Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сагатовский валерий николаевич

Сагатовский валерий николаевич

(р.11.01.1933) — спец. по метафилос., онтологии, гносеологии, филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде. В 1955 окончил филос. ф-т ЛГУ. Работал учителем на Горном Алтае. С 1959 по 1977 преподавал филос. в Томске (мед. ин-т: с 1959 — асс., с 1965 — доц., 1969 — зав. кафедрой; ун-т: проф. с 1973), с 1977 — в Симферополе (ун-т: проф., с 1984 — зав. кафедрой). С 1993 — проф. СПбГУ. Действ. чл. Академии гуманит. наук. Канд. дисс. — "Чувственные основы и логическая природа понятия" (1962). Докт. дисс. — "Основы систематизации всеобщих категорий" (1969). Как отмечает С., не принимая новых догм о "конце метафизики", смерти Бога и человека и стремясь избежать крайностей как идеол. ангажированности, так и "игры в бисер", он последовательно разрабатывал целостную филос. концепцию "развивающейся гармонии" как основу ноосферного мировоззрения. Искомая целостность, по убеждению С., задается онто-антропологич. принципом (укорененность сущностных человеч. качеств в атрибутах бытия) и принципом взаимодополнительности нередуцируемых друг к другу уровней бытия (способов существования, данности друг другу). Такими уровнями являются материя (существующая относительно объективных взаимодействий), идеальное (душа, экзистенция), существующее относительно субъективной интерпретации, и трансцендентное (дух), как непредикативная самотождественность целого. Этот подход позволил в метафилос. рассмотреть философствование как рефлексию предельных оснований и сущностных возможностей отношения человека к миру. В онтологии построена специфическая система всеобщих категорий — сначала как атрибутов материи, а в наст. вр. — как атрибутов бытия в целом. Дана трактовка соотношения относительного и абсолютного бытия как коррелятивного взаимодействия и присутствия, в к-рой осуществлена критика любых попыток натурализации и антропоморфизации абсолюта. В гносеологии предложена уровневая концепция идеального бытия человека как единства реля-тивно-информац. и субстанциального (фундам. настроя) уровней; продолжены в применении к совр. реалиям отеч. традиции "цельного знания" и "цельного опыта", рассмотрены в этом контексте специфика и возможности интервального и системного подходов; показано соотношение субъектно-объектного познания, субъектно-субъектного понимания и глубинного общения с трансцендентной реальностью (в конкретной интерпретации — науки, искусства и нравственности, религ. чувства, осн. формами к-рых являются стремящееся к однозначности знание, полиинтерпре-тируемый символ-метафора и "мудрость молчания" в медитации). В филос. антропологии и аксиологии показано соответствие систем сущностных (интегральных) качеств человека — универсальных аспектов жизнедеятельности — базовых ценностей; отстаивается позиция, согласно к-рой сущностью человека является диалектика свободы и ответственности в творч. доопределении бытия. В соц. филос— очерчены основы целостно-интеракционного подхода, где жизнедеятельность соц.-антропологич. целостности предстает как взаимодополнительное единство естеств.-ист. процесса, деятельности и глубинного общения в динамике, а в статике соответственно как единство естеств.-ист. формации (обобщение понятия обществ.-экон. формации), культуры и дух. атмосферы; предложены критерии нормы и прогресса в нелинейном ходе истории с позиций органического единства осн. уровней бытия мира и человека и роли последнего в космич. процессе "становящегося всеединства" на основе свободного выбора. В целом разрабатываемая филос. концепция служит обоснованием филос.-мировоззренч. направления — антпропокосмизма, в к-ром на смену антропоцентризму (приоритет человека) и теоили космоцентризма (приоритет надчеловеч. сущностей) приходит идея паритета, диалога и сотворч. человека и мира. Реализацией идей антропокосмизма должна явиться стратегия движения к ноосфере как развивающейся (т. е. содержащей в себе имманентный момент противоречий и трагичности) гармонии личности, об-ва и природы на основе принятия самоценности каждой из сторон; и это — единственная альтернатива глоб. катастрофе. Применяя свою филос. концепцию к разработке соответствующего мировоззрения, С. предпринял анализ "русской идеи", суть к-рой он видит в принятии соборности (солидарности), преодолевающей на основе взаимного признания самоценности индивидуального и целого, ограниченности индивидуализма и либерализма, с одной стороны, и коллективизма и тоталитаризма, с др. С этих же позиций он рассмотрел проблемы и перспективы в решении глоб. проблем.

Соч.: Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познании. Томск, 1968; Вселенная философа. М., 1972; Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973; Метод сравнительного категориального анализа // Материалы XV Всемирного конгресса по философии. М., 1974; Деятельность как философская категория // ФН. 1978. № 2; Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования. Ежегодник—1980. М., 1981; Общественные отношения и деятельность // ВФ. 1981. № 12; Весы Фемиды и суд совести. М., 1982; Культура и диалектика общественного развития // Культура и диалектика. Куйбышев, 1983; Об интервальном подходе к парадоксам // Диалектика и стиль мышления. Севастополь, 1983; Истина в ее отношении к деятельности и действительности // Истина как гносеологическая категория. Свердловск, 1983; Философия как рефлексия культурных ценностей // Материалы XVII Междунар. конгресса. М.,1983; Философия как деятельность. (Депонировано в ИНИОН). М., 1988; Об эмпирическом базисе философии // ФН. 1988. № 12; Рациональное и иррациональное в деятельности // Рациональность науки и практики: закономерности сближения. Свердловск, 1989; Категориальный контекст деятельного подхода // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990; Ключевые ценности образования // Студия гу-манистика. Прага. 1990. № 2 (на англ. яз.); Ценностное основание гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза. Новосибирск. 1992; Целостно-интеракционный подход к философии истории // Западная и русская историография: современные взгляды. Нью-Йорк, 1993 (на англ. яз.); Социальная философия: в поисках целостности // Социально-политический журнал. 1994. № 3—4; Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994; Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб., 1995; Человеческие качества и система базовых ценностей // Ценностные исследования. 1996, июнь. Нью-Йорк (на англ. яз.); Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Ч.1. Философия и жизнь. СПб., 1997; Онтология и семиотика диалога // Философский поиск. Минск. 1997. № 3; О судьбах философии // Категории. М., 1997. № 2; Так что же такое духовность? // Школа духовности. М., 1998. № 2; Философия развивающейся гармонии. Ч.П. (Онтология. Мир и Человек: укоренен ли Человек во Вселенной?). Ч.III. (Антропология. Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке?). СПб., 1998—1999; Есть ли выход у человечества (критика образа жизни)? СПб., 2001.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сагатовский валерий николаевич
Значение слова сагатовский валерий николаевич
Что означает сагатовский валерий николаевич
Толкование слова сагатовский валерий николаевич
Определение термина сагатовский валерий николаевич
sagatovskiy valeriy nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):