Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - успенский александр михайлович

Успенский александр михайлович

[9 (21). 10.1859 (в нек-рых источ. 1852). Тамбов — 1920, Москва] — арт. оперы (тенор), камерный певец Род. в семье священника, с 1879 обучался пению в Моск. конс., в 1890—91 совершенствовался за границей. В 1890— 1920 выступал на сцене моск. Большого т-ра. В 1900 гастролировал в Одессе (антр. М. Салтыкова). С особенным мастерством исп. характерные партии. "У Успенского по окраске звука голос был какой-то "чудной"... Но ни один другой голос из слышанных мною не подходил так к партиям Дьяка в "Ночи перед Рождеством", Мисаила в "Борисе Годунове", Бобыля в "Снегурочке" и т п. ролям. И вдруг я слушаю Успенского в роли Моцарта с Шаляпиным — Сальери, а затем в такой труднейшей партии, как Звездочет в "Золотом петушке", которая у него была сделана прекрасно и с музыкальной, и со сценической стороны и которая. консчно, явилась венцом его артистического творчества" (М. Вакарин)*.

1-й исп. партий: Таракана ("Забава Путятишна"), Скарчиафико ("Принцесса Греза"), Педрило ("Ледяной дом"), Фра Паоло ("Анджело". 2-я ред.): в Большом т-ре — Гришки ("Дубровский"), Дьяка ("Ночь перед Рождеством"), Овлура ("Князь Игорь"), Матуты ("Псковитянка", 3-я ред.), Маршалока ("Пан воевода"), Сопеля ("Садко"), Подьячего ("Хованщина"), Винокура ("Майская ночь"), Сакуса ("Нерон"), Шмидта (Вертер"); на рус. сцене — графа Суррея ("Генрих VIII"), Ипаса ("Троянцы в Карфагене"), Хуана ("Дон Кихот"), Среди лучших партий: Подьячий. Трике. Винокур, Дьяк. "Что сказать о г. Успенском, имевшем большой успех в роли дьячка? И грим его, и исполнение, не ударяясь в карикатуру, были очень характерны; особенно комично было его пение — сначала "борзым гласом", потом "по фитам", все выше и выше, соответственно тому, как разыгрывались его аппетиты, поощряемые лукавыми улыбками диканьковской Цирцеи" (Ю. Энгель)**.

Др. партии: Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Синодал. Брошка, Вася, Владимир Игоревич; Джакомо, Тибальд. Арлекин. Партнеры: М Дейша-Сионицкая, Л. Донской, Л. Собинов. С. Трезвинский, В. Тютюнник, П. Хохлов, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Купера, Э. Направника, Д. Похитонова, С. Рахманинова, В. Сука.

Принимал участие в концертах Кружка любителей рус. музыки (с 1902), в к-рых исп. романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского.

Вел пед. работу в Моск. конс. (1885— 1891), в Моск. муз.-драм. уч-ще (с 1904 проф.) Среди учеников — Г. Васильев, В. Дамаев, В. Дерягина, Н. Озеров, О. Гарновская.

Лит.: Вакарин М.* Театральные воспоминания // Сов. музыка. 1949. № 4. С. 65; Энгель Ю. Д.** Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С 33.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое успенский александр михайлович
Значение слова успенский александр михайлович
Что означает успенский александр михайлович
Толкование слова успенский александр михайлович
Определение термина успенский александр михайлович
uspenskiy aleksandr mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):