Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - самохвалова вера ильинична

Самохвалова вера ильинична

(р. 22.09.1944) — спец. по эстетике и филос. культуры; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончила филос. ф-т МГУ (1968). С 1968 работает в ИФ АН СССР (ныне РАН): м. н.с, ст. н.с; в наст. вр. (с 1993) — вед. н. с. Канд. дисс. — "Эстетическая специфика поэтической речи" (1974), докт. дисс. — "Антиэнтропийный смысл красоты" (1991). Акад. РАЕН. Отв. ред. сб. "Философские вопросы ислама" (1970), "Некоторые проблемы зарубежной эстетики" (1980), "Эстетическое воспитание: проблемы теории и практики" (1990), "Современная картина мира. Формирование новой парадигмы" — вып.1 (1997) и II (2001); а также переводов кн.: К.Охоцкий "Философия и естествознание" (1977), С.Лем "Философия случайности" (1979), Н.Такэнобу "Каратэ-до. Входные ворота" (1992). Осн. направления иссл.: формирование и функц. эсте-тич. сознания; специфика эстетич. сознания человека совр. информац. об-ва; проблема формирование и содержания культурной парадигмы; язык искусства; сравнит, анализ психоментальных моделей зап. и вост. культур; проблемы творч.; проблемы религ. и эзотерического сознания. С. развивает мегаэстетич. концепцию красоты как фундам. основания бытия; в системе действия глоб. антиэнтропийных сил красота выступает как особый и оптимальный способ организации, отвечающий целям развития мира. Трактуя красоту как энергетически активную форму, через к-рую действует универсальный принцип существования самой жизни и движения структурообразующих сил вселенной, С. рассматривает организацию красоты как имеющую объективный и трансвременной характер. Однако форма красоты есть не только организация, упорядочивающая мир (и имеющая объективно-космич. характер), но и способ проявления глубинного метафиз. содержания, имеющего отношение к дух. основанию человеч. жизни; это объясняет суб. значение красоты для человека, смысл создаваемого им искусства, закономерность и необходимость развития эстетич. сознания, напряженные поиски гармонии. В этой связи С. развивает идею М.М.Бахтина о душе как внутр. форме и исследует проблему статуса и специфики эстет, реальности. В 90-ые гг. С. разрабатывает проблему творч. как подлинно человеч. и поистине адекватного поведения человека в мире. Так, искусство предстает как особая форма адаптац. поведения, когда человек осваивает трансцендентные характеристики и измерения мира через организацию пространственных и временных форм искусства. Феномен человеч. творч. рассматривается и как культурная форма инстинкта самосохранения, самоутверждения себя в мире (антиципация, моделирование и т.п.), и как человеч. вызов хаосу и небытию, комплексным выражением к-рого становится созданная человеком культура. Создание культуры означает глоб. отвоевание пространства — и предметного, и идеально-мыслительного — у неопределенности, у хаоса, и это есть утверждение человеком не просто своего порядка в космосе, но такого его качества и содержания, к-рые делают его человеческим порядком. С. исследует состояние совр. культуры, определяемое вхождением в фазу информац. об-ва, и рассматривает две ее осн. "парадигмы" — маскультов-скую и постмодернистскую. Если считать создание культуры, красоты, гармонии реализацией предназначения человека на Земле, то С. усматривает и в мае-культе, и в постмодернизме фактически (по экзист. перспективе) отказ от данного предназначения и анализирует те черты совр. культуры, к-рые говорят о ее кризисе, о разрушении ею исходных ценностных скреп, образующих само инвариантное представление о культуре. В этом смысле С. говорит о контурах постдействительности, когда и реальность, и человек утрачивают свои привычные очертания (определения) и приобретают такие качества, к-рые ставят под сомнение сам их статус: реальность все более виртуализиру-ется во всех многообразных ее проявлениях и ин-тах, а человек все более утрачивает ценности, определяющие человеч. бытие как таковое, и даже онтологически начинает утрачивать идентичность (имея в виду как биотехнологии и клонирование, так и новый симбиоз с умной техникой нового поколения). В работах посл. времени С. уделяет много места и проблеме взаимодействия культур, в частности иссл. этнохтонной обусловленности специфики вост. культуры. Прометеевский дух зап. человека противостоит мессианскому настрою рус. души и гармоническому приятию мира вост. человеком. Идея глобализации вызвала интерес и отклик, но сама глобализационная практика в экон., информац. и особенно культурной сферах породила разочарование и беспокойство. Информац. войны впервые сделали культуру инструментом силового давления на сознание, воздействуя на сами культурные механизмы идентификации человека в мире. Это вызвало трансформацию прежних культурных балансов и традиц. мифологии, заменив прежние естеств. мифы новыми, искусственно созданными и "уникультурными" по своему содержанию и смыслу. С 1997 С. организатор и глав, ред. науч.-филос. и культурол. ж. "Полигнозис".

Соч.: Язык искусства. М., 1982; Человек в искусстве. М., 1987; Традиционные японские искусства. М., 1989. Красота как способ организации // Философские и социальные проблемы гуманизации науки. Сумы, 1990; Красота против энтропии. М., 1990; Работа с сознанием в практике дзэнских искусств // Ежегодник философского общества. М., 1990; Человек и мир. Проблема антропоцентризма // ФН. 1992. № 3; Сознание как диалогическое отношение // М.М.Бахтин как философ. М., 1992; Определение эстетики как науки в современном контексте // Эстетический опыт и эстетическая культура. М., 1992; Культурный контекст формирования эстетических представлений // Проблемы эстетической культуры в современном мире. М., 1993; Между логосом эйдоса и меоном онтиса // Феномен Лосева. К 100-летию со дня рождения. М., 1993; Человек и спасение мира // Русская культура и мир. Н. Новгород, 1993; Эстетическая реальность // Эстетическое сознание личности. М., 1994; Мегаэстетический подход к пониманию смысла и функций красоты // В. МГУ. Сер.7. "Философия". № 2. 1994; Эзотерическая культура и современное образование // Новая парадигма образования и ее социокультурные детерминации. М., 1994; Единство мира и порядок красоты // Пара-плюс. № 2. 1995; Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Эстетическая культура. М., 1996; Красота категория экономическая // Правила игры. № 2. 1996; О характере и слагаемых новой научной парадигмы // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М., 1997; Красота: литургия и анафема // Полигнозис. № 3. 1998; О метафизическом смысле гармонии // Дельфис. № 4. 1998; Эстетическое воспитание в контексте общих социальных стратегий // Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998; Контуры постдействительности // Alma mater. В. Высшей школы. № 9. 1999; Массовый человек — реальность современного информационного общества // Полигнозис. № 1. 2000; Человек и судьба мира. М., 2000; Мифы для массового человека // Там же. № 1. 2001. Маскульт и маленький человек // ФН. № 1. 2001; Кризис цивилизации Фомы // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. Вып.2. М., 2001; Образ культуры минувшего века. Доминанты и тенденции // Итоги XX века. М., 2001; Между мифом и пародией. Очерки культуры XX века. М., 2001.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое самохвалова вера ильинична
Значение слова самохвалова вера ильинична
Что означает самохвалова вера ильинична
Толкование слова самохвалова вера ильинична
Определение термина самохвалова вера ильинична
samohvalova vera ilinichna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):