Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - рерих николай константинович

Рерих николай константинович

— живописец исторического жанра и пейзажист. Род. в СПб. в 1874 г.; учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской академии художеств, где его главным руководителем был профессор А. Куинджи. В 1898—1900 гг. читал лекции в СПб. археологическом институте. Состоит директором рисовальной школы при Обществе поощрения художеств. Важнейшие из его картин: "Гонец", "Город строят" (обе в Третьяковской галерее в Москве), "Заморские гости" (приобретена Государем Императором), "Зловещие" (в Русском музее имп. Александра III в СПб.), "Заповедное место" (у г-жи М. Якунчиковой, в Москве).

{Брокгауз}



Рерих, Николай Константинович

[Рерих; 27.09.(09.10).1874 — 13.12.1947] —художник, писатель, путешественник, обществ. деятель, философ. Род. в Петербурге, в семье юриста. В 1893 окончил Гимназию фон Мая — одно из лучших частных учебных заведений Петербурга. По окончании гимназии поступает сразу в два учебных заведения Петербурга — в Академию художеств и на юрид. ф-т ун-та. В 1897 оканчивает академию и приобретает широкую известность как оригинальный и самобытный художник. Осенью 1901 произошло знаменательное событие в жизни Р.: его женой стала Е.И.Шапошникова, правнучка М.И.Кутузова, двоюродная племянница композитора М.П.Мусоргского. С 1909 Р. — действ. чл. Академии художеств. С 1910 — предс. об-ва "Мир искусства". Еще в 1916 Р. тяжело заболел пневмонией и вынужден был поселиться в окрестностях Петрограда, в Сердоболе (Сор-товала), и оттуда лишь изредка приезжал в Петроград. Когда финский фронт отрезал Сердоболь от Питера, Р. оказался отрезанным от Родины. Началась жизнь семьи Рерихов в эмиграции. В течение года они живут в Лондоне, затем переезжают в США. В 1923 переезжают во Францию, а потом в Индию. Начинается беспримерное в истории востоковедения путешествие Р. по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Алтай — Монголия — Китай — Тибет — Индия. Длилось это путешествие 5 лет (с 1923 по 1928). Результаты экспедиции превзошли все ожидания. Был собран гигантский этнографический, зоологич., лингвистич. и религиоведческий материал. Для его разработки был создан гималайский ин-т науч. иссл. "Урусвати" во главе с Р., установивший связи со многими науч. центрами мира. В 1929 Р. обращается к мировому сообществу с инициативой по заключению междунар. правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях (т.н. "Пакт Рериха"). Инициатива Р. получила мощную междунар. поддержку, однако лишь в 1954 была принята, на основе рериховского пакта, "Гаагская конвенция 1954 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Живя за границей, Р. всегда оставался патриотом своей страны и верил в ее счастливое будущее. Так, во время своего цен-тральноазиатского путешествия он совершил в 1926 поездку в Москву, где встречался с Чичериным, Крупской, Луначарским и передал им послание махатм — дух. учителей Востока. Вплоть до посл. дня своей жизни Р. стремился вернуться на Родину. Смерть не дала осуществиться задуманному. Р. скончался в долине Кулу в Индии. Надпись на камне возле его дома гласит: "15 декабря 1947 г. здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого друга Индии". Дух. учение, провозглашенное Е.И. и Н.К.Рерихами, носит название Агни-Йога (или "Живая Этика"). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью к-рого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является дух. просветление и дух. совершенствование с целью выхода из-под власти узкоматериальных интересов на широкую дорогу дух.-космич. творч. и со-творч. Основой дух. эволюции земной цивилизации должен стать универсальный синтез зап. и вост. культур, совр. и древнего сокровенного знания, науки и религии. Особое место в осуществлении подобного синтеза принадлежит России. В своих собственных кн. Р. развивает и конкретизирует краеугольные положения учения "Живой этики", стремясь сделать их понятными и убедительными для самых разных людей. Труды Р. — это не профессионально-академические сухие трактаты, а глубокие раздумья мудреца, просто и ясно говорящего о самых важных и сокровенных ценностях человеч. бытия: о любви и дружбе, о красоте и творч., о значении повседневного труда и необходимости постоянного нравств. совершенствования. Р. утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек не есть чисто земной и телесный житель. Он несет в себе искру этих великих мыслеогненных космич. энергий. Он — органическая часть бесконечной дух. иерархии Космоса и ключевое звено в его общем совершенствовании. Важнейшим фактором проявления и творч. приращения огненного "зерна" человеч. духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда дух. ценностей культуры, по Р., является важнейшей и насущнейшей задачей земного сообщества. "Что может заменить вопрос культуры? — пишет Р. в работе "Пути благословения". — Продовольствие, промышленность — тело и брюхо. Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как интеллект неизбежно падает. Весь уровень культуры народа понижается. Во всей истории человечества ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа". Всю жизнь утверждая сущностное единство земных культур и демонстрируя их общую дух.-космич. устремленность, Р. тем не менее всегда подчеркивал значение понятия "Родина" и важность укоренения в нац. культурной почве. Провозвествуя неизбежность и животворность взаимного мудрого ученичества разл. племен и нац. традиций, Р. одновременно доказывал, что невозможно по-настоящему приобщиться к обще-человеч. культурным ценностям, не зная и не любя дух. ценностей собственного народа. В работе "Нерушимое" он писал: "Защита Родины есть и оборона культуры. Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры... В любви к человечеству, в любви к Родине найдут молодые сердца неосудимое, светлое стремление к подвигу. В этом русском слове — в подвиге — заключено понятие движения, преуспеяния и неустанного созидательства".

