Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - спиридон митрополит киевский

Спиридон митрополит киевский

— митрополит киевский (1476—1477 гг.) В летописи под 1476 г. о нем сказано: "Прииде из Царяграда в Литовскую землю митрополит Спиридон, родом тверитин, поставлен на мзде патриархом, а повелением турского царя". Избранного, рукоположенного и присланного цареградским патриархом Рафаилом в Литовскую церковь митрополита С. король Казимир не принял, но "посади в заточение", в котором митр. и оставался до 1482 года, если не долее. Будучи в Литве, митр. С. написал весьма обширное окружное послание или "Изложение о православней истинной нашей вере". В предисловии к "изложению" он прежде всего объясняет, что заставило его писать: "Понеже пред нашима очима видим много св. правилы отвержена, творятся в православии нашего христианства, их же не подобает, сего ради исписахом от правил св. апостол и св. отец 7-ми собор свидетели", упоминает о своих страданиях за правду и заканчивает предисловие словами: "радость, мир всему православию". В своем послании митр. С. обращается ко всей своей духовной пастве без всякого чувства недовольства; очевидно он не был отвергнут этою паствою, не поверившею его поставлению на мзде. Неизвестно, как и когда он успел освободиться из заточения в Литве и прибыл в Москву.

Но и здесь он не был принят, его отправили на заточение в Фелипонтов монастырь, где в 1503 г. он написал по просьбе инока Соловецкого монастыря Досифея житие святых Зосимы и Савватия Соловецких. Когда это житие было представлено Досифеем новгородскому архиепископу Геннадию († 1505), то последний оказал о С.: "Сей человек в нынешняя роды беяше столп церковный понеже измлада навыче священная писания". Митрополиту С. приписывается сочинение под заглавием: "Послание о Мономаховом венце Спиридона Савы". Автор послания называет себя двойным именем: "Спиридон рекомый Сава глаголемый". Второе имя, вероятно, получено им при пострижении в схиму. Заметим, что митр. С. прозван был "за резвость" Сатаною. В Москве поверили, что он был поставлен на мзде и в предотвращение подобных случаев на будущее время в самую присягу епископскую внесены были следующие слова: "отрицаюсь... после Исидора и Григория Болгара и Спиридона, нарицаемаго Сатана, взыскавшего в Цареграде поставления в области безбожных турок поганого царя, такожде и тех всех отрицаюсь, еже по нем когда случится приити на Киев от Рима латинского или от Царьграда турецкия державы". Слова эти находились еще в архиерейской присяге при митрополите московском Симоне (1495—1511). Из заключительной части "Послания o Мономаховом венце" видно, что оно писано в княжение Василия Ивановича и притом не позже 1523 г. В это время автор был "старостию одержим многою, имея от роду лет девять десять и едино". Митрополиту Макарию не было известно последнее "Послание" и потому он говорит, что год, кончины митрополита С. надобно полагать между 1503 и 1505 гг. Он же утверждает, что в ряду всех митрополитов Литовской православной митрополии за 1458—1503 гг., т. е. за период борьбы православия с латинством и неудачных попыток к унии, не встречается ни одного, который бы равнялся с С. по уму и образованию, или точнее, оставил по себе такие же литературные памятники своего ума и образования.

"История Русской Церкви", митроп. Макария, т. IX, 1900 г., стр. 63—68—Жданов, Иван, "Русский былевой эпос". Исследование и материалы", 1895 г., стр. 65—69, 81—90, 589—608. — Ключевский, "Древне-русския жития святых, как исторический источник", M. 1871 г., стр. 202—202. — Яхонтов, "Жития северно-русских подвижников", стр. 17—32. — Строев, "Списки иерархов", СПб. 1877 г. — Евгений, "Словарь духовных писателей". Филарет, "Обзор русской духовной литературы". — Карамзин, "История Госуд. Российск.", изд. Эйнерлинга, СПб. 1843 г., т. V, прим. 309, т. VI, пр. 629.

А. Никольский.

{Половцов}



Спиридон, Митрополит Киевский

— Митрополит Киевский и всея России, родом тверитин, поставлен в Константинополе в 1476 году по повелению Султана, но не признан ни Литовским, ни Московским Великим Князем и по отлучении сослан на Белоозеро в Ферапонтов Монастырь, где и скончался. Он около 1503 г. сочинил Житие Преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких, получив для оного записки от Священноинока Досифея, ученика Зосимова. Житие сие помещено все в Макариевых Великих Четиих Минеях, и сокращено оттуда в Минеях Димитриевых, а особо сохраняется между рукописями Московской Патриаршей библиотеки и Иосифовой Волоколамской.

{Болховитинов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое спиридон митрополит киевский
Значение слова спиридон митрополит киевский
Что означает спиридон митрополит киевский
Толкование слова спиридон митрополит киевский
Определение термина спиридон митрополит киевский
spiridon mitropolit kievskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):