Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - шевелев николай артемьевич

Шевелев николай артемьевич

(сцен. псевд.; наст. фам. Шевелюхин) [6(18). 12. 1874 (в нек-рых источ. 1869 и 1876), Полтава (в нек-рых источ. Бобруйск) — 12. 12. 1929, Туринск Свердлов. обл., похоронен в Москве] — арт. оперы (лирико-драм. баритон), камерный певец и педагог. Засл. арт. Республики. Род. в семье портного. Окончил киев. реальное уч-ше. В конце 1880-х гг. пел в хоре, организованном знатоком рус. нар. песен Т. Филипповым. Пению обучался у А. Котоньи, затем в 1889— 96 в Милане у Л. Синьоретти (на средства С. Морозова), летом 1901 совершенствовался у П. Виардо, позднее, будучи в Тифлисе, брал уроки пения у Е. Ряднова. В 1896 дебютировал в партии Мизгиря ("Снегурочка") в Моск. частной рус. опере, где пел до 1901 и в 1903—05. Ежегодно гастролировал в Перми (1897—1900, 1902). В 1901—02 выступал в Киеве, в 1905 — в Н. Новгороде (антр. А. Дракули), в 1902, 1906—08 — в Петербурге (антр. У. Гвиди), в 1908—13 и 1922—24 —в моcк. Опере С. Зимина, в 1913—19 — в Москве, Петербурге (Нар. дом) и в провинциальных оперных т-рах (Иркутск, Томск, Тюмень, Таганрог, Сухуми, Оренбург, Чита, Тифлис, Одесса). В 1919—22 солист Тифлис, оперного т-ра. Гастролировал в Киеве. Одессе, Баку, Харькове, Саратове и за границей: в Австро-Венгрии (1900), Германии (1904, 1926), Сев. и Южн. Америке, Японии. Обладал выдающимся по силе и красоте голосом (со свободным верхним регистром) мягкого "бархатного" тембра. Критики отмечали, что певец не отличался большой музыкальностью и драм. дарованием. Репертуар Ш. включал лирич., меццо-характерные и драм. партии. С. Левик писал: "Звук его был необыкновенно "круглый" и потому казался очень мощным. Энергия его звуковой волны была настолько привлекательна, что слушатель не замечал дефектов вокализации, грубоватости нюанса и, по существу, часто однообразного, недостаточно продуманного и прочувствованного исполнения. Русской ширью, молодецкой удалью Шевелев очень импонировал в ролях Грязного ("Царская невеста") и купца Калашникова, в других партиях он бывал менее интересен, особенно в партиях западного репертуара"*.

1-й исп. партий: Грязного ("Царская невеста"), Генриха ("Ожерелье"), Гонца ("Сказка о царе Салтане"), Журдена ("Мещанин во дворянстве"), Отарбека ("Измена"); в Москве — Вильяма Ратклифа ("Вильям Ратклиф"), Трактирщика ("Сын мандарина"), Калашникова ("Купец Калашников"), Эгнатия ("Сервилия"), Вооза ("Руфь"), Верховного жреца Дагона ("Самсон и Далила"): в Петербурге — Гонца ("Сказка о царе Салтане"); Н. Новгороде — Виндекса ("Нерон"); на рус. сцене — Петрония ("Камо грядеши?"). Лучшие партии: Шакловитый, Грязной, Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Калашников, Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Князь Игорь, Онегин, Веденецкий гость, Мизгирь ("Снегурочка"), Амонасро, Ганс Закс. Др. партии: Руслан, Владимир Галицкий, Отшельник, Валентин ("Фауст"), Нелюско, Генрих VIII. Риголетто, Ренато, Жермон, Эскамилио, Тонио, Вольфрам. Партнеpы: В. Дамаев, В. Петрова-Званцева. А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Е. Цветкова, Ф. Шаляпин. Пел п/у В. Зеленого, М. Ипполитова-Иванова, Н. Кочетова, Е. Плотникова, А. Эйхенвальда, Э. Эспозито. Сотрудничал с режиссерами В. Шкафером, М. Лентовским и др.

Часто концертировал с сольными программами в Петербурге, Москве, Воронеже, Ярославле, Екатеринбурге и др. городах. Камерный репертуар включал произв. М. Мусоргского ("Полководец"), С. Рахманинова ("Я опять одинок"), П. Чайковского, А. Рубинштейна, А. Гречанинова ("Степь"), Р. Глиэра, Ф. Шуберта. С большим успехом исп. романс "Серая шинель" Э. Эспозито. В концертах выступал в ансамбле с пианистом И. Базилевским.

Записывался на грампластинки (142 произв.) в Москве ("Э. Берлинерс Граммофон", 1901; "Граммофон", 1901, 1909, 1913, 1914; "Фаворит", 1909; "Сирена", 1910, 1913; "Одеон", 1912; "Омокорд" (РАОГ), 1914), Петербурге ("Граммофон", 1905, 1908, 1912; "Пате", 1911).

В 1919—22 преподавал в Тифлис, конс. (проф.). Среди учеников — Г. Назарьян.

В 1913 Ш. на свои средства построил в Сочи санаторий для артистов.

Лит.: Нъ. Театр и музыка: Частная опера// Моск. ведомости. 1900. 6 и 19 окт.; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев, 1905. Вып. 1, 2. С. 9; (Некролог) // Рабис. 1929. № 52; Ипполитов-Иванов М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — М., 1934. С. 104— 105, 133—134; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 72; Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. — Пермь, 1987. С. 46; Нек-рые архив. материалы певца — в ГЦТМ. ф. 304; в ЦГАЛИ, ф. 2492.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шевелев николай артемьевич
Значение слова шевелев николай артемьевич
Что означает шевелев николай артемьевич
Толкование слова шевелев николай артемьевич
Определение термина шевелев николай артемьевич
shevelev nikolay artemevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):