Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - софроний кристалевский

Софроний кристалевский

(Стефан Назарьевич) — святитель, епископ Иркутский и Нерчинский.

† 1771, память 30 марта/ 12 апреля, 30 июня/13 июля, в 3—ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых.

Родился 25 декабря 1703 года в Малороссии, в Черниговском полку. Отец его, Назарий Федоров, был "посполитый человек" (то есть простолюдин, крестьянин; в данном случае — служивый крестьянского происхождения).

Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы.

Образование получил в Переяславской семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию.

Получив духовное образование, Стефан поступил послушником в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь) Золотоношского уезда (Переяславская епархия).

23 апреля 1730 года пострижен в монашество с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (память 11/24 марта).

В 1732 году в Киеве в Софийском соборе Софроний был рукоположен во иеродиакона, а потом — иеромонаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: " после посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом восемь лет по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года".

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петербурге на него обратили особое внимание в Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель, год спустя его назначили казначеем, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В помощь себе иеромонах Софроний вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия († 1787, память 10/23 мая, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С того времени дружба двух подвижников — иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия — все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы Софроний много трудов положил на благоустройство обители и на улучшение преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Санкт-Петербургским Феодосием (Янковским; † 1750) он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

После смерти Иркутского епископа Иннокентия II (Нероновича; † 1746) самая большая по территории Иркутская епархия шесть лет оставалась без духовного окормления.

Наконец императрица Елизавета Петровна указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония как "лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода — подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского".

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе Московского Кремля Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. Архиепископ Московский и Севский Платон (Малиновский; † 1754), который участвовал в его хиротонии, преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

Святитель Софроний не сразу отправился в Иркутскую епархию, а, воспользовавшись советом владыки Платона, начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель, был и у святынь Киева, где испрашивал благословение у киево-печерских угодников на свое служение.

20 марта 1754 года святитель Софроний прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь — место жительства своих предшественников, молился на могиле святителя Иннокентия (Кульчицкого; † 1731, память 26 ноября/9 декабря). Для знакомства с паствою святитель Софроний предпринял продолжительные и трудные путешествия по епархии, посетив при этом Нерчинск, Киренск, Якутск. Посещения самоотверженного иерарха, умудренного опытом и воодушевленного ревностью по Бозе, всюду вносили свет евангельской истины и христианской любви. Немало трудов положено святителем по устроению и расширению дела Сибирской миссии. С этой целью он устраивал миссионерские станы, сам лично совершал многочисленные миссионерские поездки, давал пространные наставления миссионерам, заботился как о духовных, так и о материальных нуждах крещеных инородцев. Свое пребывание на Иркутской кафедре святитель ознаменовал также ревностным попечением о благолепии богослужения, постройке храмов, снабжением их утварью, колоколами, постройкой архиерейского дома, устройством духовной семинарии, причем лично разделял труд преподавателей. Он неустанно заботился о нравственном и материальном благополучии духовенства. Известны случаи заступничества епископа по поводу своеволия местных воевод, притеснявших жителей края. Много заботился владыка о повышении уровня жизни монашествующих, назначая настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году святитель Софроний возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в сан архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года, до своей блаженной кончины. В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором выражалась озабоченность обучением и воспитанием детей. Духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение "должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим".

Святитель Софроний старался повсеместно водворить уставное богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые сослужили во время архиерейского богослужения, участвовали в хоре или иподиаконствовали. Особыми указами он восстановил правильное каждение и благовест.

Но среди многих забот он не забывал о своей внутренней духовной жизни. Сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который сообщает, что святитель "пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу..."

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылал для этого необходимые средства.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что трудно было подобрать достойного преемника.

Последние дни жизни святитель Софроний провел в молитвенном подвиге. Скончался он в преклонных летах 30 марта 1771 года, на второй день Пасхи.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое софроний кристалевский
Значение слова софроний кристалевский
Что означает софроний кристалевский
Толкование слова софроний кристалевский
Определение термина софроний кристалевский
sofroniy kristalevskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):