Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - шумский сергей васильевич

Шумский сергей васильевич

(Чесноков) — артист драматической труппы Московских Императорских театров. Родился в 1820 г. в Москве в семье мещанина Чеснокова. Отданный в начале 1830-х гг. в Московское театральное училище, он вскоре обратил на себя внимание одного из лучших тогдашних преподавателей училища, знаменитого актера Михаила Семеновича Щепкина, который, взяв его под свое особое покровительство и наблюдение, с особым тщанием занялся развитием богатых природных способностей Ш.

Но не один Щепкин высоко ценил его способности, отличал его и тогдашний директор Московских Императорских театров, Кокошкин, по распоряжению которого будущему артисту за исполнение в пьесе "Первый дебют актрисы Троепольской" роли артиста Шумского получил фамилию последнего. Выпущенный в 1843 г. из театрального училища, Ш., несмотря на покровительство Щепкина, а также и на то, что он уже успел создать себе в театральных кружках репутацию талантливого артиста, все же в первые годы оставался в тени.

Вследствие интриг он или вовсе не получал ролей или же — самые незначительные в водевилях. Несмотря, однако, на явное нерасположение к себе театрального начальства, Ш. продолжал много работать и из самой незначительной водевильной роли старался сделать тип. Так, до него роль Мотылька в водевиле Ленского "Барская спесь" считалась совершенно ничтожной, почти выходной ролью, он же выполнял ее так, что публика (в ту пору очень скупая на аплодисменты) вызывала его по несколько раз.

За ату роль Ш. впервые удостоился похвалы в печати. Чтобы как-нибудь выбиться на более широкую дорогу, Ш. решил уехать в провинцию. В 1845 г. счастливый случай помог ему устроиться в Одессе. Здесь в более благоприятной обстановке талант его значительно развился, и когда по возвращении в Москву в 1851 г. он выступил в водевиле "Ветреники или все против мужа", то сразу завоевал общие симпатии публики и занял прочное и видное положение в казенной труппе; вслед за первым дебютом ему поручена была роль Загорецкого в комедии Грибоедова "Горе от ума".

Этот спектакль еще более выдвинул молодого артиста. От водевильных ролей Ш. перешел на роли резонеров в переводных французских пьесах и, несмотря на. всю бесцветность подобных ролей, умел всегда создать из них живой образ, увлекавший зрителя, так что, по словам А. Григорьева, был "самый занимательный резонер". Вскоре репертуар Ш.

значительно расширился. Он неоднократно выступал в пьесах А. H. Островского, очень удачно исполнял роль Кречинского в пьесе Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского", имел большой успех в ролях Страхова ("Карьера" Королева), Восадулина ("Комедия без названия"), Иванова ("В чужом пиру похмелье") и др. Но наиболее выдающейся по исполнению ролью Ш. в этот период была роль Хлестакова в "Ревизоре", которую до него исполняли такие известные артисты, как Самарин и Ленский. Естественно поэтому, что и критика и публика предъявляли к новому исполнителю очень большие требования.

Ш. однако сумел удовлетворить их и вызвать общее одобрение своей игрой. В конце 1850-х гг. репертуар Ш. еще более расширился. Из созданных им в это время ролей особенный успех имела роль Собачкина в гоголевском "Собачкине". Выполнение этой трудной роли вызвало в критике горячее одобрение. "В Собачкине", пишет один современный рецензент, "сказывается способность г.

Шумского в одной маленькой сцене, в одном выходе дать вам живое типическое лицо... Шумский выйдет, и вы чувствуете через несколько минут, что Собачкин вовсе не древность, не анахронизм, что он живет вместе с вами и около вас, что его язык в сущности остался таким же, изменилась только внешность" Но безусловно самой лучшей коронной ролью Ш.

в это время была роль Жадова в комедии Островского "Доходное место". Очень хорош, по отзывам критики, был он и в роли Брацкого, в комедии А. А. Соколова "Два поколения" и в некоторых других ролях. Когда в средине 1860-х гг. на сцене московского Малого театра был поставлен ряд классических пьес, на долю Ш. еще раз выпало во всей полноте выказать свой талант.

Им были созданы роли: маркиза в комедии Альфиери (переведенной с итальянского Гоголем) "Дядька в затруднительном положении", — Пароллеса в комедии Шекспира "Все хорошо, что хорошо кончается", — Сганареля в комедии Мольера "Замужество — лучший доктор", которую он дал в 1865 году в свой бенефис, — Форда в комедии Шекспира "Виндзорские проказницы", — Скапена в комедии Мольера "Проделки Скапена", — Сганареля в комедии Мольера "Школа мужей" и др.

Наконец, в дальнейшие годы своей артистической деятельности Ш. создал еще целый ряд крупных ролей, среди которых отметим: роль Франца Мора в трагедии Шиллера "Разбойники", — адвоката Пателена в комедии "Пателен", — Оргонта в комедии Мольера "Тартюф", — Фигаро в комедии Бомарше "Свадьба Фигаро", — судьи в комедии Рясина "Сутяги" и многие другие.

Вообще не было почти ни одной пьесы, написанной при жизни Ш. А. Н. Островским, А. А. Писемским, А. А. и Н. А. Потехиными, В. Крыловым, Дьяченко и др., в которых он не выступал бы с большим успехом. Во время Великого поста и в летние месяцы, когда Императорские театры закрыты, Ш. почти всегда уезжал из Москвы на гастроли и играл в Нижнем Новгороде, Одессе, Киеве, Харькове, Казани, Саратове, Уфе, Астрахани и многих других городах, везде пользуясь выдающимся успехом. В Петербурге Ш. играл также почти каждый год, и петербургская публика и критика встречала его не менее радушно, чем московская. Ш. скончался в Москве 6-го февраля 1878 г. от болезни сердца, на 56 году от рождения.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шумский сергей васильевич
Значение слова шумский сергей васильевич
Что означает шумский сергей васильевич
Толкование слова шумский сергей васильевич
Определение термина шумский сергей васильевич
shumskiy sergey vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):