Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - скворцов лев владимирович

Скворцов лев владимирович

(р. 30.03.1931) — спец. в обл. соц. филос. и истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в пос. Молочное Вологодской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1954), асп. того же ф-та (1957). В 1958 защитил канд. дисс, в 1968 — докт. дисс. В 1974 присвоено звание проф. С 1958 работал в ж. "Философские науки" — ст. ред., зам. гл. ред. Вел преп. работу на филос. ф-те МГУ. В 1974—1986 — советник министра культуры СССР, в 1986—1988 — помощник первого зам. Предс. Верховного Совета СССР. С 1988 — зам. директора ИНИОН РАН. В 1997 назначен рук. Центра гуманит. науч.-информац. иссл. В науч. публикациях С. дан анализ осн. ист.-филос. концепций XIX—XX вв., определены осн. тенденции и этапы формирования ист.-филос. мысли — от диалектич. концепции Гегеля до позитивистской критики истории филос., выявлены тенденции возрождения метафизики в зап. филос. мысли во второй половине XX в. Им раскрыта связь соц. самосознания с ист. временем, объективные основания самоидентификации, исследован действительный смысл реальности идеального, специфика истины самосознания. Разработку новых методол. подходов к проблеме соц. самосознания С. органически соединил с нестандартным анализом ряда актуальных проблем филос. истории, таких как перцепция страха в условиях возрастающего техн. могущества человека и появления возможности самоуничто-жениячеловечества, новые формы массового насилия и нестандартные его мотивы, ист. типы толерантности. Им дано определение гос. эзотеризма как скрытого механизма принятия жизненно важных для об-ва решений, не подлежащих открытому демократическому обсуждению. В своих работах 90-х гт. С. дал оригинальный анализ проблем информац. культуры, осн. ее составляющих, функций и механизмов влияния информац. полей, видов информац. катастроф, типов информац. обеспечения и предпосылок адекватности стратегического мышления в условиях информац. об-ва. Были выделены осн. типы информац. обеспечения органов гос. власти: закрытый, догматический и прагматический. С. обосновал необходимость перехода к науч.-аналитическому типу информац. обеспечения, учета в информац. деятельности потенциальных угроз, предотвращение к-рых обеспечивается опережающей информацией. С. раскрыл противоречивый характер процесса деидеологизации, росс. плюрализма. Дал анализ особенностей панацейного мышления, традиционно определявшего механизмы соединения официальной идеологии с массовым сознанием. Признаки панацейного мышления определяются им как общая вера в наличие реального спасительного феномена, с помощью к-рого решаются осн. соц. проблемы. Пана-цейное мышление выступает в форме веры, хотя использует аргументы науч. мышления. С. показал, что панацейное мышление является одним из источников кризиса демократических и рыночных преобразований. С. является организатором и рук. науч.-информац. изд., играющих важную роль в формировании совр. направлений росс. обществоведения и гуманит. знания. Под его руководством, начиная с 1990, подготовлено девять томов ежегодника "Человек: образ и сущность (гуманит. аспекты)", в к-рых дается комплексное освещение таких актуальных для обществ. жизни России тем, как культура самосознания, правовые и нравств. основы цивилизованной власти, природа насилия, толерантность, история и совр. формы эзотеризма, совр. интерпретации понятий души и совести. С. является предс. ред. колл. сер. "Лики культуры". Серия сыграла важную роль в создании информац. базы введенного в вузах России учебного курса культурологии. С 1992 является шеф-ред. бюллетеня реферативно-аналитической информации "Россия и мусульманский мир". Как рук. Центра гуманит. науч.-информац. иссл. С. организует работу по подготовке энцикл. и справочных изд. С. — акад. Междунар. академии информатизации, Междунар. академии наук информации, информац. процессов и технологий, Академии гуманит. иссл.

Соч.: Обретает ли метафизика "второе дыхание"? М., 1966; Social progress and ideology. M., 1972; История и антиистория. М., 1976; Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983; Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия. М., 1989; Цивилизованная власть: политические и нравственные основания // Ежегодник "Человек: образ и сущность". № 3. М., 1992; Возвращение эзотеризма? // Октябрь. 1996. № 3; Виртуальное бытие и информационная культура // Теория и практика общественно-научной информации. Вып.12. М., 1996; Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. 1996. № 3; Информационная культура и национальная безопасность // Научно-техническая информация. Сер.1. 1997. № 9; Общество и насилие // Октябрь. 1997. № 11; Информационная культура и общественные науки // Библиография. 1998. № 4; Россия: истина жизни. Информационная культура и политика мулътикультурализма // Культурология XX век. Дайджест 111(7). М., 1998; Информационная культура и цельное знание. ИНИОН РАН. М., 2001; Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание. ИНИОН РАН. М., 2001.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое скворцов лев владимирович
Значение слова скворцов лев владимирович
Что означает скворцов лев владимирович
Толкование слова скворцов лев владимирович
Определение термина скворцов лев владимирович
skvorcov lev vladimirovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):