Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ростопчина графиня екатерина петровна

Ростопчина графиня екатерина петровна

писательница, дочь генерал-поручика и сенатора Петра Степановича Протасова (ум. 1794) и его жены Александры Ивановны, урожденной Протасовой же (ум. 1782), родилась 30-го ноября 1775 г.; потеряв мать в младенчестве, воспитывалась, вместе с четырьмя своими сестрами, у своей тетки (сестры отца) — известной камер-фрейлины и друга Императрицы Екатерины II — графини А. С. Протасовой и получила прекрасное по тому времени образование, причем главное внимание воспитательниц было обращено на изучение девушкою иностранных языков, не исключая даже латинского и греческого, но в ущерб русскому, которому ее совсем не обучали, и отечественной истории и религии. Очень красивая, стройная, высокого роста, с правильными и выразительными чертами лица и великолепными черными глазами, полными живости и огня (см. ее портрет на группе с теткой и сестрами, писанный Анжеликою Кауфман), П. была сдержанного и несообщительного характера, не любила светских развлечений и имела мало успеха в свете. Пожалованная в 1791 г. во фрейлины Императрицы Екатерины, П. в начале 1794 г. вышла замуж за любимца Цесаревича Павла — известного Федора Васильевича Ростопчина, в 1799 г. получившего графский титул. Ценя в жене не только ее красоту, но и серьезный, вдумчивый характер, Р. был счастлив с нею до тех пор, пока душевный перелом, происшедший с Ростопчиной и завершившийся переходом ее в католичество, не нарушил их единения и согласия в их семейной жизни. Сторонясь от светских удовольствий, графиня стала размышлять над религиозными вопросами, от которых в детстве ее старались держать далеко. Уже давно ее привлекала эстетическая сторона христианства: "Как жаль", говорила она, "что такое прекрасное учение ложно". Истолкователями христианства для нее явились иезуиты, в начале XIX века кишевшие в Русском высшем обществе. С графиней вел беседы знаменитый граф де Местр, а аббат Сюрюг был ее духовным наставником и в 1806 г. принял ее в недра Римской церкви... Первое время переход графини в католичество держался в глубокой тайне. "Аббат Сюрюг" рассказывают про нее: "раз в неделю обедал у графа Ростопчина, и каждый раз после обеда графиня начинала ходить с ним по обширным комнатам дома, как бы ведя обыкновенный разговор, — но тут она исповедывалась у него". С течением времени переход графини в католичество стал общеизвестным и поставил ее мужа, бывшего в 1812—1814 г. Московским Главнокомандующим, в неловкое положение, так как жена его, будучи ревностною католичкою, должна была разыгрывать роль "хозяйки" первопрестольной столицы. После увольнения графа в 1814 г. от дел, Ростопчины переселились за границу, жили долгое время в Германии и Франции и лишь к 1824 году вернулись в Москву, где 1-го марта умерла от чахотки 18-летняя дочь их Елизавета, любимица отца, перед самою смертью приняв католичество — при обстоятельствах, заставляющих предполагать в этом непосредственное воздействие матери. Этот новый удар окончательно сломил здоровье графа Ростопчина, и он скончался 18-го января 1826 г., успев, однако, устранить жену от воспитания их сына графа Андрея (род. 1813 г.) и от управления громадным, завещанным ему состоянием. "Следуя", по словам биографии, "фанатическим принципам католичества", графиня Р. не присутствовала даже на похоронах мужа. К детям своим она всегда относилась холодно и мало ими интересовалась. Сдержанный и сосредоточенный характер ее с годами становился угрюмее и суровее, и она жила замкнутой жизнью, летом — в оставленном ей мужем подмосковном селе Воронове, а зимой — в старом, запущенном доме на Басманной, окруженная француженками-компаньонками и воспитанницами и католическими аббатами, пользовавшимися ее состоянием для дела католической пропаганды. Редко кого принимая, она выезжала только к обедне, а остальную часть времени проводила в чтении духовных книг и в молчаливом хождении взад и вперед по длинной анфиладе комнат мрачного и опустелого дома. В 1825 г. она представляла Митрополиту Филарету выписки из славянских книг в защиту латинского учения о главенстве Папы, и Филарет полемизировал с нею, а в 1833 г. он производил следствие по поводу дошедших до него слухов о том, что живший у графини в Воронове аббат Боржуа входил в священническом облачении в алтарь сельской церкви. Тогда же было выяснено, что у графини воспитывалось в Воронове до 12 девочек 7—14 лет, — все католички, француженки и немки. В Воронове был устроен и католический храм, в котором служил проживавший в имении аббат.

Графиня Ростопчина скончалась в Москве 14-го сентября 1859 года, 83 лет от роду, и погребена на католическом кладбище на Введенских горах. Графиня Р. написала несколько сочинений духовного содержания: "Recueil de preuves sur la vérité de la religion", Moscou. 1810, 12°; "Miroir de la vie d'un véritable disciple du Christ. Traduit du Kusse", Moscou. 1817; "Album allégorique", Moscou, 1829, 16°; "Recueil d'anti-alogies, ou Discussions religieuses, par une dame convertie а la religion catholique. Ouvrage publié par M. Gaston de Ségur", Paris. 1842, 18°.

Князь H. H. Голицын, Библиографический словарь русских писательниц. СПб. 1889, стр. 301; "Русск. Арх." 1888 г., кн. І, стр. 489—490; Девятнадцатый век, кн. II, стр. 13; Д. А. Ровинский, Словарь гравированных портретов, т. II; Великий Князь Николай Михайлович, Русские Портреты XVIII и XIX ст., т. І и V; Великий Князь Николай Михайлович, Письма Высочайших особ к графине А. С. Протасовой, СПб. 1913, стр. XXII—XXIII; Г. Н. Геннади, Словарь писателей, т. III, М. 1908, стр. 270—271; "Московский Некрополь", т. II; Граф Д. А. Толстой, Римский католицизм в России, т. II, стр. 206—207; "Русск. Стар." 1893, т. LXXVII, стр. 172; Собрание мнений и отзывов Филарета, т. II, СПб. 1885, стр. 121—134 и том дополн. 1887. стр. 590—593 (тоже, что в "Русск. Арх." 1888, кн. І, стр. 489—490); "Чтения в Моск. Общ. Люб. дух. просвещ." 1865 г., т. IV, стр. 1—16; Графиня Л. Ростопчина, Правда о моей бабушке — "Ист. Вестн." 1904, № 1—4; ее же: "Семейная хроника (1812)", М. 1912.

М. Б.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ростопчина графиня екатерина петровна
Значение слова ростопчина графиня екатерина петровна
Что означает ростопчина графиня екатерина петровна
Толкование слова ростопчина графиня екатерина петровна
Определение термина ростопчина графиня екатерина петровна
rostopchina grafinya ekaterina petrovna это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):