Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - скворцов иоанн михайлович

Скворцов иоанн михайлович

— кафедральный протоиерей Киево-Софийского собора, заслуженный ординарный профессор университета Святого Владимира и Киевской Духовной Академии, доктор богословия, сын священника Нижегородской губернии, Ардатовского уезда, села Стыткова (Стескова), род. в 1795 г. Первоначальное образование получил в Нижегородском духовном училище и семинарии, а в 1814 г. восемнадцатилетним юношей поступил в С.-Петербургскую духовную академию. В первый год академического учения с особенною любовью и увлечением занимался математикою, любовь к которой сохранилась в нем на всю жизнь, что неблагоприятно отражалось на успехах его в других науках, и этим, вероятно, следует объяснить тот факт, что при переходе на следующий курс он очутился во втором разряде. Но, перейдя в богословское отделение, С. приложил старание к занятиям богословскими предметами и своими успехами в них и богословско-философскими сочинениями обратил на себя особенное внимание тогдашнего ректора академии, архимандрита Филарета, знаменитого впоследствии митрополита Московского. Курсовое рассуждение молодого студента: "О составе человека" было первым печатным трудом начинающего, но многообещающего автора. По окончании курса в академии первым воспитанником, С. 18 июня 1817 г. был удостоен конференцией академии степени магистра богословия и назначен профессором философии, математики и физики в Киевскую семинарию, в число учеников которой должны были войти воспитанники высших классов закрытой в том году Киевской духовной академии, для того чтобы подготовить правоспособных слушателей для той же Киевской академии, преобразованной согласно проекту Комиссии духовных училищ 1808 г. Новая академия открыта была в сентябре 1819 г., и С. 22 сентября того же года назначен был в нее бакалавром философии. Состоявшееся 28 сентября 1819 г. открытие Киевской академии сопровождалось торжественным актом, на котором С. произнес речь: "О метафизическом начале философии". Речь была произнесена на латинском языке, на котором до 1835 г. производилось и чтение лекций в академии, но, по требованию Комиссии духовных училищ, переведена автором на русский язык; на этом языке она напечатана в сочинении В. Аскоченского: "История Киевской Духовной Академии по преобразовании ее в 1819 году". СПб. 1863 г., стр. 49—67. Того же года, 26 сентября, С. был определен библиотекарем академии, но ненадолго: за посвящением в 1820 г. (4 марта) в сан священника и определением к Владимирской Киево-Печерской церкви был уволен от должности библиотекаря 10 июля 1820 г.; 15 июля следующего 1821 г. он был уже возведен в сан протоиерея. В первые годы академической службы он один преподавал логику, метафизику, космологию и нравственную философию, а некоторое время еще психологию и историю философии. Сверх постоянных курсов, он иногда читал специальные курсы, посвященные критическому разбору учений известнейших философов. Из них им заимствованы статьи: "О философии Платона" (Журнал Министерства Нар. Просвещения, часть X, 1836 г.), "О Плотине" (Там же, 1835 г., часть VIII, стр. 1—17), "Критическое обозрение учения древних об истинном благе человека" (Там же, ч. LVII, 1848 г., стр. 252—284) и "О Теодицее Лейбница" (в рукописи). Лекции его записывались студентами, но нередко профессор выдавал своим слушателям составленные им записки, отличавшиеся краткостью и ясностью изложения, как и печатные его труды. Требовательный к себе в исполнении своих обязанностей, С. требовал от студентов аккуратного посещения лекций и производил часто репетиции; особенное внимание он обращал на сочинения студентов. Студенты академии ценили его ученость и уважали за добросовестное исполнение им своих обязанностей. В 1824 г., 21 марта, С. был произведен в ординарного профессора. В 1829 г., по вызову Комиссии духовных училищ, взялся составить учебник по истории философских систем, в замену книги Бруккера, с условием представлять свой труд по частям для рассмотрения Комиссии и таким образом иметь возможность при