Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - рерих елена ивановна

Рерих елена ивановна

[урожденная Шапошникова; псевдонимы: Н.Токотова, Т.П. Сундри, К.Сент-Илет; 31.01(12.02).1879 — 05.10.1955]. — Род. в Петербурге, в знатной дворянской семье старинного рода Голенище-вых-Кутузовых. Проявила себя талантливой пианисткой, выступала с сольными концертами. Встреча с Н.К.Рерихом (1899) и замужество (1901) определили всю ее дальнейшую жизнь. В 1907 начала углубленное изучение восточной филос. С 1916 семья Р. живет в Финляндии, в 1918 уезжает в Европу, а затем в Америку (1920—1923). В 1923 прибыли в Индию. К этому времени Р. сложилась как философ, лит. и обществ. деятель. Интерес к вост. культурно-религ. традициям оформился в кн."Основы буддизма" (1927), "Криптограммы Востока" (1929), "Знамя преподобного Сергия" (1934). 1924 датированы записи личного архива Р., посвященные личной практике преображения (Р. называла ее "огненным опытом") и впервые появившиеся в печати в 1993. Р. участвует наравне с Н.К. и Ю.Н.Рерихами в Центр.-Азиатской экспедиции. В 1928 семья поселяется в долине Кулу; тогда же открывается ин-т Гималайских иссл. "Урусвати", почетным президентом-основателем к-рого становится Р. ["Урусвати" ("Утренняя Звезда") — сакральное имя самой Р., данное ей Учителями)]. Р. ведет в ж. "Оккультизм и Йога" (Белград, с 1933) рубрику "Свободная трибуна" (последняя статья вышла в 1956). С согласия Р. в Риге (1940) были изданы 2 тома ее писем, охватывавших период с 1929 по 1938. В 1934—1936 имела место переписка с Президентом США Ф.Д.Рузвельтом, в к-рой обсуждались проблемы междунар. отношений (в т.ч. США и России). Во время сборов для возвращения на Родину умирает Н.К.Рерих (1947). Власти СССР отказали Р. во въездной визе. Посл. годы жизни Р. провела в Калимпонге (с 1947). Центр. труд семьи Рерихов, в создании к-рого Р. принадлежит вед. роль,— "Агни-Йога" ("Живая этика"). Этот фундам. труд состоит из 15 кн. и создавался с 1924 по 1937. Его осн. задачей Р. считала "провозвестие" грядущего нового мира, пробуждение находящегося в глубоком кризисе человечества от ментальной и дух. летаргии. Отсюда — принцип построения "Агни-Иоги" — мозаика, слагающая уникальную картину филос.-психол., космологич. и этич. воззрений. Любое из них м.б. найдено в любой кн."Агни-Йоги". Филос. основанием концепции Р. являются традиции вост. мистических учений, эзотерических школ (теософии, каббалы, герметизма, гностицизма), а также дух. ядро христ. вероучения, во многом утерянное последующей церковной традицией. По убеждению Р., сокровенный смысл наиболее глубоких дух. учений является единым, и демонстрация этого факта — одна из краеугольных задач "Агни-Йоги". Непосредственным источником откровений "Агни-Йоги" явилось учение Махатм — дух. учителей человечества, достигших более высокой ступени эволюции и полностью реализовавших свою низшую (физ.) и высшую (дух.-ментальную) природу. Весть о них Р. считала своей миссией и обязательным условием продвижения каждого вступившего на путь знания ученика. Футурология Р. пронизана духом творч. новой реальности, нового "этического космоса", в к-ром осуществляется экологизация этич. и космизация соц., рассудочность сознания уступает место "сознанию-бытию", "всесознанию-сердцу" (подлинный разум человека, считает Р.,— его сердце. См.: Сердце. Новосибирск, 1990). Центр. место в эволюции планетарного человечества Р. отводила России, "стране грядущего" (отсюда, кстати, написание "Агни-Йоги" на рус. яз. — "санскрите будущего"). В кн."Агни-Йоги" отразился объективный процесс ремифоло-гизации обществ. сознания, процесс напряженного поиска новой мифолого-мировоззренч. модели бытия и в системном, и в методол. планах. Творч. потенциал дух.-космич. мифологии огромен, т. к. "Агни-Йога" выражает стабилизацию "духовной" сущности человека в отношении его телесности, осуществляет задачу единства микрокосма с макрокосмом в целях их прогресса. Р. разработала способ организации дух. среды, основанный на гармонизации структурных уровней человека—космоса. Антропология "Агни-Йоги" описывает эти уровни как субординированные, от высших к низшим в следующем порядке: Дух (Атма), Духовная Душа (в отличие от животной), высший разум человека — Манас, психоментальное тело, жизненный принцип (прана), физ. тело. Если человек не развивает свои высшие "тела" — принципы, их паралич вызывает неполадки низших принципов, в т.ч. и болезнь. Различаются "индивидуальное" (бессмертное) начало человека и "личное", преходящее, эгоистическое; только первое способно извлечь сакральную информацию о реальном состоянии мира. Путь учения — последовательная психодух. самотрансформация, но он (и на этом особо настаивала Р.) исключает старые методы аскезы, магии, телесного йогизма, как не отвечающие более эволюции в пользу естеств. развития без ухода от жизни ("среди кипения жизни храм утвердите"). Будучи знатоком христианства и буддизма, Р. последовательно выступала против религ. ханжества, узости и нетерпимости, омертвелости "бутафорских псевдомистических" церковных ритуалов ("У порога нового Мира". Междунар. центр Рерихов. М., 1993. С.153), призывала к очищению заветов основателей религий от позднейших выдумок, отстаивала тезис о простоте и величии истины. В космологич. доктрине Р. сформулированы категории нового энергетического мировоззрения: беспредельность, психическая энергия, огненная духовность, космич. ритм и др. Огненная психическая энергия — изначальная (все остальные — разновидности ее), всеобщая, космич. Этика является системообразующим фактором космоса (воля, напр., как нравств. и энергетическое начало, есть атрибут беспредельности наряду с пространством, вечностью и движением). Эволюция человека, по мысли Р., ведет к осознанию экзист. сущности трех миров: физ., "тонкого" (астрально-психол.) и дух. ("огненного"). Умение воспринимать их через развитие собственных высших центров, аналогов неуничтожимого бытия, и есть задача нового этапа, а путь ученика выступает здесь как "путь сердца", в отличие от "пути ума".

