Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - рейснер ларисса михайловна

Рейснер ларисса михайловна

[1895—1926] — советская писательница, журналистка. Член ВКП(б) с 1918. Р. в Польше. Отец Р. — профессор государственного права, до 1905 — политический эмигрант. Высшее образование Р. получила в петербургском Психоневрологическом институте. Начало ее лит-ой деятельности—1912—1913. Первым произведением Рейснер была пьеса "Атлантида" (альманах "Шиповник", 1913) — незрелая вещь с мифологическим сюжетом о юноше, обреченном на смерть и смертью своей спасающем человечество от гибели, — написанная в абстрактно-символических тонах под некоторым влиянием Л. Андреева. В 1915—1916 вместе с отцом Р., объединив вокруг себя группу молодых поэтов — В. Рождественский, В. Злобин, Л. Никулин и др., — издавала журнал "Рудин" (вышло 8 номеров), задачей которого было — "клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни". Пораженческий характер, оппозиционная антиправительственная направленность журнала уживались с утонченно-эстетскими стихами, близкими символизму (см.) и отчасти акмеизму (см.). Рейснер выступала под псевдонимами Л. Xpaповицкий, И. Смирнов и др. Перед нами автор то изысканного сонета, то революционного гимна, то сатирической заметки о профессорской схоластике, шаржа на проф. Туган-Барановского, пытающегося превратить "революционное учение марксизма" в "пасхального масляного барашка", то наконец автор критических статей (о Блоке, Северянине, Маяковском и т. д.). В 1916—1917 Рейснер — сотрудник интернационалистского журнала "Летопись" (см.) и газеты М. Горького "Новая жизнь".

Р. — представительница той группы интеллигенции, которая с первых дней Октября без колебаний и до конца связала свою судьбу с судьбой рабочего класса. Героическая жизнь молодой писательницы запечатлена в ряде ее очерков, фельетонов, газетных заметок, путевых дневников. Биография писательницы сливается с биографией бойца-большевика.

Р., комиссар Морского генерального штаба, в 1918—1919 — на Чехо-словацком фронте. Памятником этой эпохи является книга очерков "Фронт". Героизм самого автора, выступающего в роли разведчицы, пробирающейся в тыл к белым, скрадывается, затушевывается описанием героев Волжской флотилии, знаменитой обороны Свияжска и других эпизодов революционной войны.

В 1920 Р. — в составе советской дипломатической миссии в Афганистане. Разоблачение колониальной политики английского империализма, изображение пробуждающейся стихийной классовой ненависти угнетенных афганских масс — таково содержание очерков Р., написанных в Афганистане (изданы в 1925). За пестротой красок, восточной экзотикой писательница-коммунистка видит темный и страшный быт "мертвого Востока", где на фабрике ("Машин-хане") "бьют палками по голым плечам,... где хозяин фабрики — вотчинный помещик, главнокомандующий, шеф полиции и абсолютный монарх в одном лице".

В 1923 Р. — в Германии. Героическая борьба гамбургских рабочих отражена в одном из наиболее удачных и популярных произведений Р. — "Гамбург на баррикадах" [1924]. Описание самого восстания перемежается с портретами революционных борцов. В плане контраста задуманы публицистически заостренные очерки-фельетоны "В стране Гинденбурга", где изображению крупнейших предприятий германской капиталистической индустрии, ее промышленных королей противопоставлено описание "концентрационного лагеря нищеты" — армии безработных.

Жадный интерес к жизни, к новым людям строящегося социалистического общества заставляют Р. по возвращении из Германии поехать в угольные и горные районы Урала и Донбасса. Плод этой поездки — книга "Уголь, железо и живые люди" [1925]. Не скрывая всех трудностей строительства, Рейснер показывает те "гигантские шаги, которыми идет вперед новая бытовая культура".

Последнее крупное произведение Р. — исторические этюды-портреты, посвященные декабристам ("Портреты декабристов", 1925). Мастерски воссоздаются Рейснер классово-отточенные, социально-дифференцированные образы участников декабрьского восстания: Штейнгеля — этого "мятежника не по чувству, а по голому разуму", непримиримого бунтаря Каховского, представителя "мелкодворянской, канцелярской, захудалой Руси", аристократического вождя, неудачного диктатора — князя Трубецкого.

