Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - тарковский андрей арсеньевич

Тарковский андрей арсеньевич

(04.04.1932—29.12.1986) — кинорежиссер, нар. артист России (1980). Сын рус. поэта А.А.Тарковского. Род. в Ивановской обл. В 1960 окончил режиссерский ф-т (мастерская М.И.Ромма) Всес. гос. ин-та кинематографии. Работал на киностудии "Мосфильм". С 1982 снимал фильмы на Западе, в 1984 в результате многолетней конфронтации с руководством Госкино СССР эмигрировал в Италию. Поставил фильмы: в 1961 "Каток и скрипка" (соавтор сценария); в 1962 "Иваново детство", получивший гл. приз Междунар. кинофестиваля в Венеции; в 1966—1971 "Андрей Рублев" (соавтор сценария), приз ФИПРЕССИ на Междунар. кинофестивале в Канне в 1969; в 1972 "Солярис" (соавтор сценария), спец. приз Междунар. кинофестиваля в Канне; в 1975 "Зеркало" (соавт. сценария); в 1980 "Сталкер" (он же гл. художник); в 1983 в Италии "Ностальгия" (соавтор сценария), получивший три премии на Междунар. кинофестивале в Канне; в 1986 в Швеции "Жертвоприношение" (автор сценария). Гл. идея, к-рую Т. выдвинул в самом начале своего творч. и потом реализовал в фильмах, состоит в том, что искусство "должно поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир, о к-ром рассказывает художник, не оставляет места для упований. Нет, даже еще более определенно: чем мрачнее мир, к-рый возникает на экране, тем яснее должен ощущаться положенный в основу творч. концепции художника идеал, тем отчетливее должна приоткрываться перед зрителем возможность выхода на новую духовную высоту". Он относился к кино как способу "достижения какой-то истины в той максимальной степени, на какую я способен". Для Т. изначально кинематограф был полноценным, серьезным искусством. В своем последнем интервью для парижского еженедельника "Фигаро-магазин" он говорил: "Только при наличии собственного взгляда на вещи режиссер становится художником, а кинематограф — искусством". Т. был убежден, что высшее предназначение художника в том, чтобы выразить в своем творч. те идеалы, к-рые выстраданы народом, чтобы в своих произведениях показать предчувствие народом перемен к лучшему. Принципиально важно отметить, что в жизни, в своей кинематографической деятельности он соответствовал своему пониманию высокого предназначения художника: бескомпромиссно отстаивал свою позицию в искусстве; его фильмы носили независимый характер; снимал только то, что ему хотелось снимать; выступал против общедоступности фильмов и коммерциализации кинематографа; был беспощаден в первую очередь к себе и к др. в работе над фильмами; в последнем фильме, зная о смертельной болезни, остался верен своим творч. убеждениям. В том же интервью он говорил: "Художник есть совесть об-ва, как аппарат наиболее чуткий, восприимчивый к происходящему вокруг него. Большому художнику удается создавать шедевры именно потому, что он способен видеть как-то зорче др., с радостью или болью преувеличенно воспринимать мир", он воплощает нравств. идеал своего времени. Комментируя уже свои первые фильмы, Т. подчеркивает, что они о крайнем проявлении верности нравств. долгу, борьбе за него, вере в него на уровне конфликта личности, где катастрофа означает несломленность человеч. души, о поиске нравственного идеального варианта поведения. Его волнует проблема преодоления, убежденности, нравственного преображения на пути борьбы в рамках собственной судьбы. По самой сути поднимаемые Т. вопросы имеют экзист. значение, так как неразрывно связаны с существованием самого человека: его выход на новую дух. высоту несломленность человеч. души, поиск нравственного идеала бытия человека. Он видел свою задачу и в том, "чтобы создать свой индивидуальный поток времени... Образ в кино не просто холодное документальное воспроизведение объекта на пленке. Образ в кино строится на умении выдать за наблюдение свое ощущение объекта". Кино "не исчерпывается визуальным рядом, а лишь намекает на что-то, распространяющееся за кадр, на то, что позволяет выйти из кадра в жизнь"; фильм "больше, что он дает нам непосредственно, эмпирически" (О кинообразе. Запись и комментарий О.Сурковой // Искусство кино. 1979. № 3). С филос. позиций в его концепции просматривается эволюция субъектно-объектных отношений, специфика гуманит. познания, ярко выраженный личностно-эмоциональный характер художеств. освоения действительности, трансцендирующее постижение жизни, метафизика кинокартины. С т. зр. спец., Т. создал язык кино XXI века, внес принципиально новое в визуализацию мышления. Многочисленные критики и исследователи его творч. отмечают конкретность и иносказание его фильмов. Для Т. сюжеты есть' лишь внешн. поводы для обнаружения внутр. мира человека. Гл. для него, что и как он хочет показать в фильме, и это мало зависит от избр. им сюжета и жанра. В его кинофильмах присутствуют и разл., но тоже постоянные темы (преодоления, творч., дома, жертвоприношения), а также рассматриваются образы, метафоры, символы, архетипы. По свидетельствам с ним работавших, идеалом Т. в кино было абсолютное и единоличное "авторство" (не случайно он, режиссер-постановщик, часто писал в соавт. сценарии, а в одном фильме был и гл. художником). Он мечтал снять картину, равную зрительскому времени, причем, снимая земное, передать ощущение космического. Исследователь филос. аспектов в фильмах Т. И.И.Евлампиев показал, что в творч. Т. адекватно воплотились нек-рые важные традиции рус. религ. филос., в частности концепция Всеединства. Т. стремился пересмотреть традиц. стереотипы в понимании сущности отношений человека с миром и роли человека в мире, в связи с чем человек предстает как неотъемлемая, слитная часть бытия и как центр бытия, как его составляющая, через к-рый осуществляется связь всех элементов и через к-рый "...все мельчайшие элементы бытия получают какой-то смысл, какое-то значение, складываясь в гармоничное целое" ("Страсти по Андрею": философия жертвенности. Андрей Тарковский и традиции русской философии // ВФ. 2000. № 1. С.56—57; Андрей Тарковский и новая философия человека // ВФ. 1996. № 12). Он считает гл. темой Т. осмысление предельной вовлеченности человека в бытие, полной зависимости человеч. бытия от бытия др. человека и от мирового бытия. По самой своей сути мировоззрение Т. носит филос. характер: рассмотрение мира в целом и отношение человека к этому миру. Мировоззренч. проблемы у него решаются в пользу гуманист. и оптимистической истины. По воспоминаниям, Т. был верующим человеком, о его отношении к религии свидетельствуют высказывания и фильмы, в к-рых присутствуют религ. мотивы (напр., мотив Троицы в фильмах "Андрей Рублев" и "Сталкер"), христ. символика. Как художник путь постижения Бога он мог выразить только через свое искусство. В своем интервью для "Фигаро-магазин" Т., исходя из своего 25-летнего опыта работы в кино, так охарактеризовал творч. вообще: "Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он пишет именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходить к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью творить, выражать себя. В нек-ром роде творч. есть выражение дух. существа в человеке в противоположность существу физ., творч. есть как бы док-во существования этого дух. существа". Сюжет созревает в душе бессознательно, а фильмы "отличаются от сценариев, потому что они развиваются “по внутр., интуитивным законам — как бы помимо воли их автора”". Т. крайне скептически относился к попыткам объяснения (даже самим автором) смысла фильма: если не убеждает зрителя то, что они видят на экране, то слова подавно бессильны, ибо принципиально важно эмоциональное восприятие произведения и если оно не возникло, то словесное воздействие на сознание, на интеллект не поможет понять этой картины. По сути контакт с произведением искусства происходит не на понятийно-абстрактном, рациональном, а на образно-чувственном, эмоциональном уровне.

