Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - севастьянов петр иванович

Севастьянов петр иванович

— известный археолог, собиратель христианских древностей; род. 4 августа 1811 г., умер 10 января 1867 г. в Петербурге. Сын пензенского купца, он первое воспитание получил в отцовском доме под непосредственными указаниями и при участии знаменитого М. М. Сперанского. В 1822 г. С. привезен был в Москву и учился в пансионе Галушки, потом у ректора Двигубского и, наконец, поступил в Московский университет, который и окончил в 1829 г., по юридическому факультету со степенью кандидата. С 1831 до 1851 г., т. е. в течение двадцати лет, служил попеременно (в Петербурге) уголовным стряпчим, товарищем губернского прокурора, в Военном министерстве, в городской общей думе и в депутатском собрании. При этом ему приходилось делать частые поездки, во время которых он успел узнать разные края России. Вышедши в отставку, С. занялся исключительно археологией. С 1859 по 1864 год он снова служил, на этот раз в Министерстве Нар. Просвещения и был членом археологической комиссии; но это не мешало ему совершать обширные путешествия. Первое путешествие его по Западной Европе было в 1840 г., и с тех пор С. в несколько путешествий искрестил Европу во всех направлениях, от Киля до Марселя, от Берлина до Парижа, от Лондона до Триеста, от Брюсселя до Рима и Неаполя. Ему знакомы были северные берега Африки, Египет, Сирия, Палестина, Смирна, Константинополь и особенно Афон, сделавшийся как бы вторым его отечеством. Цель всех этих поездок было исключительно отыскивание, собирание и срисовывание христианских древностей. С. пожертвовал большую часть своего состояния и целую половину жизни на собирание христианских древностей, преимущественно на Востоке и особенно на горе Афонской. Всю его собирательскую деятельность можно разделить на пять периодов. 1) Первоначальный период простирается до начала 50-х годов. В это время С. интересовался нашим Востоком, христианством Кавказа, Грузии и сам приготовлялся к будущей деятельности разнообразным чтением. 2) Второй период идет до 1857 года. В это время С. сосредоточивается более на родине христианства, Палестине, обрабатывает до мельчайших подробностей топографию Святой земли, изготавливает рельефный план Иерусалима и проч. 3) В третий период С. ближе познакомился с Константинополем и начал разыскания на Афоне (с 1857 г.), где он наткнулся на неисчерпаемый и непочатый запас весьма ценных древностей христианства. Известно, что после взятия Константинополя турками важнейшие сокровища православия нашли убежище на горе Афонской; сюда же стекались и ценные древности славянских государств, Болгарского, Сербского и проч. В это время С. собрал очень большие коллекции, большею частью в копиях и снимках, которые обратили на себя внимание европейских ученых. В конце 1858 г. эти коллекции были выставлены в Париже и доставили С. знакомство и покровительство в высших кругах русского общества. Он даже введен был ко двору и за свою деятельность получил Высочайшее одобрение. 4) С 1859 г. начинается четвертый период, самый блестящий. Осыпанный ласками, вниманием высочайших и вельможных особ, снабженный пособием в 16 тысяч рублей, С. отправился в официальную командировку, опять на Афон, во главе многих художников и исполнителей, приглашенных им из Западной Европы, и пробыл там 14 месяцев. Все, собранное там, привозилось и сдавалось в Академию Художеств, куда поступило между прочим до 1200 иконных изображений, до 200 чертежей византийского зодчества, более 5000 страниц рукописей и до 150 древних и замечательных подлинников икон. Думали даже образовать особый Византийский музей для помещения всех этих сокровищ. Но по разным обстоятельствам и соображениям, значительная часть древностей, собранных С. и лично ему принадлежавших, были помещены в Московский публичный музей, где они занимают 4 зала и служат истинным украшением его. При этом сам С. весьма много работал в музее над распределением и классификациею собранных им древностей. 5) Последний период начинается с 1864 г., когда С. возвратился из Москвы в Петербург и принялся за новое собирание рисунков и гравюр, а вскоре поехал в Италию, где отыскивал древности, относящиеся к эпохе до разделения церквей. Между прочим, он был в Париже на археологической выставке и в то же время продолжал поиски за древностями. В 1866 г. он возвратился с огромными приобретениями по части древностей в Россию, сначала в Вильну, куда звали его в качестве начальника предполагавшегося музея, а оттуда в Петербург, где он вскоре умер от чрезмерных трудов и запущенной болезни. Он похоронен в Александро-Невской лавре, между Суворовым и Паниным.

