Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - самойловы артисты

Самойловы артисты

— семья артистов, украшавших в течение почти столетия сцену спб. императорских театров. Родоначальником этой семьи был Василий Михайлович С. — сын московского купца. Род. 6-го апреля 1782 г. Детство С. сложилось в направлении, мало благоприятствовавшем развитию его природных музыкальных способностей. Десятилетним мальчиком С. помогал отцу (управлявшему фабриками мануфактуриста Колокольникова) в его торговых делах, совершал поездки при перевозке товаров и даже был сидельцем в лавке. Первоначальное образование его было очень скудно: он выучился только грамоте у какого-то пономаря. Случай столкнул С. с каким-то самоучкой — кларнетистом, которого он упросил учить его игре на кларнете; таясь от строгого и взыскательного отца, С. брал уроки на рассвете, чтобы не делать упущений в торговом деле. Удовлетворяя живой потребности своей музыкальной натуры, С. начал петь в церковном хоре купца Колокольникова в церкви св. Никиты мученика. Слух о появившемся обладателе чудного голоса разнесся по всей Москве, а вскоре проник и в театральные сферы, и тогда дирекция поручила актеру Померанцеву заняться обучением С. оперному пению, надеясь в лице новоявленного тенора найти подходящего партнера для певицы Сандуновой. Между тем отец С., смотревший на театр очень враждебно и потому неодобрительно относившийся ко всей этой затее, стал подвергать сына разным наказаниям и даже побоям; тогда С. ушел тайком в Петербург в то время, когда шли уже репетиции оперы, в которой он должен был дебютировать. В Петербурге С. попал в хор церкви Спаса на Сенной, откуда его вскоре пригласили в хор церкви Капитула орденов. Вскоре о голосе С. заговорила вся столица. Тогдашний директор театра А. А. Нарышкин, услыхавши исполненное С. solo в каком-то концерте, предложил ему поступить в оперную труппу и дал полгода на подготовку. По просьбе С. для первого выхода (21-го мая 1803 г.) ему назначен был легонький дуэт в драме "Суд царя Соломона"; партнершей его была ученица Театрального училища, тоже готовившаяся к дебюту, Софья Васильевна Черникова, на которой он впоследствии женился. Формальный дебют С. состоялся 14-го июня 1803 г.; дебютант исполнил роль инфанта в оп. "Редкая вещь" и был принят в труппу.

Недостаточность полученной С. музыкальной подготовки, возникающая отсюда неуверенность в исполнении оперных партий, разные мелкие недочеты в пении (недостаточная гибкость и пр.) и неизбежная в начинающем артисте угловатость игры, все это не помешало С. занять первое место в труппе с самого же начала его сценической деятельности. Нежный грудной тенор обширного диапазона с избытком покрывал все недостатки пения — и имя С. на афише почти сразу же стало ручательством полного сбора: неудивительно поэтому, что уже в первый год службы ему пришлось играть около 70 раз, т. е. выступить почти в половине спектаклей. Артист по призванию, С. горячо отдался искусству, постоянно работал над собой и ему удалось достигнуть тонкого совершенства в исполнении поручаемых ему ролей и добиться полной гармонии как вокальной, так и сценической стороны в передаче роли. Насколько богаты были природные голосовые средства С., видно из того, что он был одним из немногих исполнителей роли Ромео в опере Чимароза "Горации и Куриации" — оперы, относительно которой делались предсказания, что ей не суждено появиться на сцене, так как партия Ромео вследствие ее высокой тесситуры не найдет себе исполнителя (впоследствии опера эта была снята с репертуара по личному приказанию императора Александра Павловича из опасения, чтобы С. не сорвал голоса). Благодаря качествам своего голоса, С. стал главным столпом тогдашней труппы, на котором лежала вся тяжесть оперного репертуара за все время его тридцатилетней службы театру. Крупнейший успех имел С. в следующих ролях: Сеймур ("Отец и дочь" Паэра), Павел ("Павел и Виргиния" Крейцера), Пламен ("Исступленный" Бертона), Симеона ("Иосиф Прекрасный" Мегюля), Матвея крестьянина ("Иван Сусанин" Кавоса), Лициния ("Весталка" Спонтина), Жоконд (оп. Николо), барон Адольф ("Красная Шапочка"), графа Армана и Водовоза ("Водовоз" Керубини), Барбастро ("Немой в горах Сьерры-Морены"), Каспар ("Волшебный Стрелок"), Всеслав ("Князь Невидимка"), Исуфа ("Калиф Багдадский"), Владисил ("Илья богатырь"), Любим ("Домовые"), Джалиндо ("Содержатель театра"), Флорваль ("Одна шалость"), Раймон ("Монтенегрский замок"), Рожер ("Аталла и Терпсихора"), Даниил и др. Пение С. всегда вызывало восторг слушателей, которые выражали свою благосклонность к артисту тем, что бросали ему на сцену кошельки с золотом. Кроме оперы, С. часто певал при дворе и в домах сановников, выступал и в публичных концертах. Высочайшие Особы всегда были очень милостивы к С. и щедры в изъявлениях своего благоволения: так, отправленный в 1817 г. на лечение в Ригу, артист получил от монарших щедрот 4 т. р.; император Николай Павлович приказал принять сыновей артиста в горный корпус на казенный счет, самому же С. пожаловал почетное гражданство; кроме того, за время своей службы С. получил несколько подарков из императорского кабинета. Как высоко было вообще положение С. в труппе, видно из того, что ему выплачивались разовые деньги даже за несостоявшиеся спектакли (в то время спектакли иногда отменялись из-за сильных морозов). В частной своей жизни С. был примерный семьянин; круг его знакомств, кроме товарищей по службе, составляли художники, музыканты и учащаяся молодежь; время проводилось в беседах и спорах об искусстве. Отличаясь набожностью, С. часто певал с другими артистами то в той, то в другой церкви (конечно, безвозмездно), часто посещал Сергиевскую пустынь, с иноками которой он состоял в тесной дружбе и под сенью которой думал найти себе приют в старости. — Кончина знаменитого певца была трагическая. 11-го июля 1839 г. в день праздника в Петергофе (по случаю бракосочетания в. кн. Марии Николаевны) С. вздумал навестить друзей своих в Сергиевой пустыни и поехал на лодке со своим слугой. Налетевшим шквалом опрокинуло лодку, и С. утонул. Тело его было найдено 16-го июля и 17-го предано земле (в Сергиевой пустыни).

