Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - шумихина людмила аркадьевна

Шумихина людмила аркадьевна

(р. 22.01.1947) — спец. по филос. антропологии и философии культуры; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Большой Гондырь Пермской обл. Окончила филос. ф-т Уральского гос. ун-та (1971), асп. там же (1974). С 1971 работала в Ур. отделении РАН (кафедра филос.) асс., ст. преп., доц., проф.; с 2000 — проф. кафедры культурол. на ф-те искусствоведения и культурол. и кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры на филос. ф-те Ур. гос. ун-та. Канд. дисс. — "Коллизия в структуре социального познания" (1986); докт. дисс. — "Генезис русской духовности" (1999). В трудах Ш. исследуется проблема генезиса духовности, осмысливаются особенности этого процесса, связанные с нац. и этнич. своеобразием: спецификой быта, языка, традиций, обрядов, художеств. творч., религ. верований. Ш. ставится вопрос о филос. рус. иконы как религ.-художеств. методологии постижения дух. смысла иконописания и его интерпретации, разрабатываемой в работах П.Флоренского и Е.Трубецкого, обосновывается науч. необходимость развития этой методологии для обогащения совр. эстетич., искусствоведческой, иконографической науки и филос. культуры. Ш. дает новую филос. интерпретацию конкретной науч.-исслед. проблематики, выходящей на генезис духовности. Согласно концепции Ш., духовность — это способ человеч. бытия как восхождение в саморазвитии человеч. сущности. Тотальная сущностная характеристика духовности — это смыслопорождение. Ш. различает в развитии духовности народа разл. стадии как формы ее существования (дорелиг., языческо-мифологич., монотеистическая). На каждой стадии человек (человечество) по-новому переживает свою экзист. причастность к миру через социокультурные смыслы. Начала духовности Ш. видит в дорелиг. формах очеловечивания мира. В целом генезис духовности Ш. понимает в связи с концепт. обоснованием существования феномена святости в безрелиг. и религ., доперсонифицированных и персонифицированных формах. В трудах Ш. святость исследуется как объединяющее качество духовности, что позволяет преодолеть ограниченность как исключительно религ., так и светского понимания святости (и духовности). Оба варианта святости Ш. понимает в качестве взаимодополняющих частей духовности как многомерной реальности, охватывающей все человеч. бытие, в особенности сферу культуры.

Соч.: Коллизия как форма проявления и развития социального противоречия // Категории диалектики. Тождество противоположностей как методологическая проблема. Свердловск, 1987; Эстетический аспект научного творчества // Научно-технический прогресс и научное творчество. В 2 ч. Ч.2. Свердловск, 1988; Подлинно человеческая жизнь: есть ли альтернатива духовности? // Культура и рынок. В 2 ч. Ч.2. Екатеринбург, 1994; Стыд как феномен духовности // Духовность и культура. Екатеринбург, 1995; Тайна обратной перспективы или духовный смысл русской иконописи // Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии. Екатеринбург, 1996; Язык и менталитет // Судьба России: Духовные ценности и национальные интересы. Екатеринбург, 1996; Русское Православие: смысл жизни и "христианский мир" // Смысл жизни: поиск и созидание. Уфа, 1997; Символика русской иконы // Русская национальная идея: духовное наследие и современность. Екатеринбург, 1997; Генезис русской духовности. Екатеринбург, 1998; Менталитет как "предустановленная гармония" // Человек и его мир. Нижний Тагил, 1998; Юродство как явление русской культуры // Воспитание духовности. Екатеринбург, 1998; Древнерусская святость как вид духовности // Судьба России: исторический опыт XX столетия. Екатеринбург, 1998; Русский менталитет как "интуиция всеединства" // Судьба России: исторический опыт XX столетия. Екатеринбург, 1998; Забытый путь к философии русской иконы // Второй Российский философский конгресс. XXI век: Будущее России в философском измерении. Т.4. Ч.1. Екатеринбург, 1999; Духовность как способ человеческого бытия // Полигнозис. М., 1999. № 4; 2000. № 1; Духовность и язык // Феникс: Ежегодник кафедры культурологии Мордовского гос. ун-та. 2000.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шумихина людмила аркадьевна
Значение слова шумихина людмила аркадьевна
Что означает шумихина людмила аркадьевна
Толкование слова шумихина людмила аркадьевна
Определение термина шумихина людмила аркадьевна
shumihina lyudmila arkadevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):