дальнейшем продолжении своего труда сообразоваться со сделанными замечаниями Комиссии. В 1830 г. С. представил в Комиссию 16 лекций в пяти тетрадях, но Комиссия, по рассмотрении их, определила возвратить их автору с тем, чтобы он продолжал свой труд и представил его в Комиссию уже в полном виде. Впрочем, предпринятый С. труд не был доведен до конца и в печати не появился. В 1833 г., ноября 13, за представленные им сочинения: 1) "Записки на Послание апостола Павла к Ефесеям" и 2) "Критическое обозрение Кантовой религии в пределах чистого разума" Комиссией духовных училищ удостоен степени доктора богословия. В своем философском труде С. согласует философские идеи с Богооткровенною истиною; поэтому, как сказал один из его биографов, преемник его по кафедре в университете Святого Владимира, о. Фаворов, "его можно назвать христианином философом в том же смысле, в каком название это приложимо и прилагалось к некоторым древним учителям Церкви". В том же 1833 г. он напечатал в Киеве еще один свой труд, это — "Слова на некоторые праздничные и торжественные дни, в разные времена произнесенные Киевской духовной академии профессором философии, Киево-Печерской Владимирской церкви протоиереем Иоанном Скворцовым". Эти проповеди его, как замечает и современный рецензент, отличаются философско-религиозным направлением (Журнал Министерства Нар. Просвещения, ч. XVI, 1837 г.). Кроме преподавания, С. нес разные ответственные обязанности по академии и исполнял важные поручения начальства: в 1823 г., 12 декабря, был назначен членом конференции академии; 21 апреля 1824 г. — членом "внешнего" правления академии; 23 декабря 1824 г. — членом состоявшего при академии цензурного комитета; 24 февраля 1834 г., по существовавшему тогда постановлению, как доктор богословия, был определен членом духовной консистории. Им были обревизованы семинарии с состоящими при них училищами: Курская и Воронежская в 1828 г., Волынская и Подольская в 1829 г., Кишиневская в 1833 г., Киевская в 1838 г. и Полтавская в 1843 г. С 22 марта 1831 г. по 20 февраля 1832 г., в силу Высочайшего повеления по указу Святейшего Синода, С. в течение года обозревал церкви Подольской епархии, результатом чего явилась составленная им подробная ведомость (2-я и 3-я части ее составляют хранящееся в Синодальном архиве дело 1831 года, за № 10б/1941), содержащая в себе сведения об уездных приходских церквах, причтах, церковных землях и домах Подольской епархии. На основании представленных здесь данных и высказанных автором соображений Св. Синодом были приняты меры по благоустройству церквей и состоящих при них причтов. В 1837 г., по инициативе ректора академии, знаменитого Иннокентия, был основан при академии журнал "Воскресное Чтение", успеху которого в читающей публике С. много содействовал своими статьями догматического, нравственного и исторического содержания, проповедями и переводами отеческих творений; все эти труды вышли без подписи автора. 23 мая 1834 г. С. был определен профессором богословия в новооткрытый университет Святого Владимира, а 3 марта 1836 г. утвержден настоятелем университетской церкви. По установленному порядку, как профессор богословия, преподавал в университете не только догматическое и нравственное богословие, но и церковную историю и церковное законоведение, а с 1850 г., в силу Высочайшего повеления "о соединении в одном лице в высших учебных заведениях Министерства Народного Просвещения преподавания богословия и философии, с ограничением последней логикою и психологиею", читал лекции по логике и психологии. В университете достоинства и приемы чтений его, разумеется, были те же, что и в академии, но отношение к нему университетских студентов было далеко не то, что в академии. Вообще в то время студенты небрежно относились к посещению лекций, но особенно слабо ими посещались лекции по богословию, что принудило С. в 1842 г. войти с рапортом об этом в совет университета. Когда в 1846 г. возник вопрос о преподавании богословия студентам медицинского факультета, "по случаю затруднения, какое находил декан медицинского факультета в