Большая биографическая энциклопедия - спиридон сатана
Спиридон сатана
— митрополит Киевский.
Родился в городе Твери.
Приняв монашество, уехал в Константинополь, где патриархом и всем освященным Собором был избран и 15 сентября 1475 года хиротонисан в митрополита Киевского.
Поставление Спиридона в митрополиты объясняется следующими обстоятельствами. В 70-е годы XV века шла ожесточенная борьба за митрополию "всея Руси" между московским и литовским митрополитами. Спиридон, выступив в качестве третьего претендента, сумел получить от Константинопольского патриарха посвящение в этот сан. По всей видимости, Москва опасалась его более всего, как представителя тверской политической силы. Московские власти запретили владыке Спиридону вступать во всякое общение с тверским епископом. В "утвержденной" грамоте епископа Вассиана (Стригина-Оболенского; † 1508), получившего Тверскую кафедру в 1477 году, специально сообщается о Спиридоне: "А к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшаго во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков, от поганаго царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединенна ми с ним не имети никакова" (РИБ, СПб., 1880, т. 6, с. 683—684). О поставлении на "киевскую митрополию всея Руси" сам Спиридон говорит в наиболее раннем из дошедших до нас своем произведении — в "Изложении о православней истинней нашей вере". Король Казимир не принял Спиридона как избранного без всякого участия литовской паствы и поставленного еще при жизни нареченного митрополита Киевского Мисаила (Пеструцкого-Друцкого; † 1480). В Литве Спиридон оказался в заточении. В Летописях Софийской II и Львовской под 1482 годом рассказано о безуспешной попытке Спиридона прибегнуть к помощи Ивана III для своего освобождения (ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, с. 233). Очевидно, Спиридон был очень деятельным и ловким человеком, так как здесь же в летописи отмечено, что прозвище Сатана он получил за свою "резвость". И, видимо, не без оснований было сказано о поставлении его в митрополиты "по мзде". Когда и при каких обстоятельствах Спиридону удалось освободиться из заточения и перебраться на Русь, остается неизвестным. Но и на Руси отрицательно отнеслись к притязаниям Спиридона на Киевскую митрополию, в епископской присяге времени митрополита Симона († 1511, память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) упоминался Спиридон среди лиц, от которых отрекалась Русская Церковь (РИБ, т. 6, с. 451—452). Предпринимал ли Спиридон на Руси какие-либо шаги в связи с присвоением ему митрополичьего сана — неизвестно, но тем не менее он оказался в заточении в Ферапонтовом монастыре. Случилось это между 1483 и 1503 годами.
Митрополит Спиридон принадлежал к числу людей образованных и начитанных. Сохранились три сочинения, принадлежащие Спиридону. Два из них написаны по заказу, следовательно, он был известен как человек пишущий. Первым по времени написания из сохранившихся произведений Спиридона является "Изложение о православней истинней нашей вере", обращенное им ко всей его духовной пастве. В самом начале "Изложения" он сообщает о целях своего сочинения — описание семи Вселенских Соборов. Далее Спиридон рассказывает о себе, о своем поставлении в митрополиты и об изгнании, затем уже говорит о Соборах. Рассказывая о борьбе Вселенских Соборов с ересями, Спиридон каждый раз добавляет о своем отрицательном отношении к этим ересям и предает их проклятию, а себя считает невинно пострадавшим за Православие. Заканчивая текст "Изложения", он обращается к самим иерархам — "настольникам" и убеждает их вооружаться против ополчения вражия, ревностно оберегать и пасти словесное стадо, в котором Дух Святой поставил их епископами и пастырями; не увлекаться пристрастием к земным благам и жестокосердием, а церковные имения употреблять по удовлетворении нужд церковных на пособие нищим, сиротам, вдовицам и на выкуп пленных, а "не на своя страсти". "Изложение" митрополита Спиридона дает повод догадываться, что хотя он не был принят королем и находился в заточении, но ни православная литовская паства, ни ее святители не чуждались его как своего первосвятителя, может быть, потому именно, что он поставлен был самим патриархом в Царьграде, и не доверяя слуху, будто бы поставлен по мзде и по приказанию султана. Спиридон обращается к ним без всякого чувства недовольства или неприязни, которые были бы так естественны, если бы он был отвергнут своею паствою; напротив, обращается со словами любви и пастырской попечительное™, ясно свидетельствующими, что между ним и теми, к кому он писал, существовали добрые отношения. "Изложение о православней истинней нашей вере" не опубликовано, рукопись хранится в ГПБ, Соф. собр., № 1451, л. 243—261 об.
В 1503 году игумен Соловецкого монастыря Досифей, составивший Житие Зосимы и Савватия Соловецких, уговорил находившегося в заточении в Ферапонтовом монастыре Спиридона отредактировать и переписать заново жизнеописание Зосимы и Савватия, что последний и сделал. До нас дошел наиболее ранний текст Жития Зосимы и Савватия только в редакции Спиридона. Игумен Досифей обратился к Спиридону, "понеже бе муж мудр, измлада извыче и добре умея божественная писаниа новая и ветхая" (ГБЛ, Волок, собр., № 659, л. 309). Помимо Досифея, считавшего, что Спиридон знает "писаниа новая и ветхая", архиепископ Новгородский Геннадий (Гонзов; 11504, память 4/17 декабря), одобривший обращение Досифея за помощью к Спиридону, тоже отметил эрудированность последнего: "Сий человек в нынешняя роды бяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писаниа" (ГБЛ, Волок, собр., №659, л. 309 об.).