Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сохор арнольд наумович

Сохор арнольд наумович

род. 7 апр. 1924 в Ленинакане, ум. 12 марта 1977 в Ленинграде. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1954), диссертация "Массовая песня в период Великой Отечественной войны". Доктор искусствоведения (1966), диссертация "А. П. Бородин". Участник Великой Отечественной войны. Окончил в 1949 теоретико-композиторский ф-т Ленингр. конс., в 1953 аспирантуру Научно-исследовательского ин-та театра, музыки и кинематографии в Ленинграде, в 1954 философский ф-т Ленингр. ун-та. Преподаватель Муз. училища в Калинине (1949—1950), Таллинской конс. (1954—1955), Ленингр. конс. (с 1966, с 1970 проф.). С 1955 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии, с 1971 там же рук. секции социологии искусства и эстетики.

Автор статей по вопросам развития рус. классической и сов. музыки, исследований в области эстетики и социологии, в т. ч. "Композиторская молодежь Ленинграда" (СМ, 1952, № 8), " Угрюм-река" в Ленинградском Малом оперном театре" (там же, 1953, № 11), "О музыке лирических песен" (там же, 1953, № 12), "Песни борьбы и побед" (там же, 1955, № 5), "Анатолий Новиков — мастер массовой песни" (там же, 1955, № 12), "За принципиальность в критике" (там же, 1956, № 9), "Заметки о народности Глинки" (там же, 1957, № 2), "Ленин и революционная песня" (там же, 1957, № 4), "Творческие завоевания молодежи" (там же, 1957, № 7), "Наше оружие — наши песни" (там же, 1957, № 10), "Эстетика Бородина" (там же, 1958, № 11), "Песни И. О. Дунаевского" (в кн.: Ученые записки Научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии. — Л., 1958), "Певица Александра Николаевна Молас" (в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства Вып 2. — М., 1958), "Крепить союз литературы и музыки" (МЖ, 1958, № 19—20), "За власть Советов" (рассказы о песнях; там же, 1959, № 12), "Никогда, никогда коммунары не будут рабами!" (там же, 1959, № 11), "Наш паровоз, вперед лети" (там же, 1959, № 16), "Взвивайся, песня..." (Музыка Давиденко; там же, 1959, № 18), "Дорогами исканий" (о творчестве Г. Уствольской; СМ, 1959, № 1), "Романс и песня" (там же, 1959, № 9), "Разворачивайтесь в марше!" (там же, 1959, № 11), "Страницы творческой дружбы" (Балакирев и Бородин; там же, 1960, № 5), "Дайте в руки мне гармонь..." (МЖ, 1960, № 3), "Рассказ, картина, песня" (о хорах Г. Свиридова; СМ, 1961, № 6), "Песня воспитывает нравы" (там же, 1961, № 11), "Музыка и культура коммунизма" (МЖ, 1961, 19), "В молодые годы" (к 75-летию со дня смерти А. П. Бородина; СМ, 1962, № 2), "Творчество и эстетика" (там же, 1962, № 3), "Композитор-драматург в балете" (в кн.: Музыка и современность. — М., 1962), "О современности в музыке наших дней" (там же), "О взаимодействии вокальных жанров в творчестве советских композиторов" (в кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. — Л., 1962), "Вокально-симфонические жанры в советской музыке" (там же. Вып. 2. — Л., 1963), "Советская песня сегодня" (там же), "Третья симфония Бородина" (СМ, 1963, № 4), "Бомба и знамя" (там же, 1963, № 7), "В поисках нового" (там же, 1963, № 9), "Курские песни" (там же, 1964, № 11), "Песня в опере" (в кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 3. — Л., 1964), "Стиль, метод, направление" (к определению понятия; там же. Вып. 4. — Л., 1965), "О природе и выразительных возможностях диатоники" (там же), "О специфике самодеятельного искусства" (в кн.: Проблемы музыкальной самодеятельности. — М.; Л., 1965), "Массовая бытовая эстрада" (СМ, 1965, № 10), "Две тетради В. Гаврилина" (там же, 1965, № 11), "Вадим Веселов" (МЖ, 1965, № 21), "По следам великого поэта (об оратории О. Тактакишвили; СМ, 1966, № 9), "Лирика Пушкина в творчестве советских композиторов" (в кн.: Пушкин и русская культура. — Л., 1967), "Есенин в музыке" (в кн.: Есенин и русская поэзия. — Л., 1967), "Изучение советского музыкального творчества" (в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 6—7. — Л., 1967), "Рожденная жизнью. Заметки о социальной природе советской музыки" (Сов. культура, 1967, № 134), "Партийное, идейное, художественное" (СМ, 1968, № 5), "Руководство к действию" (к 60-летию статьи В. И. Ленина "Лев Толстой как зеркало русской революции"; там же, 1968, № 9); "Немеркнущий свет теории" (ленинские страницы; там же, 1969, № 7), "Значение ленинской теории отражения и учения о партийности искусства для музыкальной науки" (в сб.: Учение В. И. Ленина и вопросы музыкознания. — Л., 1969), "Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки" (в сб.: Музыка в социалистическом обществе. — Л., 1969), "Этические основы бетховенской эстетики" (в кн.: Людвиг ван Бетховен. Эстетика. Творческое наследие. Исполнительство. — Л., 1970), "Воплощая ленинскую тему" (в сб.: Страницы музыкальной ленинианы. — Л., 1970), "Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы" (в сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. — М., 1971), "Друзья-соперники" (в сб.: Поэзия и музыка. — М., 1973), "Национальное и современное в советской музыке" (в сб.: Музыкальный современник. Вып. 1. — М., 1973), "О массовой музыке" (в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. — Л., 1974), "Развитие музыкальной социологии в СССР" (в сб.: Социалистическая музыкальная культура. — М., 1974), "Георгий Свиридов" (в сб.: Мастера музыки и балета — Герои Социалистического Труда. — М., 1978), "Василий Соловьев-Седой" (там же).

Лит. соч.: Камерное творчество П. И. Чайковского. — Л., 1949; В. П. Соловьев-Седой. — М.; Л., 1952; Русская советская песня. — Л., 1959; В. Соловьев-Седой. "Тарас Бульба". Балет. — Л., 1959; Георгий Свиридов. — М., 1960; "Интернационал" и его авторы. — М., 1960; "Гимн демократической молодежи" А. Г. Новикова. — М., 1960; "Катюша" М. И. Блантера. — М., 1960; "Песня о Родине" И. О. Дунаевского. — М., 1960; Музыка как вид искусства: В помощь слушателям университетов культуры. — М., 1961; Воспитательная роль музыки. — Л., 1962; Из истории песен Великой Отечественной войны. — М.. 1963; Георгий Васильевич Свиридов. — М., 1964; 2-е изд. 1972; Маяковский и музыка. — М., 1965; Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, музыкальное творчество. — М.; Л., 1965; Василий Павлович Соловьев-Седой: Книжка для юношества. — Л., 1967; Путь советской музыки: В помощь слушателям университетов культуры. — М., 1968; Эстетическая природа жанра в музыке. — М., 1968; Музыка и общество. — М., 1972 (София, 1975, на болг. яз.), Статьи о советской музыке. — Л., 1974; Социология и музыкальная культура. — М., 1975.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сохор арнольд наумович
Значение слова сохор арнольд наумович
Что означает сохор арнольд наумович
Толкование слова сохор арнольд наумович
Определение термина сохор арнольд наумович
sohor arnold naumovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):