Произведения Р. — вдумчивого, острого наблюдателя, участника описываемых событий и фактов — не сухие хроникерские заметки, а темпераментные, взволнованные, проникнутые лирическим пафосом документальные записи виденного. В своей творческой практике Р. пользовалась разнообразными, но очень близкими, почти смежными литературно-журнальными жанрами — фельетон, очерк, мемуар, портрет и т. д. Метафоричность, обилие и разнообразие развернутых сравнений — одна из характерных черт стиля писательницы. Влияние русских и западных символистов, налет эстетизма особенно сильно сказываются на первых послереволюционных произведениях Р. Реминесценции из области античного мира, мифологии — "зелено-пурпурные Эосы", "черные Стиксы", мистические образы "черного ворона", вычурные эстетские метафоры (напр. "жизнь борется за правду, за белых лебедей своего воскресенья" и т. д.) — дисгармонировали с материалом и характером очерков. От этих пережитков интеллигентско-утонченной культуры постепенно освобождалась Р. Изысканность и вычурность письма заменяются в дальнейшем чеканными, реалистически-конкретными языковыми образами. Стремясь к наибольшей выразительности, конкретности своих очерков, Р. умело подбирает сравнения и метафоры, связанные с той обстановкой, бытом, средой, которые она описывает. Так напр. приморский город Гамбург сравнивается с "крупной, мокрой, еще трепещущей рыбой, только что вынутой из воды", а язык Гамбурга, пропитанный морем, "солон, как треска,... скользок, богат и легок, как чешуя глубоководной редкой рыбины"; в стране Гинденбурга даже "дымы ползут", как "цифры ежегодных Крупповских дивидендов", и т. д.

Публицистическая заостренность, сочетающаяся с лирической взволнованностью, с пафосом революционного бойца, характеризует творчество Р. Оптимистическое утверждение жизни, радость и боевой задор строителя социалистич. общества пронизывают все произведения Р., первой советской очеркистки.

Наиболее зрелыми, художественно крепкими являются такие произведения Р., как "Гамбург на баррикадах", "В стране Гинденбурга" и "Портреты декабристов".

Преждевременная смерть прервала жизнь яркого художника, борца-большевика в самом разгаре ее творческой деятельности.

Библиография: I. Собр. сочин., со вступ. ст. К. Радека, тт. I — II, Гиз, М. — Л., 1928 (т. I. Фронт—1918—1919, Афганистан; т. II. Гамбург на баррикадах, В стране Гинденбурга, Уголь, железо и живые люди, Декабристы).

II. Ильинский И., Памяти Лариссы Рейснер, "Печать и революция", 1926, III; Кольцов М., Милый спутник, "30 дней", 1926, III; Смирнов П., Памяти Лариссы Рейснер, "Новый мир", 1926, III; Сосновский Л., Памяти собрата, "Жизнь искусства", 1926, VII; Инбер Вера, Ларисса Рейснер, "Красная новь", 1927, II; Оксенов И., Ларисса Рейснер, Критический очерк, Л., 1927; Смирнов П., Неотразимый образ, Заметки о Лариссе Рейснер, "Новый мир", 1929, П.; БоронинаЕ., Ларисса Рейснер, "Залп", 1931, № 2; Никулин Л., Записки спутника, Ленинград, 1932; Pадек К., Портреты и памфлеты, т. I, Москва, 1933 (ст. о Лариссе Рейснер — перепеч. вступ. статья из собр. сочин.).

III. Витман А., Покровская Н., Этингер Н., Восемь лет русской художественной литературы, Гиз, М. — Л., 1926; Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928.

Л. Поляк.

{Лит. энц.}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рейснер ларисса михайловна
Значение слова рейснер ларисса михайловна
Что означает рейснер ларисса михайловна
Толкование слова рейснер ларисса михайловна
Определение термина рейснер ларисса михайловна
reysner larissa mihaylovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):