Жена его — Софья Васильевна С., до замужества Черникова, дочь актера Василия Михайловича Черникова, училась в Театральном училище, откуда выпущена в 1798 г. В октябре 1805 г. вышла замуж за С. Очень добросовестная и полезная артистка на вторые роли. Скончалась 19-го февраля 1854 г. на 68 году от рождения. У С. было 14 детей; трое, впрочем, умерли в младенческих годах. В летописях театра известны:

Василий Васильевич С. — см. отдельно.

Петр Васильевич — в тридцатых годах играл в частных провинциальных труппах, исполняя драматические роли: был очень даровит и пользовался расположением публики, но его сгубило неумеренное пристрастие к спиртным напиткам. Кроме того, игра его немало теряла от плохого зрения. Впоследствии окончательно потерял зрение.

Из дочерей С. подвизались на сцене три: Вера Васильевна, Марья Васильевна и Надежда Васильевна.

Первою поступила в труппу Марья Васильевна. Она дебютировала 8-го июля 1829 г. в оп. "Адольф и Клара"; в 1830 г. играла в "Водовозе" Керубини, в "Илье Богатыре" Кавоса и пела в маленьких операх и водевилях. Так как голос ее оказался недостаточным для оперных партий, то она перешла в драму, где с первого же сезона (1833—1834 гг.) завоевала общее внимание превосходным исполнением молоденькой, плутовато-кокетливой девушки, завлекающей в свои сети старика (в комедии Гольдони "Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро"); в этой роли все детали были переданы с тем совершенством, какое дается обыкновенно только опытной артистке. После исполнения роли Наденьки в водевиле "Хороша и дурна, и глупа и умна" С. окончательно сделалась любимицей публики. "Особенность игры ее", по словам г. Крылова, "заключалась в необыкновенной изящной простоте... Все в ее исполнении выходило так естественно и правдиво, словно она говорила не слова автора, а свои собственные, только что пришедшие на мысль". После первого бурного успеха Марья Васильевна С. как-то стушевалась — отчасти, может быть, по недостатку новых подходящих ролей — и блеснула опять в 1837 г. уже перед самым выходом из театра. В это время она наибольшим успехом пользовалась: в комедии "Два мнения" — в роли романической девы, приехавшей на воды искать приключений, в "Матушкиной дочке" (роль девушки-шалуньи), в "Бабушке и внучке" Куликова и др. Выйдя замуж за богатого купца Загибенина, Марья Васильевна, по требованию ревнивого мужа, принуждена была оставить сцену. Прощальный бенефис ее состоялся в октябре 1837 г. Дальнейшая жизнь ее была не особенно счастлива. Муж не подходил к ней ни по своему интеллектуальному уровню, ни по моральному складу. Оставшееся после него полумиллионное состояние успел присвоить зять Марьи Васильевны, муж ее дочери, и пустившись в разные аферы, разорил жену и тещу. После роскоши Марья Васильевна увидела себя почти в нищете; для насущного хлеба она даже стала вышивать по заказу. После оставления казенной сцены Марья Васильевна лишь раз, уже старушкой, приняла участие в нескольких любительских спектаклях на частной сцене в Павловске (в 1870 гг.); но игра ее оставляла бледное впечатление. Скончалась в восьмидесятых годах жизни в крайней бедности.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое самойловы артисты
Значение слова самойловы артисты
Что означает самойловы артисты
Толкование слова самойловы артисты
Определение термина самойловы артисты
samoylovy artisty это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):