Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - слонимский хаим зелиг

Слонимский хаим зелиг

Хаим Зелиг Слонимский.

известный ученый, основатель и редактор "Ha-Zefirah". Род. 18 марта 1810 г. в Белостоке, ум. 2 мая 1904 г. в Варшаве. Получил обычное в то время строго религиозное воспитание. Богато одаренный, С. с юных лет проявил особое влечение к математическим наукам, с основами которых ознакомился по трудам Иосифа Соломона Дельмедиго ("Elim"), Рафаила Ганновера ("Techunat ha-Schamaim") и др. При содействии проживавшего в Белостске литератора Иехиель Михеля Заблудовского (см.) С. научился немецкому языку, что дало ему возможность ознакомиться с современными трудами по интересующим его наукам. Живя в Заблудове, С. несколько лет посвятил составлению обширного руководства по математике на древнееврейском языке. С. направился с рукописью в Вильно, где в нем принял участие меценат Моисей Розенталь, при содействии которого и была опубликована первая часть труда С. "Mosde Chochma" (1834). Когда в следующем году появление кометы Галлея вызвало в широких кругах особый интерес к движениям небесных светил, С. опубликовал сочинение по астрономии "Kochba deschabit", сразу создавшее ему популярность. В 1838 г. С. издал руководство по астрономии и оптике "Toldot ha-schomaim". Помещенная в конце книги глава о еврейском календароведении вызвала полемику в еврейской литературе, длившуюся целых тридцать лет. Свои возражения С. опубликовал в отдельной книге "Jessode ha-Ibur" (переведена на немецкий и английский языки). Авраам Штерн (на дочери которого С. впоследствии женился) побудил С. уделить особое внимание прикладным наукам. В 1844 г. С. за изобретение счетной машины был удостоен от Императорской Академии наук Демидовской премии; посетив в этом же году Берлин, он завязал знакомство с представителями ученого мира: Иделером, Якоби и др. При вторичном посещении Берлина (1858) С. сошелся с престарелым Александром Гумбольдтом, который представил его прусскому королю. С. опубликовал тогда биографию Гумбольдта "Ot Zikkaron", в которой приводится содержание главного труда Гумбольдта "Kosmos". В 50-х же годах С. сделал ряд изобретений, из которых наибольшее значение имела одновременная передача четырех депеш по одной проволоке. В начале 60-х годов (1862), с зарождением еврейской периодической печати в России, С. удалось осуществить давно лелеянную им мечту создать орган с целью популяризировать в широких кругах естественные и математические науки (см. Гацефира). Назначенный в том же году за смертью Эйхенбаума инспектором Житомирского раввинского училища, С. прекратил издание, так как, состоя в то же время цензором еврейской печати, он не мог быть редактором цензурируемой им газеты. Лишь 12 лет спустя по закрытии раввинского училища С. возобновил издание в Берлине и в 1875 г. перенес его в Варшаву. Печатавшиеся в "Гацефира" популярно-научные статьи С. пользовались большим успехом. С 1886 г., когда "Гацефира" превратилась в ежедневное издание, престарелый С., продолжая считаться официально редактором газеты, отступил на задний план и во главе органа стал более приспособленный к запросам ежедневной прессы Соколов. С. в течение десятилетий пользовался исключительной популярностью среди русско-польского еврейства. В то время как вокруг большинства проповедников просвещения ("гаскалы") кипела борьба, в них видели "потрясателей основ", с С. все мирились. Замечательный популяризатор, С. сумел перебросить мост от схоластической средневековой литературы к современным положительным знаниям, не затрагивая и не оскорбляя при этом религиозных верований и чувств евр. массы. В книгах и статьях С. не было никаких резких скачков, никаких "опасных новшеств" — был лишь естественный переход, подготовленный умелой рукой, от математических и астрономических вычислений Талмуда и гаонов к современному европейскому знанию. И сочинениями С. одинаково зачитывались как молодые иешиботники-"вольнодумцы", так и богобоязненные ортодоксы и почтенные раввины. Работы С. имели не только просветительное, но и большое воспитательное значение: они научали ценить силу знания, приучали к тому, чтобы на знание смотрели как на знание, а не как на ересь. С. авляется автором "Meziat ha-Nefesch we-kijuma" (о бессмертии души, 1852); "Jesode chochmat ha-Schiur" (руководство по математике, 1865); "Maamore chochma" (собрание научных статей, помещенных в "Гацефира", I — 1891, II — 1894). — Ср.: Sefer Zikkaron, 77—79; С. Лурье, Хаим-Зелиг Слонимский, "Русский евр.", 1879; L. Rosenthal, Toldot etc., II, 22—4, 58, 62, 166; Ha Zefirah, 1904 (за май — июнь); С. Цинберг, "Восх.", 1904, V, 330—1; id., Jidische Welt, 1912, II; J. E., XI, 409; Sefer ha-Jobel schel ha-Zefirah (1912).

С. Ц.

{Евр. энц.}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое слонимский хаим зелиг
Значение слова слонимский хаим зелиг
Что означает слонимский хаим зелиг
Толкование слова слонимский хаим зелиг
Определение термина слонимский хаим зелиг
slonimskiy haim zelig это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):