Т. похоронен во Франции, на православном кладбище близ Парижа.

Творч. Т. — многочисленные интервью, встречи со зрителями, их письма, архивные материалы, воспоминания современников, автобиографичные заметки, история жизни и филос. творч. — все это еще недостаточно изучено. Не переведена на рус. язык его кн. "Запечатленное время", в к-рой обобщен опыт работы над фильмами и теор. размышления об искусстве и творч. И самое гл. — его фильмы, вызывающие постоянный интерес зрителей и спец. как в России так и за рубежом, требуют объяснения, понимания и сотворч.

Соч.: Запечатленное время // Вопросы киноискусства. Вып.10. М., 1967; Солярис без экзотики // Литературная газ. 1970. № 4; Зачем прошлое встречается с будущим? Беседа с кинорежиссером (ведет и комментирует О.Евгеньева) // Искусство кино. 1971. № 11; Режиссер и зритель. Проблема контакта. (Беседа с А.Тарковским. Записала О.Суркова) // Молодой коммунист. 1974. № 6; Перед новыми задачами. (Записала О.Суркова) // Искусство кино. 1977. № 7; Единомышленник прежде всего // Сов. художники театра и кино. М., 1977; О кинообразе. (Запись и комментарий О.Сурковой) // Искусство кино. 1979. № 3; Запечатленное время (на нем. языке). ФРГ. 1985;

Для меня кино — это способ достичь какой-то истины // Сов. Россия. 1988. № 77.

А.И.Скоблик



Тарковский, Андрей Арсеньевич

Род. 1932, ум. 1986. Кинорежиссер. Выпускник Московского института востоковедения, позднее режиссерского факультета ВГИКа (1960, мастерская М. Ромма). Первая работа — короткометражный фильм "Каток и скрипка" (дипломная работа, 1960, в 1961 г. удостоен главного приза фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке). Фильмография: "Иваново детство" (1962), "Страсти по Андрею" (1966, на экранах с 1971 г. как "Андрей Рублев"), "Солярис" (1972, "Серебряная пальмовая ветвь" к/ф в Канне), "Зеркало" (1975), "Сталкер" (1979, премия экуменического жюри к/ф в Канне, 1982), "Время путешествия" (док. ф., 1982), "Ностальгия" (1983, Италия — Франция, Гран-при к/ф в Канне, 1983), "Жертвоприношение" (1986, специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986). Народный артист РСФСР (1980). С 1982 г. в эмиграции.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тарковский андрей арсеньевич
Значение слова тарковский андрей арсеньевич
Что означает тарковский андрей арсеньевич
Толкование слова тарковский андрей арсеньевич
Определение термина тарковский андрей арсеньевич
tarkovskiy andrey arsenevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):