Большая биографическая энциклопедия - сандунова елизавета семеновна
Сандунова елизавета семеновна
(до замужества Уранова) — русская певица (1772—1832). Воспитывалась в театральном училище; обладала замчательным по объему mezzo-soprano; в течение 33-летней сценической деятельности исполнила 320 ролей. Пользовалась покровительством Екатерины II, которой она была обязана и своим семейным счастьем: императрица оградила ее от назойливых преследований разных вельмож и устроила ее свадьбу с актером Сандуновым (см.).
Н. С.
{Брокгауз}
Сандунова, Елизавета Семеновна
(урожденная Уранова) — знаменитая русская певица; воспитывалась в СПб. театральном училище (ученица Паэзиелло и Мартина); будучи еще ученицей, дебютировала 1790 в опере Мартина ("Дианино древо"). Ее чудный голос (меццо-сопрано почти в 3 октавы), красота и талантливость обратили на нее всеобщее внимание; известный граф Безбородко, при потворстве дирекции, стал преследовать ее своими предложениями и довел до того, что в "Редкой вещи" Мартина С. вместо того, чтобы петь свою арию, со слезами подала просьбу о защите Екатерине II, присутствовавшей в театре. Дирекция была удалена, молодая певица выпущена из школы и выдана за актера Сандунова, как того хотела; вскоре, однако, ее удалили в Москву, где С. пела в опере, с 1803 организованной Медоксом. Особенно хороша она была в "Весталке" Спонтини; с огромным успехом пела она и в русских операх того времени ("Леста, днепровская русалка", "Старинные святки", оперы Кавоса и др.). Мастерски пела С. русские песни; она и сама сочиняла песни в тогдашнем "русском" духе ("Если б завтра да ненастье"). С. пела на сцене 33 года, причем исполнила около 320 партий. Она умерла 60-ти лет в Москве.
{Риман}
Сандунова, Елизавета Семеновна
(Сандунова — по мужу; урожд. Федорова; по нек-рым источ. Яковлева; до 1794 сцен. псевд. Уранова) [30.8 (10.9). 1772 (в нек-рых источ. 1777), Петербург — 21.11(3.12). 1826, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано и меццо-сопрано) и драмы, камерная певица. Жена С. Н. Сандунова. Обучалась в Петерб. театр. уч-ще (драм. искусством занималась у И. Дмитревского, вокалом — у В. Мартин-и-Солера и Дж. Паизиелло, музыке — у Дж. Сарти). Будучи ученицей, дебютировала 29 янв. 1790 в партии Амура ("Дианино древо") на сцене петерб. Эрмитажного т-ра (одна из лучших исп.). По окончании уч-ща в 1791 пела на петерб. сцене под псевд. Урановой (по указанию Екатерины II в честь открытой планеты Уран). В 1794 переехала с мужем на Украину, затем в Москву, где выступала до 1813 (с 1796 — в труппе М. Маддокса. с 1806 — в моск. придв. труппе) в операх, водевилях, комедиях, мелодрамах и трагедиях (в т. ч. в первых постановках на рус. сцене трагедий Ф. Шиллера "Разбойники" и "Коварство и любовь"). В 1805, 1806 и 1813—23 пела на петерб. сцене. С 1823 жила в Москве, где неоднократно выступала в водевилях (вместе с М. Щепкиным). Обладала гибким, редким по красоте и силе голосом нежного тембр" и широкого диапазона (три октавы — от нижнего соль до фа3), позволявшего наряду с лирико-колор., лирико-драм. сопрановыми партиями исп. также и меццо-сопрановые. Певице был свойствен яркий сцен. темперамент, она мастерски владела даром перевоплощения (например, в 1-й и 2-й ч. оперы "Днепровская русалка" выступала в 22 партиях). Виртуозное искусство С., по свидетельству современников успешно "соперничало" с искусством А. Каталани, Г. Э. Мара и М. Сесси. Репертуар арт. включал 320 партий в операх и водевилях, не считая участия в драм. спектаклях. В нач. сцен. карьеры с большим успехом выступала в операх-буфф итал. композиторов Дж. Мартини, Дж. Паизиелло, А. Сальери, Дж. Сарти, Д. Чимарозы, привнося в создаваемые образы черты бытовой характерности. В моск. период репертуар пополнился партиями в операх рус. и франц. композиторов, а также в водевилях П. Арапова, А. Грибоедова, Н. Ильина, А. Шаховского, интермедиях и дивертисментах, где необыкновенно ярко раскрылся ее талант характерной актрисы. О многообразии дарования певицы свидетельствовало также мастерство исп. ею ролей. Критик Р. Зотов писал: "Дарование ее было на самой высшей степени развития. Голос ее был обширный, звучный, приятный; метода... исполненная души и чувства; игра превосходная... Одним словом, эта певица сделала бы честь самой блистательной труппе в Европе" (Репертуар русского театра. 1840. Т. 2, кн. 7. С. 33).
1-я исп. партий: Дуняши ("Федул с детьми"), Настасьи ("Старинные святки"), Ольги ("Ольга прекрасная"), Маши ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Рахили ("Удача от неудачи"), Курмонды ("Бабушкины попугаи"), Световиды ("Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича"), Пальмира ("Светлана, или Сто лет в один день"). Госпожи Кого ("Новая шалость, или Театральное сражение"). Натальи ("Наталья, боярская дочь"); в Петербурге — Настасьи ("Старинные святки"). констанции ("Водовоз"); в Москве — Юлии ("Весталка"), Серпины ("Служанка-госпожа"), Зелин ("Три брата горбуны"), Лесты ("Днепровская русалка"), Дуняши ("Федул с детьми"). Амура ("Дианино древо"); на рус. сцене — Лючии ("Сорока-воровка"), Юлии ("Весталка"), Марцелины ("Севильский цирюльник"), Калипсы ("Телемак на острове Калипсо"), Терезы ("Молодая вспыльчивая жена"). Алины ("Алина, королева Голкондская" Ф. Буальдье). Лучшие партии: Настасья ("Старинные святки"), Леста ("Днепровская русалка"), Фидальма, Фаниска ("Фаниска"). Гита ("Редкая вещь"). Один из современников арт. посвятил ей следующие строки:
Так часто. Лизонька, ты "Редку вещь" играешь.
Что Частой вещи ей названье можно дать.
Но публику игрой и пеньем столь пленяешь.
Что будет век тобой свой титул сохранять.
(Жертва музам, или Собрание разных сочинений, подражаний и переводов в стихах кн. Гр. Хованского. — М., 1795. С. 93).
Др. партии: Анюта и Фетинья ("Мельник — колдун, обманщик и сват"), Соломонида ("Санкт-петербургский гостиный двор"). Власьевна ("Сбитенщик"). Прията, Русида; Царица ночи. Сирена. Партнеры: А. И. Воробьева, П. Злов. А. Крутицкий, М. Лебедев. В. Самойлов.