столкновении оперативной хирургии с богословием", С. заявил в совете университетском, что преподавание полного курса богословских наук студентам медикам необходимо "потому преимущественно, что врачебные науки и для пользы их самих и для блага страждущего человечества должны быть в теснейшей связи с учением религии и с духом христианской церкви; что со своей стороны он согласен читать лекции и в послеобеденное время, только бы не лишить студентов столь благотворного человечеству факультета лекций богословских. Впрочем, если дальнейшие соображения покажут необходимость произвесть некоторые сокращения для курса богословского, то он может рекомендовать только такое сокращение, какое допущено в лицее князя Безбородко, где курс богословия трехлетний. Сокращение же богословского курса в два года он признает несообразным с понятием и целью университетского образования". С. удалось отстоять свой предмет для медицинского факультета. Нельзя пройти молчанием следующий факт, который показывает широту взглядов С. на образование университетского юношества и пламенное желание служить посильно этому великому делу. Попечитель Киевского учебного округа вошел в совет университета с предложением от 19 ноября 1844 г. об отделении от кафедры наук богословских церковного законоведения и о преподавании его только студентам юридического факультета. По требованию совета университета С. представил свое мнение, в котором заявил, что "церковное законоведение он всегда признавал и признает нужным для всякого просвещенного христианина, особенно сына православной церкви, которая составляет дух и жизнь нашего отечества". Читанные курсы по богословским предметам студенты университетские изучали по запискам, которые составлялись самим профессором и заключали в конспективном виде читанные им лекции. Из них первым изданием напечатаны на счет университета: 1) "Краткое начертание истории церкви ветхозаветной", 1838 г.; 2) "Краткое начертание истории церкви новозаветной", 1842 г. 3) "Записки по церковному законоведению", 1848 г. По ходатайству министра Народного Просвещения и на основании отзыва Киевского митрополита Филарета книга С.: "Краткое начертание истории церкви ветхозаветной" определением Св. Синода от 28 февраля 1839 г. признана учебным руководством в светских учебных заведениях; таким же руководством Св. Синодом признана была и вторая книга: "Краткое начертание истории церкви новозаветной". Обе книги выдержали шесть изданий. Любовь С. к математическим занятиям сказалась в изданной в 1836 г. книжке. "Русская ручная пасхалия", в которой излагались сведения по этому предмету, важному в церковной практике; она была принята в семинариях, как учебное руководство и имела несколько изданий. В 1850 г. духовно-учебное управление, принимая во внимание, с одной стороны, что Записки по церковному законоведению заключают в себе в кратком объеме довольно полное руководство к изучению церковных законов и канонического права, с другой, что означенные предметы преподаются в семинариях, по неимению доселе печатного классического руководства, по запискам преподавателей, что неудобно, поручило С. приспособить упомянутое сочинение сколь можно ближе к семинарскому курсу, без увеличения его объема. Одновременно с этим, в том же 1850 г., Св. Синод определением от 5/11 июля поручил ему составить программу по церковному законоведению для преподавания в университетах и других высших учебных заведениях Министерства Народного Просвещения. 22 августа того же 1850 г. он представил в Синод, вместо программы, печатный исправленный и пополненный своею рукою экземпляр "Записок" с замечаниями о составленной им книге и с просьбою о разрешении напечатать их вторым изданием. Духовно-учебное управление в 1851 г. поручило конференции С.