Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сосницкая елена яковлевна

Сосницкая елена яковлевна

— драматическая артистка, родилась в 1799 г., ум. 9 января 1855 г., дочь небезызвестного в свое время придворного оперного певца Я. Воробьева, переведенного в конце 1790 гг. в Петербург А. Л. Нарышкиным. Под руководством кн. А. А. Шаховского в театральном училище С. получила свое образование. В январе 1815 г. она выступила с большим успехом в опере "Жаконд, или искатель приключений", а в октябре того же года завоевала симпатии публики превосходным исполнением роли Алексея в опере Кавоса "Иван Сусанин". В январе 1817 г. С. вышла замуж за известного уже тогда молодого артиста Ив. Ив. Сосницкого и в том же году впервые играла, вместе с мужем, роль Аглаи в комедии Грибоедова "Молодые супруги". Громкий успех, вероятно, послужил поводом к ее переходу из оперы в комедию, хотя, почти до 1821 г., она не оставляла окончательно оперу, участвуя, между прочим, в "Красной Шапочке" Буальдье, "Волшебной Флейте" Моцарта и др. С 1821 г. С. переходит в комедию на роли субреток и бойких, светских барынь. К лучшим ее ролям этого времени относятся: Сусанна в "Свадьбе Фигаро", Дорина в "Тартюфе", Лельская в водевиле Шаховского "Ворожея", Троепольская в комедии H. Кyликова "Актеры между собой"; в 1831 г. она попробовала сыграть роль Софии в "Горе от ума", но исполнила ее недостаточно хорошо. Почти ни одна из комедий H. Хмельницкого, Кукольника, П. А. Каратыгина и других современных писателей не обходились без ее участия. С нарождением новой комедии Гоголя и Островского, С. перешла на роли пожилых женщин и комических старух: так в 1836 г. она играла роль жены городничего в "Ревизоре", в 1842—Агафьи Тихоновны в "Женитьбе", в 1853—Панкратьевны в "Бедной Невесте" Островского. В упомянутых ролях С. принадлежала к числу лучших их исполнительниц. В конце 1854 г. по болезни она принуждена была уйти со сцены, а в январе следующего года — скончалась.

Пим. Арапов, "Летопись русского театра", стр. 235, 243, 244, 246, 252, 253, 264, 266, 276, 278—279, 292, 294, 297, 299, 301—302, 316—317, 320, 312, 355. СПб. 1861 г. — А. И. Вольф, "Хроника петербургских театров", СПб. 1877 г. т. І, стр. 3, 6, 18, 35, 49, 70, 89, 97, 100, 104, 125, 137, 145, 167, 177; т. II, стр. 74 и след. — Р. Зотов, "Е. Я. Сосницкая", "Пантеон", 1855 г., т. XIX, Январь, кн. 1, стр. 1—6. — Его же, "Театральные воспоминания", СПб, 1860, стр. 52, 72, 86, 87. — Н. И. Куликов, "Театральные воспоминания", "Русск. Старина" 1892, № 8, стр. 466—468. — Α. С. Пушкин, Сочинения (указ.). — И. Η. Божерянов, Иллюстрован. история русского театра", СПб. 1903 г. т. Ι — II. — "Театрал", карманная книжка для любителей театра. СПб. 1853 г., стр. 37.

А. Ш.

{Половцов}



Сосницкая, Елена Яковлевна

— хорошая оперная артистка, ум. 1855 в СПб., дочь певца Воробьева, жена известного драматического артиста: дебютировала на казенной сцене 1814 в "Сусанине" Кавоса (Алеша); особенно выделялась в ролях комических и тонких (Сусанна в "Свадьбе Фигаро"). Выступала также с успехом и в драматических партиях.

{Риман}



Сосницкая, Елена Яковлевна

(урожд. Воробьева) [10(22). 5.1800, Петербург — 8.(20). 1.1855, там же] — арт. оперы (лирич. сопрано) и комедийная актриса. Дочь Я. и А. Воробьевых, жена актера И. Сосницкого. Образование получила в Петерб. театр. уч-ще, по окончании к-рого выступала в операх, водевилях и комедиях на сцене петерб. Большого т-ра. Обладала сильным голосом и замечательным актер, дарованием.

1-я исп. партий: Терезы ("Бабушкины попугаи"), Доримены ("Принужденная женитьба"), Троепольской ("Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской"), Темиры ("Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича"), Клаудины ("Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста"), Екатерины Андреевны ("Казачка, или Возвращение из похода"); в Петербурге — Антоси ("Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом"), Клодины ("Моя жена выходит замуж"), Фамусовой ("Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам"); на рус. сцене — Памины ("Волшебная флейта"), Нанетгы ("Жоконд"). Элиз ("Опрокинутые повозки"). Лучшие партии: Нанетта ("Жоконд"), Алексей ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Сюзанна, Маленький паж. Партнеры: П. Злов, Г. Климовский. Е. Сандунова, В. Самойлов, В. Шемаев.

В нач. 1830-х гг. перешла на драм. сцену, где выступала в комедиях и была бессменной партнершей И, Сосницкого. Участвовала в 1-й постановке "Ревизора" Н. Гоголя на сцене петерб. Александрийского т-ра (22 апр. 1836).

Лит.: Зотов Р. И мои воспоминания о театре... //Репертуар. 1840. Кн. 7. С. 21—39; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки, Очерк. —Л., 1959. С. 628.



Сосницкая, Елена Яковлевна

урожд. Воробьева, актриса; р. 10 мая 1800 г., † 8 янв. 1855 г.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сосницкая елена яковлевна
Значение слова сосницкая елена яковлевна
Что означает сосницкая елена яковлевна
Толкование слова сосницкая елена яковлевна
Определение термина сосницкая елена яковлевна
sosnickaya elena yakovlevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):