Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - снельман иоанн вильгельм

Снельман иоанн вильгельм

— профессор Гельсингфорского университета, сенатор, род. в 1806 г. в Стокгольме, умер 1 июля 1881 г. близ Гельсингфорса. Отец Снельмана, коренной финляндец, был человеком разносторонне образованным и интересовался особенно религиозно-философскими вопросами, но посвятил себя исключительно мореходству. И. В. С. первые семь лет своей жизни провел в Стокгольме и здесь же получил начальное образование в церковной школе. В 1813 г. родители Снельмана переселились из Швеции в Финляндию, в Гамла-Карлебю, где С. некоторое время посещал местную школу. Затем его поместили в Улеаборгскую тривиальную школу, курс которой был рассчитан на подготовку учеников к университету. По окончании курса школы, С. в конце 1822 г. поступил в число студентов университета в Або. Недостаток средств побудил его избрать духовную карьеру, скорее дававшую материальное обеспечение, почему он в 1824 г. и поступил в имевшуюся при университете семинарию для практического обучения богословским наукам. Впоследствии, однако, тяготение к философии и литературе побудило Снельмана изменить это намерение и в 1827 г. он стал деятельно готовиться к кандидатскому экзамену, особенное внимание уделяя занятиям философией. В 1831 г. выдержал в университете, переведенном с 1828 г. в Гельсингфорс, кандидатский экзамен и в 1832 г. получил магистерский венок. Около 1830 г. из наиболее талантливых преподавателей образовался так называемый "субботний кружок", занимавшийся преимущественно разработкой литературных вопросов, и С. на первых же порах занял в этом кружке видное место; в связи с участием Снельмана в этом кружке стоят и его первые литературные опыты, которые он, однако, не оглашал в печати. После сдачи кандидатского экзамена С. получил возможность посвятить значительную часть времени Эстерботническому отделению, в делах которого стал принимать энергическое участие.

Осенью 1833 г. С. получил место преподавателя в Гельсингфорском лицее, где преподавал, главным образом, латинский и греческий языки и логику. Наряду с этим он сам слушал лекции по анатомии и физиологии. Около этого же времени С. выпустил свой первый печатный труд — сборник латинских упражнений, принятый всеми финляндскими учебными заведениями. Покинув вскоре лицей из-за личного недоразумения с его директором, С. защитил предварительно диссертацию на тему из философской системы Гегеля и в 1835 г. был назначен доцентом философии в университете. К этому времени относится первое появление его трудов в иностранной печати: на страницах "Газеты шведского литературного общества" он выступил с защитой Гегеля против нападок одного из критиков. Вскоре за тем вышел в свет, на шведском языке, первый значительный труд Снельмана — "Опыт изложения логики" 1-я (тетрадь), а за ним — 1-я часть его "Элементарного курса философии", излагавшая основы психологии (2-я и 3-я части этого курса, излагавшие логику и учение о праве, были выпущены Снельманом в 1840 г., почти одновременно с другим его сочинением философского характера — "Об академической науке"). Наряду с этим С. принял участие в литературной полемике по вопросу о праве финляндской литературы на самостоятельное существование. Университет, в котором С. читал лекции, страдал от формализма и боязни свободной мысли, и это послужило причиной целого ряда столкновений между университетской администрацией и Снельманом, человеком независимым в своих взглядах.

Столкновения эти привели к шумному процессу, завершившемуся в 1839 г. для Снельмана денежным штрафом и необходимостью покинуть университет. Борьба с консисторией, в которой С. выступил убежденным борцом за академическую свободу, приобрела ему многих поклонников и создала популярность среди молодежи.

По окончании своего процесса С. уехал из Гельсингфорса и поселился в Ню-Карлебю, где отдался научным и литературным занятиям. Вынесенная им борьба за идеи пробудила в нем стремление к публицистической деятельности, и он в том же году стал издавать журнал "Шпанская Муха", главное содержание которого составляла литературная критика и отчасти статьи сатирического характера.

