мест", сделал строгий выговор и цензору Снегиреву, и председателю цензурного правления Голохвастову, запретил перепечатку повестей и приказал уничтожить виньетку, которой был украшен эпиграф: "Домашние дела" и которая представляла чудовище, поражаемое кинжалом от руки невидимого. Строгости эти объясняются тем, что в "Именинах" представлена судьба крепостного, страстного и талантливого музыканта, которого барин вместе со всей деревней проиграл; в повести "Ятаган" — герой прапорщик, разжалованный за дуэль в солдаты. Разжалованный оказывается счастливым соперником в любви своего командира, который придирками доводит солдата до грубого нарушения дисциплины и за то подвергает его телесному наказанию. Разжалованный не выдерживает, бросается на командира с ножом и убивает его. Командира хоронят с военными почестями, а солдата прогоняют сквозь строй. В 1838 г. появились новые повести: "Маскарад", "Демон" и "Миллион", но они такого успеха не имели; мало говорили и о замечательно точном и ясном его переводе Шекспировской пятиактной драмы "Венецианский купец", напечатанной в "Отечественных Записках", за 1839, № 9. — Следующим произведением, заставившим говорить о П. всю образованную Россию, были его знаменитые "Четыре письма к Н. В. Гоголю", напечатанные первоначально в "Московских Ведомостях" (за 1847, № № 28, 38 и 46) и перепечатанные в "Современнике" того же года (№ 5 и 6) и в "Русском Архиве" (1890, № 2). "Письма" эти написаны под живым впечатлением неожиданной перемены, происшедшей в духовной жизни Гоголя и произвели огромное впечатление. После "Писем" наибольший успех выпал на критич. статьи: "Биограф-ориенталист" и особенно на "Разбор ком. гр. Соллогуба "Чиновник" (напечатаны в "Русском Вестнике", 1857), которые доставили их автору славу блестящего критика. По поводу "Разбора" И. С. Тургенев говорил, что "он давно не помнит статьи более остроумной и дельной, более злой и правдивой". Затем также наделали немало шуму и в обществе, и в печати его статьи в "Русском Вестнике": "Вопрос о евреях" (1858, № 16), "Вотяки и г-н Дюма" (1858, № 21), "Из московских записок" и "Итальянский вопрос" (1859, № 22). С 1860 по 62 г. П. издавал, под своей редакцией, "Наше Время", которое, однако, несмотря на ряд едких статей самого редактора ("А. П. Ермолов", "Еще о юбилее кн. П. А. Вяземского и о великосветских людях", "Г-н Чернышевский и его время" и др.) и его лучших сотрудников, успеха не имело. В 1863 г. "Наше Время" было переименовано в "Русские Ведомости". Во втором томе сборника: "Russlands Novellendichter", von W. Wolfsohn (Лпц., 1848), переведены четыре из его повестей и сообщен краткий биorpaфический очерк и характеристика. — См. о П.: Каченовский, "Полевой и Павлов" ("Русская Старина", 1875, № 3); М. Сухомлинов, "Исследования и статьи по истории русской литературы и просвешения" (т. II, СПб., 1889); Д. П., "Н. Ф. Павлов" ("Русское Обозрение", 1895, № 3; г. Д. П., вопреки всем писавшим о П., годом смерти его считает 1865, а не 1864) и "Мелкие рассказы М. М. Попова" (в "Русской Старине, 1896, № 3).

{Брокгауз}



Павлов, Николай Филиппович

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое павлов николай филиппович
Значение слова павлов николай филиппович
Что означает павлов николай филиппович
Толкование слова павлов николай филиппович
Определение термина павлов николай филиппович
pavlov nikolay filippovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):