Соч.: Листы сада Мории. Ч.1. Зов. Париж, 1924; Ч.2. Озарение. Париж, 1925; Община. Рига, 1926; Знаки Агни-Йоги. Рига, 1929; Беспредельность. Ч.1—2. Париж, 1930; Иерархия. Париж, 1931; Сердце. Париж, 1932; Мир Огненный. Ч.1. Париж, 1933. Ч.2—3. Рига, 1934—1935; АУМ. Рига, 1936; Братство. Рига, 1937; Знамя преподобного Сергия Радонежского. Рига, 1934 (2-е изд. M., 1991); Агни-Йога. Т.1—3. Самара, 1992; Криптограммы Востока. М., 1992; Письма Елены Рерих. Т.1—2. Минск, 1992; Письма Елены Рерих. Т.3. Новосибирск, 1993. У порога нового мира. М.,

1993.

Е.В.Зорина



Рерих, Елена Ивановна

(урожденная Шапошникова). Род. 1879, ум. 1955. Религиозный философ, создательница "агни-йоги" ("огненной йоги", учения "живой этики"). Участница Трансгималайской и Центрально-Азиатской экспедиций Н. К. Рериха (см.), его жена.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рерих елена ивановна
Значение слова рерих елена ивановна
Что означает рерих елена ивановна
Толкование слова рерих елена ивановна
Определение термина рерих елена ивановна
rerih elena ivanovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):