Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - софроний кристаллевский

Софроний кристаллевский

(в миру Стефан) — третий Иркутский епископ, по словам биографа его, родился 25 декабря 1703 г. в местечке Березани Переяславского уезда нынешней Полтавской губернии. Родители его были люди благочестивые из духовного звания; сестра его, инокиня Пакратия, жила в Коробиевском монастыре Переяславской (ныне Полтавской) епархии. По окончании образования в Переяславской семинарии, юноша поступил в 1727 г. послушником в Красногорский Золотоношского уезда Переяславской епархии Покровский монастырь, а 23 апреля 1730 г. был пострижен в иноки с именем Софрония и вскоре сделался настоятелем этой обители. В 1742 г. повелением императрицы Елисаветы Петровны С. сделан был наместником Александро-Невского монастыря. Приведенные сведения об епископе Софронии несколько расходятся с теми данными о нем, которые находятся в книге Троицкого Александро-Невского монастыря 1732 г., заключающей в себе записи о братии монастыря, начиная с настоятелей сей обители, в роде формулярных списков. Там записано следующее: "Софроний прозванием Назаревский родился в Малороссии в Черниговском полку в 704 г. Отец его Назарий Федоров был посполитой человек, белцом ево Софрония знали Стефаном, учился в Киево-Подольских школах и ходил до риторики, в 730 году пострижен в мантию Переяславской анархии в Спасском Золотовском (ошибочно вместо Золотоношском) монастыре того монастыря игуменом Гавриилом Польским, ис которого в 732 г. в Киевской епархии в катедре Софийской преосвященным митрополитом Поримфином (искаженное "Рафаилом") во иеродиакона и иеромонаха во оной же Золотоновский (Золотоношский) монастырь посвящен, от которого тогда и грамота ставленная была дана ему, токмо оная у него после того утерялась и после посвящения во оном Злотоновском (т. е. Золотоношском) монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Перояславской епархии преосвященного епископа Арсения Богослова (sic!) в дом его архиерейский, в котором был экономом восемь дет по взятье в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 735 г. послан был в Санкт-Петербурх за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пробыл два года, а означенная данная грамота оставлена была с протчими пожитками у оставшего в том монастыре брата ево, кой был тогда наместником и по отьезде ево умер, а по приезде той грамоты отыскать не могли, зачем от вышеозначенного преосвященного Арсения в прошлом 741 году за рукою ево ему дана другая; рукоделия он Софроний никакова неимеет". За этим — другим почерком: "Означенный иеромонах Софроний Назаревский по определению преосвященного Феодосия архиепископа Санкт-Петербурхского и архимандрита Александро-Невского подписанному июня 1 дня 1745 г. определен до дальшаго разсмотрения за наместникам канцелярии присутствующим" (49 л.). Иеромонах С. был один из числа тех, которые присланы были из разных епархий в Александро-Невский монастырь в 1742 г., 26 января и 6 февраля.

Сведения о С., извлеченные из процитированной книги, несомненно достоверные, так как в "книге" записано то, что он сам "о себе сказкою показал" (43 л.). С ревностию и любовию иеромонах С. потрудился на пользу Александро-Невского монастыря. Обладая величественной наружностью, светлым умом и отличаясь строгою жизнию, иеромонах С. обратил на себя особенное внимание императрицы и получал от нее щедрые пожертвования на церковные нужды. Императрица Елисавета Петровна, "великая мастерица в художественных женских рукоделиях", собственноручно вышила и подарила в 1751 г. иеромонаху С. епитрахиль, пояс и поручи, шитые по серебряной парче и красному бархату цветными шелками, серебром и золотом в знак особого уважения к нему.

26 июня 1747 г. скончался Иркутский епископ Иннокентий Перунович, и только 23 февраля 1753 г. императрица Елисавета Петровна именным своим указом повелела быть епископом Иркутским наместнику Александро-Невской лавры иеромонаху С., а 12 апреля того же года указала, чтобы назначенный к посвящению в Иркутские архиереи С. отправлял божественнее священнослужение в саккосе, каковым преимуществом еще не пользовались Иркутские епископы. 18 того же апреля, в неделю Фомину, в Московском большом Успенском соборе иеромонах С. посвящен был во епископа Иркутского и Нерчинского и при этом на него возложен был белый саккос, серебряный, шитый золотом, серебром и шелком, подарок и работа императрицы Елисаветы Петровны. Много предстояло трудов и забот преосвященному С. в Иркутской епархии, занимавшей площадь в десятки тысяч квадратных верст, и потому естественно, что преосвященный должен был о многом подумать, многое предусмотреть, подыскать дельных людей и запастись всем необходимым для епархиального управления, прежде чем отправиться в столь далекое путешествие. 2 декабря того же 1753 г. преосвященный С. извещал свою паству о скором своем отбытии из Москвы. Ознакомиться с положением дел в Иркутской епархии до отъезда туда много помог преосвященному С. Московский архиепископ Платон (Малиновский), который в 1738 г. по лишении архиерейского сана и монашества с мирским именем Павла Малиновского был сослан в Камчатку, но по просьбе преосвященного Иннокентия Перуновича оставлен в Иркутске и сделан учителем, а также Иоасаф Хотунцовский, начальник Камчатской миссии, возвратившийся в Москву в 1748 г. Преосвященный С. прибыл в Иркутск 20 марта 1754 года. После семнадцатилетнего управления преосвященного С. Иркутская епархия, по свидетельству очевидца-историка, получила полное, в возможной мере, благоустройство и внутреннее и внешнее, сохраняющее поныне следы свои даже в отдаленной Камчатке, бывшей тогда под управлением Иркутских епископов. Особенно озабочен был преосвященный С. построением и украшением храмов Божиих, которые, по большей части, были деревянные и находились в печальном состоянии, и определением к ним более или менее достойных причтов. Не только в приходы, но и в монастыри не шли монахи и лица белого духовенства из российских монастырей, даже по просьбе преосвященного С. в по указам Св. Синода. Тем не менее, он и в этом деле был очень осторожен и строг, так что и при нем многие приходы и храмы оставались без священноцерковнослужителей. Для лучшего и всестороннего ознакомления с религиозно-нравственным состоянием своей паствы преосвященный предпринимал поездки по епархии; в январе 1756 г. он был за Байкалом, а летом того же года в Киренске и Якутске; в 1758 г., в январе и феврале, он снова за Байкалом обозревает Нерчинский округ, а летом того же года снова в Якутской области.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое софроний кристаллевский
Значение слова софроний кристаллевский
Что означает софроний кристаллевский
Толкование слова софроний кристаллевский
Определение термина софроний кристаллевский
sofroniy kristallevskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):