В Стокгольме, куда С. прибыл в конце 1839 г. наблюдалось в то время особенное возбуждение в области политической и литературной жизни. Оно увлекло и Снельмана, который вступил членом в кружок литераторов-публицистов, известный под названием "Общества Фреи" (по названию газеты "Freja", около редакции которой сгруппировались эти писатели). На страницах "Фреи" С. принял горячее участие в поднявшейся в то время литературной борьбе; не вмешиваясь в вопросы чисто политического характера, он поместил в этом журнале ряд полемических статей по вопросам народного образования и политико-экономическим (разбор идей Фридриха Листа). Интересуясь постановкой преподавания философских наук в упсальском университете, он ездил в Упсалу, а в 1840 г. отправился с научными целями в Данию, Германию и Швейцарию. Осенью 1841 г. С. вернулся в Стокгольм и там снова принялся за журнальную деятельность, причем особенное внимание обратил на себя оживленной полемикой о значении релизиозно-философских идей Штраусса. За два года публицистической деятельности в Швеции С. приобрел себе у шведской публики репутацию неустрашимого и находчивого борца за свободные убеждения. Помимо журнальной работы С. во время своего пребывания в Швеции издал описание своего путешествия по Германии ("Германия, путевые очерки"), а также роман "Четыре бракосочетания или Критика любви". Уже незадолго до отъезда из Стокгольма С. выпустил свой капитальный труд, "Учение о государстве", написанный под влиянием философии Гегеля; в этом сочинении С. обосновывает свою теорию о великом значении национальности, которой он придерживался всю жизнь.

В конце 1842 г. С. вернулся в Гельсингфорс и, после неудачной попытки получить место преподавателя в университете, занял должность ректора высшей школы в Куопио. Школу эту С. скоро привел в образцовый порядок и, по его инициативе, в этом городе было устроено еще несколько школ. В 1845 г. С. стал издавать в Куопио две газеты: одну, предназначавшуюся для народа, на финском языке, "Друг земледельца" ("Maamiehen Ystävä"), и другую, для интеллигенции, на шведском языке — "Сайма" ("Saima"). "Друг земледельца" заключал в себе, главным образом, статьи по земледелию, а также по литературе, истории и т. д., и пользовался среди народа значительным вниманием; впоследствии С., за недостатком времени, передал эту газету в другие руки. "Сайма" быстро завоевала себе успех у читателей и заняла в периодической прессе боевое положение; она была в Финляндии первым органом, занимавшимся разработкой общественных вопросов. В ней С., как и прежде, выступил горячим борцом за свои взгляды и вел ожесточенную полемику с многочисленными противниками "Саймы" в лице других газет и отдельных личностей. Влияние "Саймы" на читателей было огромно, и она сослужила большую службу финскому культурному движению, выдвинув на первое место вопрос о просвещении масс. "Сайма" много терпела от цензурных стеснений и в декабре 1846 г. должна была прекратить свое существование. Лишившись своей газеты, С. получил возможность с 1847 по 1849 год редактировать "Литературный Листок" ("Litteraturbladet"), бывший по своему содержанию преимущественно литературным журналом, но отразивший на себе за эти два года заметное влияние редактора "Саймы".

В конце 1849 г. С. по прошению, был уволен в отставку от ректорской должности в Куопио. В следующие годы он подвергся чувствительным материальным затруднениям, заставившим его, между прочим, в 1851 г. занять место конторщика одного купца. В конце 1854 г. "Литературный Листок" снова возродился под редакцией Снельмана и снова стал живым органом с серьезным и разнообразным содержанием, таким же воинственным и беспощадным в полемике, как и "Сайма". Распространение его в обществе было очень значительно. После многих препятствий, которые обусловливались отчасти репутацией Снельмана, как упрямого и беспощадного борца за свои взгляды, а еще больше политическими обстоятельствами того времени, С. в начале 1856 г. добился профессуры в университете: он занял упраздненную в 1852 г. кафедру философии, возобновленную в 1856 г. под названием кафедры этики и систематики университетских наук. В течение семи лет профессорской деятельности С. прочел в университете курсы этики, психологии, истории права, обществоведения, международного и государственного права, а также курс педагогии. Лекции Снельмана, не отличаясь красотою и общедоступностью изложения, были глубоки и богаты содержанием и имели большое влияние на молодежь. Помимо преподавательской деятельности, С. принимал в эти годы близкое участие во многих университетских делах.

Первые мероприятия Императора Александра II, касавшиеся строя Финляндии, постепенно утвердили Снельмана в мысли, что единственным путем к осуществлению наиболее насущных нужд страны является доверие к благожелательности правительства. Этим объясняется неожиданный и поразивший многих переход Снельмана из партии оппозиции в ряды наиболее горячих приверженцев правительственной политики. С этого времени он выступает в "Литературном Листке" истолкователем и защитником правительственных мероприятий, ведет за них полемику с другими газетами, борется с "молодой" Финляндией и финляндскими эмигрантами, пропаганду которых он считал препятствием к осуществлению реформ.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое снельман иоанн вильгельм
Значение слова снельман иоанн вильгельм
Что означает снельман иоанн вильгельм
Толкование слова снельман иоанн вильгельм
Определение термина снельман иоанн вильгельм
snelman ioann vilgelm это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):