Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - тан н. а.

Тан н. а.

[псевдоним Владимира Германовича Богораза (1865—1936)] — писатель, ученый этнограф. Род. в семье учителя. С 1881 входил в народовольческие кружки. С 1885 примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий. Печатался в "Народной воле", неоднократно подвергался арестам; в 1889 был сослан на 10 лет в Средне-Колымск. В ссылке Т. стал заниматься этнографией. Около трех лет [1895—1897] кочевал среди чукчей. С 1896 начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Позднее сотрудничал в легальном марксистском журн. "Начало", а затем и в зарубежной с.-д. "Жизни". Первая книга прозы — "Чукотские рассказы" — появилась в 1899, а в 1900 — первая книга стихов ("Стихотворения").

В 1899 уехал за границу. В 1905 Т. — один из организаторов Крестьянского союза, в 1906 — член трудовой группы в Гос. думе. В это время Т. написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера. В годы первой революции Т. сотрудничал в газете большевистской военной организации "Казарма", помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений ("Предсмертная песня", "Царские гости", "Цусима" и т. д.). В годы реакции элементы либерализма, имевшиеся в произведениях Т. 90-х и начала 900-х гг., стали доминирующими. В это время Т. сотрудничал не только в либерально-народническом "Русском богатстве", но и в органе либералов "Вестник Европы" и вступил в партию народных социалистов. После Великой Октябрьской социалистической революции Т. в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах "Россия" и "Новая Россия", выступал как типичный сменовеховец. В годы 1925—1926 Т. пережил решительный кризис и, хотя с запозданием, все же принял пролетарскую революцию. Крупный этнограф и антирелигиозник, член-корреспондент Академии наук, проф. Ин-та народов Севера и ряда ленинградских вузов, Т. вел обширную исследовательскую и педагогическую работу. Беллетристическую деятельность Т. возобновил в 1928.

Лит-ая продукция Т. представляет наибольший интерес в первом десятилетии его творчества. Его лирика, несмотря на эпигонско-народнический характер, играла революционизирующую агитационную роль благодаря ее ведущему мотиву — призыву к борьбе, общему оптимистическому тону. В своих очерках и рассказах Т. по преимуществу этнограф, не только по материалу ("Чукотские рассказы", историко-этнографические романы "Жертвы дракона", "Восемь племен" и др.), но и по методу письма. Т. силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма. Произведения Т. советского периода также этнографичны. Роман "Союз молодых" [1928] построен на сочетании этнографического материала — предреволюционного быта и экономики Колымского края — с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства. В романе "Воскресшее племя" [1933] Т. показывает возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан с излишней детализацией, с натуралистическими подробностями.

Т. известен также как лингвист. Им проделана громадная работа по изучению луораветланского (чукотского) языка: составлена грамматика, опубликованы фольклорные тексты, издан словарь. Кроме того им были собраны и опубликованы тексты на нымыланском (корякском) и ительменском (камчадальском) языках. Т. издал также очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенкского (ламутского) языка, материалы по которому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря.

Библиография: I. Стихотворения, изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, СПб, 1900; изд. Н. Глаголева, СПб, [1906]; изд. "Просвещение", СПб, 1910; Собрание сочинений, изд. "Просвещение", тт. I — XII, СПб, 1910—1911; Собрание сочинений, изд. "Земля и фабрика", тт. I — IV, М. — Л., 1928—1929; Союз молодых (Роман из северной жизни), Гиз, М. — Л., 1928; изд. ЗиФ, М. — Л., 1930; Северная охота, изд. "Молодая гвардия", М., 1931; Колымские рассказы, ГИХЛ, M. — Л., 1931; USA (Люди и нравы Америки), изд. "Федерация", М., 1932; Воскресшее племя. Роман, Гослитиздат, М., 1935. Труды Т. по я зыку и фольклору: Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора, "Известия Акад. наук", т. 10, № 3, СПб, 1899; Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, изд. Акад. наук, СПб, 1900; Областной словарь колымского русского наречия, изд. Акад. наук, СПб, 1901; Материалы для изучения языка азиатских эскимосов, "Живая старина", кн. 70/71, Пб., 1909; Материалы по ламутскому языку, в кн.: Тунгусский сборник, I, изд. Акад. наук СССР, Л., 1931; Луораветланско-русский (чукотско-русский) словарь, Государст. учебно-педагогич. изд-во, М. — Л., 1937; Publications of the Jesup North Pacific Expedition, Leiden — N. Y., 1904, 1910; The Chukchee, vol. 7; Chukchee Mythology, vol. 8, part I; Chukchee — Hanbook of American Indian Languages, p. 2, Washington; 1922 (Bull. 40 of American Ethnology, Smithsonian Institute); The Escimo of Siberia (тексты с переводом); Publications of the Jesup North Pacific Expedition, vol. 8, part 3, Leiden — N. Y., 1913.

А. Д.

{Лит. энц.}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тан н. а.
Значение слова тан н. а.
Что означает тан н. а.
Толкование слова тан н. а.
Определение термина тан н. а.
tan n. a. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):