"Русский Архив", 1869, ст. 2009. — "Русский Художественный Листок", 1859 г., № 6 и 8. — "Русский", 1867 г., № 3—4. — "Современная Летопись", 1867 г., № 14 (ст. П. Бессонова). — "Развлечение", 1859 г., № 2 (ст. Шевырева). — "Современник", 1859 г., т. LXXIV, с. 193—201. — "Северная Пчела", 1859 г., № 52. — "Голос", 1867 г., № 11 и 15 (некролог). — "Московские Ведомости", 1859 г., № 2 (ст. Шевырева). — Д. Поленов, "Снимки с икон и других древн." и т. д., СПб., 1859 г. — "Известия Академии Наук", II отд., т. VII (1859 г.), № 5. — "Московские Ведомости", 1862 г., № 111—113 (ст. Буслаева). — Отчет о Московском Музее (первый).

Е. Тарасов.

{Половцов}



Севастьянов, Петр Иванович

(1811—1867) — археолог. Сын купца, воспитанник Московского университета, С. много путешествовал по России, Западной Европе и Востоку и во время этих путешествий собрал свои знаменитые коллекции, известные под нменем "Севастьяновского собрания" (иконы, церковная утварь, рукописи в подлинниках и снимках, слепки, рисунки и фотографии с памятников зодчества, ваяния и живописи, планы и карты местностей христианского Востока, библиотеки, гравюры, монеты и пр.). Их изучали и описывали многие ученые: Поленов ("Снимки с икон и друг. древностей св. горы Афонской из собр. П. И. С.", СПб., 1859), Шевырев ("Афонские иконы византийского стиля в живописных снимках, привезенных С.", СПб., 1859), Флоринский ("Афонские акты и фотографические снимки с них в собрании П. И. С.", СПб., 1880), Викторов ("Собрание рукописей П. И. С.", М., 1881) и др. Впоследствии коллекции эти Перешли в Моск. публичный музей, Академию худ., Акад. наук и Имп. публичную библиотеку. Главная заслуга С., как археолога, заключается в том, что он первый положил у нас твердое основание науке христианских древностей, главным образом греко-русских. По его инициативе и указаниям впервые и наше правительство приняло активное участие в собирании церковных древностей, снарядив в 1859 г. особую экспедицию, под руководством С., на Афон, откуда тогда же было вывезено одних рукописей свыше 5000. Затем С. принадлежит честь образования у нас первых двух археологических собраний церковных древностей в Москве (в Московск. публичном музее) и в С.-Петербурге (Христианский музей в Академии худ.). Им составлен "Ключ христианской археологии" в 28 фолиантах (не напеч.). Другие труды его: "Записка об археологической экспедиции на Афон" (в "Современной Летописи", 1861, № 1) и "О светописи в отношении к археологии" (записка, читанная в 1858 г. в Парижской академии и напеч. в "Известиях Имп. Археологич. Общества", 1858, т. I). Снимки С. пенились высоко и за границей; один из них — копия фресок, изображающих ангельскую литургию — великолепно издан Дидроном в Париже.

См. Бессонов, "П. И. С. и очерк его собрания" "Современная Летопись", 1868, № 14) и статья Буслаева и Филимонова в "Вестнике Общества Древнерусского искусства", 1874, №№ 1, 3, 4 и 5. Подробный обзор коллекций С. — в "Вестнике Археологии и Истории" (вып. VI).

В. Р—в.

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое севастьянов петр иванович
Значение слова севастьянов петр иванович
Что означает севастьянов петр иванович
Толкование слова севастьянов петр иванович
Определение термина севастьянов петр иванович
sevastyanov petr ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):