Большая биографическая энциклопедия - рабинович вадим львович
Рабинович вадим львович
(р. 20.02.1935) — спец. в обл. филос. науки, культурологии и филос. ев-роп. средневековой культуры; канд. хим. наук, д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил Моск. хим.-технол. ин-т им. Д.И.Менделеева (1959), асп. Ин-та горючих ископаемых АН СССР (1965), Лит. ин-т им. А.М.Горького (1967). В качестве инж.-химика и химика-исследователя работал на хим. заводе и в Ин-те горючих ископаемых. С 1967 работал в ИИЕТ АН СССР, с 1982 — в ИФ АН СССР (РАН). С 1992 по наст. вр. — в Ин-те человека РАН (гл. н.с). Преподает также на филос. ф-те МГУ. Осн. направления работы: культурол. реконструкции природознания, оккультного знания, исповедальных жанров в европ. средневековой культуре; иссл. маргинальных форм культуры; изучение проблем филос. антропологии; танатологич. иссл. творч.; иссл. по филос. науки; иссл. по филос. образования; иссл. по истории рус. поэзии XX в.; иссл. проблем рус. авангарда начала XX в. Понимание культуры как диалога культур — исходный пункт культурол. иссл. Р. В контексте этой генерализующей идеи Р. разрабатывает тему "Человек в культуре: танатос и творчество" на разнообразном материале мировой культуры (исповедальная проза европ. средневековья, рус. поэзия XX в., "постклассические" инновации). Р. обосновывает метод гуманит. эксперимента, сочетающего нормативную и демонстративную методол., в качестве такого, к-рый позволяет представить культурные феномены прошлого в их живой актуальности при сохранении первородства исходного материала — как синхронно-диахронные образы культуры, как суверенные составляющие совр. полифонического сознания. Перу Р. принадлежит ряд переводов и поэтических произведений.
Соч.: Достоевский и Менделеев: антиспиритический диалог. [В соавт.] // ВФ. 1971. № 11; Созерцательный опыт Оксфордской школы и герметическая традиция // Там же. 1977. № 7; Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Образ мира в зеркале алхимии (От стихий и атомов древних до элементов Бойля). М., 1981; "Божественная комедия" и миф о философском камне // Дантовские чтения-1985. М., 1985; Слово евангелиста Иоанна в учительской культуре европейского средневековья // Человек в системе наук. М., 1989; "Красивое страдание?" — не только... (Заметки о русском романсе) // Красная книга культуры? М., 1989; Сокрушение надежды. (Притворяя "Врата Рая" Ежи Анджеевского) // Иностранная литература. 1990. № 1; Танатология блаженного Августина, или Исповедь у последней черты // Человек. 1990. № 5; Последний глагол. Русская лира о жизни и смерти. XX век // Человек. 1990. № 1—6; 1991. № 1—6; 1992. № 1—2; Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991; Урок Августина: жизнь—текст; урок Абеляра; текст—жизнь // Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992; Авангард как нескончаемое начало // Вопросы литературы, январь—февраль 1996; Всегда — на первой странице // Вопросы искусствознания. XI (2/97); На заметку для современной школы (Ретроспектива как перспектива) // ВФ. 1997. № 2; Украинцы и русские: диалог культур или диалог речевых жестов? // Дружба народов. 1997. № 8; Маски смерти, играющие жизнь (тема и вариации: Пастернак, Мандельштам, Цветаева) // Вопросы литературы. Январь—февраль, 1998.
Большая биографическая энциклопедия
2009