Соч.: Цветы Мории. Берлин, 1921; Пути благословения. Рига, 1924; Нерушимое. Рига, 1934; Врата в будущее. Рига, 1936; Из литературного наследия. М., 1974; Алтай—Гималаи. М., 1974; Избр. М., 1979; Зажигайте сердца. М., 1990; О Вечном... М.,

1994.

А.В.Иванов



Рерих, Николай Константинович

Род. 1874, ум. 1947. Философ-мистик, писатель, живописец, путешественник. Представитель русского символизма и модерна. Ученик А. И. Куинджи. Участник объединения художников "Мир искусства", его председатель (1910—1918).

Полотна: "Гонец" (1897), "Заморские гости" (1901), "Город строят" (1902), "Бой" (1906), "Небесный бой" (1912), "Пантелеймон-целитель" (1916), "Три радости" (1916), "Майтрейя" (цикл, 20-е гг.), "Матерь Мира" (1924), "Мадонна Орифламма" ("Владычица Знамени Мира", 1933), "Помни" (1945) и др. Работал также как театральный художник. Оформил спектакли "Пер Гюнт" (1912, Московский Художественный театр), "Весна священная" (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), "Князь Игорь" (1914, антреприза С. Дягилева в Лондоне) и др. Книги: "Цветы Мории" (сборник стихотв., 1921), "Пути Благословения" (сборник эссе, 1924), "Алтай-Гималаи", (1927, 1974 на рус. яз.), "Сердце Азии" (1929), "Шамбала" (1930), "Держава Света" (1931), "Твердыня Пламенная" (1932), "Листы дневника" (1934—35), "Врата в будущее" (1936), "Нерушимое" (1936), "Моя жизнь" (1936—47). С 1920-х гг. в США, Индии. Один из основателей "Института Урусвати" (Института гималайских исследований) в Нигаре (совместно с сыном Юрием, 1929—42). В 1923—28 гг. предпринял Трансгималайскую экспедицию для исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. В 1992 г. в Москве открыт Международный Центр Рерихов.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рерих николай константинович
Значение слова рерих николай константинович
Что означает рерих николай константинович
Толкование слова рерих николай константинович
Определение термина рерих николай константинович
rerih nikolay konstantinovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):