-Петербургской духовной академии рассмотреть книгу С. в исправленном виде, равно как и мнение его о приспособлении сей книги к преподаванию в духовных семинариях и высших учебных заведениях Министерства Народного Просвещения, а конференция академии в свою очередь поручила это дело инспектору академии архимандриту Иоанну, который от 24 января 1852 г. представил свой отзыв с таким заключением: "Основываясь на собственном отзыве автора, приложенном к книге, что в университетах требуются в особенности исторические соображения и знакомство с древними памятниками нашего законоведения церковно-гражданского, едва ли можно признать "Записки" в этом отношении удовлетворительными. В духовные же семинарии книга, в качестве учебника, не иначе может быть введена, как по новом исправлении в указанных отношениях". В 1856 г. определением Св. Синода от 3/28 декабря С. разрешено было напечатать его "Записки" вторым изданием. Третье и последнее издание их было в 1861 г. Отметим, что в "Воскресном Чтении" за 1849—1850 г. была помещена статья: "Очерк истории церковного законодательства". В 1861 г. в "Руководстве для сельских пастырей" появилась важная для священнослужителей статья: "О видах и степенях родства", которая потом вышла отдельною книжкою (четвертое издание. Киев, 1864 г., с таблицею). С профессорскою службою в академии и университете С. соединял обязанности преподавателя Закона Божия в Образцовом женском пансионе (с 1837 г. по 1861 г.) и в Институте благородных девиц (с 1839 г. по 1855 г.). Памятниками трудолюбия его в этой педагогической области служат книжки: "Чтения из церковной истории для детей" (первое издание 1842 г.) и "О богослужении православной церкви" (первое издание 1847 г.), выдержавшие несколько изданий. По увольнении от профессорской должности в академии 20 октября 1845 г. С. "просил правление академии исходатайствовать ему звание заслуженного профессора с правом употреблять сие звание в потребных случаях", но Св. Синод определением от 8 февраля/31 декабря 1846 г. отказал ему в просимом, "поелику по духовно-училищному ведомству не существует положительного закона об усвоении наставникам высших учебных заведений звания заслуженных профессоров за долговременное прохождение ими своих должностей". Тем не менее, и после этого, по просьбе и убеждению Киевского митрополита Филарета, он еще около четырех лет читал в академии безмездно по одной лекции в неделю по предметам, выбор которых зависел от его личного усмотрения. Такие чтения он прекратил в 1849 г., когда назначен был кафедральным протоиереем Киево-Софийского собора. На новом месте пастырского служения С. ревностно занимался проповедованием Слова Божия, о чем свидетельствуют следующие его печатные труды: "Катихизические поучения, говоренные в Киево-Софийском соборе", напечатанные первым изданием в 1854 г., а вторым в 1855 г., и "Краткие поучения о Божественной литургии", напечатанные первым изданием в 1861 г., а вторым в 1862 г. Целый том можно было бы составить и из других его проповедей, говоренных в разное время в соборе и напечатанных в духовных журналах. Некоторые из них имеют предметом своим объяснение священных изображений в алтаре и иконостасе Киево-Софийского собора, а именно: 1) "Слово о храмовой иконе Киево-Софийского собора"; 2) "Слово о мозаическом изображении Божией Матери в алтаре Киево-Софийского собора" и "Слово о мозаическом изображении Божией Матери вне алтаря Киево-Софийского собора" (все три слова напечатаны в "Воскресном Чтении", год XIII, 1849—1850). Здесь же должно указать и на "Слово к временнообязанным крестьянам", составленное для образца и руководства сельским пастырям, коим предписано было объяснять крестьянам и с церковной кафедры и в частных беседах истинный смысл Высочайших повелений 19 февраля; оно напечатано в № 12 Киевских епархиальных ведомостях за 1862 г. По распоряжению министра Внутренних Дел это слово было перепечатано во всех губернских ведомостях. По поводу обновления Киево-Софийского собора С. напечатал составленное им "Описание Киево-Софийского собора по возобновлении его в 1843—1853 годах", а также несколько статей "О древних украшениях Киево-Софийского собора" в Киевских епархиальных ведомостях за 1861 г. Приведя в порядок библиотеку Киево-Софийского собора и составив каталог оной, он занялся изучением исторических материалов этой библиотеки результатом коего были следующие напечатанные им статьи: "Автобиография Адама Зерникова" ("Труды Киевской Духовной Академии" за 1860 г.); "Записки Петра Moгилы" ("Киевские епархиальные ведомости" за 1861 г.) и "Хроника жизни Иринея Фальковского" ("Киевские епархиальные ведомости" за 1861 г.). Ученые и пастырские труды не мешали С. нести обязанности по званию члена епархиального попечительства о бедных духовного звания (с 1849 г.), Комитета по постройке Киево-Владимирского собора (с 1852 г.), Статистического Комитета (с 1854 г.) и, наконец, по званию редактора Киевских епархиальных ведомостей (с 1861 г.). В 1859 г. С. был уволен от должности профессора в университете Св. Владимира, в котором прослужил 25 лет, со званием заслуженного профессора и был избран советом университета в почетные члены. В последние годы жизни своей С. хотел принести посильную пользу и на ниве народного образования через церковноприходские школы, которые тогда стали заводиться в Киевской епархии. Он сначала стал издавать в виде прибавления к Киевским епархиальным ведомостям "Листок для сельских школ", затем в тех же епархиальных ведомостях печатал "Письма о преподавании Закона Божия в сельских школах". Последнее, 10-е письмо не было окончено за смертию. Наконец, принимая живое участие в организации народного образования в епархии, как член консистории, он составил инструкцию наблюдателям сельских школ. Но всею душою в эти годы С. отдался заботам об учреждении епархиального училища для девиц духовного звания, которые и увенчались успехом. Для помещения нового училища С. уступил свою квартиру, пожертвовал в пользу его докторский оклад, доходы за свои труды по редакторству епархиальных ведомостей, а равно и за помещавшиеся в них свои статьи; делал часто и другие пожертвования. Сделавшись в 1861 г. распорядителем училища, он, можно сказать, жил жизнью взлелеянного им детища. Скончался С. 5 августа 1863 г. По смерти его напечатаны были в "Трудах Киевской Духовной Академии" статьи: "Христианское употребление философии, или Философия Григория Нисского" (1863 г., № 10, 129—160 стр.) и "Дневник за 1859—1864 годы" (1864 г., январь).

Оаворов Н., прот., "Биография протоиерея И. М. Скворцова" в "Биографическом Словаре профессоров и преподавателей Университета Св. Владимира", Киев, 1884 г. — "Слово при погребении кафедрального протоиерея Киево-Софийского собора Скворцова" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1863 г., август). — Лебединцев Ф., прот., "Протоиерей И. М. Скворцов" ("Странник", 1863 г., декабрь, стр. 90—114). — "Киевские епархиальные ведомости", 1863 г., №№ 17 и 18). — Малышевский Ив., "Ив. М. Скворцов, кафедральный протоиерей Киево-Софийского собора" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1863 г., август, 430—495 стр.). — Владимирский-Буданов, "История Университета Св. Владимира". Т. I. Киев, 1884 г., стр. 138, 193, 274 и 348. — Шульгин В., "История Университета Св. Владимира". СПб., 1860 г., 108—109, 165 стр. — Аскоченский, В., "История Киевской Духовной Академии по преобразовании ее в 1819 г.". СПб., 1863 г. — Воспоминания М. К. Чалого ("Киевская Старина", 1889 г., ноябрь, 258—269 стр.). — Д. П., "Последнее сочинение протоиерея И. М. Скворцова. Два слова по поводу этого сочинения" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1863 г., август, 500—524 cтр.). Дела Архива Св. Синода: Комиссии Духовных Училищ: 1819 г., № 1623, от 31 января; № 1710, от 11 октября; 1824 г., № 2325; 1828 г., № 3101, от 5 декабря; 1829 г., № 3313, от 14 декабря; №№ 3188 и 3185, от 5 июня; Духовно-Учебного Управления: 1850 г., 1 февраля, 1845 г., 7 декабря, № 240; формуляры профессоров Киевской академии за 1843—1844 и 1844—1845 годы; Канцелярии Св. Синода: 1831 г., января 7, № 10б/1941; 1838 г., № 1584, т. І и № 958, от 24 ноября.

А. Никольский.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое скворцов иоанн михайлович
Значение слова скворцов иоанн михайлович
Что означает скворцов иоанн михайлович
Толкование слова скворцов иоанн михайлович
Определение термина скворцов иоанн михайлович
skvorcov ioann mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):